Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа
Цель работы:
Сделать изделие кулон «Капля» в технике филигрань и описать технологический процесс.
Задачи работы:
Изучить литературу по заявленной теме.
Дать определение филиграни.
На основе изученной литературы рассмотреть историю появления и развития филиграни.
Рассмотреть технологический процесс.
Описать сделанное изделие на практических занятиях.
Введение 4
1 Литературный обзор
1.1 Определение филиграни и история её развития 5
1.2 Технология изготовления изделий из филиграни, её виды и элементы 21
2 Технология изготовления изделия кулона «Капля»
2.1 Общий вид изделия 32
2.2 Заготовительные операции 33
2.3 Формообразующие операции 36
2.4 Сборка 37
2.5 Окончательная отделка изделия 38
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 43
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский
Кафедра: «ЛП и ТМ»
Курсовая работа
по дисциплине: Мастерство.
Тема: Изделие из филиграни кулон «Капля»
Выполнил:
студент гр. ТХОМ-81
Проверил:
к.т.н., ст. преподаватель
кафедры «ЛПиТМ»
Хабаровск 2012 г.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит пояснительную записку на 43 листах формата А4, включающую 14 литературных источников, 1 таблицу и 5 рисунков.
МЕДЬ, ФИЛИГРАНЬ, ЗЕРНЬ, ПЛАВКА, ВОЛОЧЕНИЕ, ПАЙКА, ПРИПОЙ.
Цель работы: Сделать изделие кулон «Капля» в технике филигрань и описать технологический процесс.
Объектом исследования является технологические операции при изготовлении филигранного изделия.
В процессе изготовления изделия необходимо подробно ознакомиться с технологиями изготовления, материалами и элементами филиграни.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Литературный обзор
1.1 Определение филиграни и история её
развития
1.2 Технология изготовления изделий из филиграни, её виды и элементы 21
2 Технология изготовления изделия кулона «Капля»
2.1 Общий вид изделия
2.2 Заготовительные операции
2.3 Формообразующие операции
2.4 Сборка
2.5 Окончательная отделка изделия 38
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Выбор темы не случаен: он вызван особым интересом автора курсовой работы к одному из древнейших видов художественной обработки металла – филигрань. Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Подходы к пониманию технологического процесса изготовления изделий из филиграни наиболее интересно определены в учебном пособии по курсу «Технология художественной обработки металлов давлением» канд. техн. наук, ст. научн. сотр. А.В. Клюка. На сегодняшний день эта тема актуальна. Так как филигрань – это ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и другой какой – либо проволоки. Изделия с филигранью включают самые различные материалы, такие как: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость.
Цель работы:
Сделать изделие кулон «Капля» в технике филигрань и описать технологический процесс.
Задачи работы:
В период работы над курсовой работой изучено 14 источников информации, указанных в разделе «Список использованной литературы».
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Филигрань (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно») - ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике.
Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д.
В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.
Искусство скани получило
в Древней Руси широкое развитие
почти повсеместно и достигло
высоких вершин мастерства. Золотые
и серебряные изделия, украшенные сканью
и зернью, встречаются при раскопках
древнерусских городов и
Орнаментом из зерни,
лишь с малым добавлением
Зернь, едва уловимых
для глаза размеров, сплошь покрывает
звездчатые колты или же
«Искусство зерни, знакомое южнорусским племенам с VI-VII веков по керченским образцам, в VIII-IX веках, благодаря притоку зерненных и сканых изделий с Востока, начинает широко прививаться на русской почве».
Исключительное значение
по своим художественным
В 1237 году татаро-монгольские
завоеватели сожгли город
На городище в 1822
году был найден широко
Найденный там же, на
месте Старой Рязани, небольшой
золотой ковчежец с
Опустошительные набеги
Золотой Орды и междоусобные
войны унесли множество
Кроме драгоценных украшений
со сканью и зернью, скрытых в
тяжелые годы в земле и позднее,
через несколько веков, найденных
археологами, до наших дней сохранились
только единичные памятники сканого
мастерства XIII и начала XIV века. Большей
частью это серебряные оправы на небольших
каменных образках, с несложными узорами,
в основном в виде коротких завитков.
Иногда это завитки в форме
восьмерок, расположенные вертикально
или горизонтально, выложенные из одной
или двух нитей сравнительно толстой
проволоки. На некоторых оправах
восьмерки расположены в два
ряда, часто на округлых концах их припаяны
сравнительно крупные шарики зерни.
Как на типичные примеры подобных
оправ XIII века можно указать на рамку,
обрамляющую образок с
Развитие филигранного искусства, приостановленное монголо-татарским нашествием, вновь приходит к расцвету в 15-16 вв. Изделия с филигранью включают самые различные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость. В это время работали известные мастера - сканщики Амвросий и Иван Фомин.
Филигранные изделия производились
в царских или монастырских мастерских.
Мастера-сканщики задумывали изделия
и осуществляли все операции по их
производству. В XVII в. потребность в
сканных вещах увеличивается. Появляется
разделение труда, ремесленники становятся
самостоятельными, отдельные мастера
осуществляют изготовление проволоки,
сканных элементов. В XVIII в. изготовлялись
большие сканные изделия, наряду
с камнями широко применялись
хрусталь, перламутр. Одновременно получили
большое распространение
С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но постепенно исчезает сочность, для многих вещей становится характерной манерность.
За последние годы обостренный интерес к древнерусской мелкой пластике, рельефным резным изображениям из камня, кости и дерева вызвал появление нескольких глубоких, серьезных исследований советских искусствоведов на эту тему. Однако эти исследования содержат разногласия по вопросам атрибуции разными авторами ряда памятников. Для определения места их производства исследователям приходится основываться исключительно на особенностях иконографии, стиля, палеографии, технологии, так как нет ни документальных данных, ни надписей на самих предметах, связывающих их с местом, где они были созданы, и которые могли бы служить вехами для определения сходных памятников. Небольшого размера легкие образки, несомненно, могли перевозиться из одного художественного центра в другой, и местонахождение их в ризнице какого-либо монастыря или в собрании музея какого-либо города не может служить безоговорочным основанием для утверждения, что именно там этот образок был выполнен. Еще сложнее обстоит дело с атрибуцией серебряных оправ, которые вполне могли быть сделаны не одновременно с образком или в другом центре. Среди предметов, не поддающихся пока точному определению, нельзя не отметить крест-мощевик, серебряная оборотная сторона которого украшена красивым сканым орнаментом с крупной зернью.