Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа
Цель работы:
Сделать изделие кулон «Капля» в технике филигрань и описать технологический процесс.
Задачи работы:
Изучить литературу по заявленной теме.
Дать определение филиграни.
На основе изученной литературы рассмотреть историю появления и развития филиграни.
Рассмотреть технологический процесс.
Описать сделанное изделие на практических занятиях.
Введение 4
1 Литературный обзор
1.1 Определение филиграни и история её развития 5
1.2 Технология изготовления изделий из филиграни, её виды и элементы 21
2 Технология изготовления изделия кулона «Капля»
2.1 Общий вид изделия 32
2.2 Заготовительные операции 33
2.3 Формообразующие операции 36
2.4 Сборка 37
2.5 Окончательная отделка изделия 38
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 43
Из первичных элементов набирают рисунок и устанавливают его на клей.
Напайная (фоновая) филигрань начинают с перевода рисунка на отожженную и отбеленную заготовку из листового металла. По конфигурации и размерам эта пластина должна соответствовать рисунку.
Набор начинают с установки главных, наиболее крупных элементов композиции, выполняемых из шнура, или, наоборот, с рамок по контурам рисунка. Если в рисунке предусмотрены вкрапления камней, то начинают с определения мест под касты. После этого устанавливают второстепенные элементы рисунка – скань или гладь из более тонкой проволоки. В конце определяют место тонким и мелким деталям, заполняющим рисунок. Набор заканчивают установкой зерни. Исконно набор скани проводили на столярный или вишневый клей (камедь). При этом каждую деталь, смазанную клеем, устанавливали на соответствующее место. В настоящее время применяют современные клеи, которые быстро сохнут, прочно приклеивают скань к фону.
При наборе фоновых изделий, необходимо следить за тем, что бы детали ложились на фон ровно, без зазоров, а так же плотно прилегали друг к другу, на сопрягаемых поверхностях. Это обеспечивает их надежную пайку с первого раза и делает место стыка незаметным.
При наборе зерни целесообразно канфарить фон. Это значительно облегчает набор и фиксацию зерни в рисунке.
Набор объемной фоновой филиграни
осуществляют на предварительно выдавленные,
или объемные формы – цилиндры,
конусы, шаровые поверхности или
более сложные формы –
При таком наборе следует остерегаться деформации и искажению рисунка при использовании его крупных элементов.
Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни часто, в целях облагораживания их внешнего вида, оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью, в том числе финифтью, гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Основные виды филиграни:
1) Напайная - узор
из проволоки (гладкой или
2) Ажурная - элементы
проволоки спаяны друг с
3) Объемная - объемные
предметы выполнены сканной
Филигранные изделия можно
репродуцировать посредством
Виды элементов филиграни:
Получается скань от скручивания, ссучивания двух проволочек, образующих "веревочку". Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотно уложенных зернышек. Дополняется скань зернью, т. е. маленькими шариками, делающими изделие еще более красивым.
Репейчик — элемент филиграни, образованный колечком внутри и четырьмя полуколечками по окружности. Изготовляется обычно из плоской веревочки, реже из круглой веревочки и плоской глади малого сечения.
Звездочка собирается,
репейчик, из колечка в центре
и полуколечек по окружности,
но число полуколечек больше
четырех — 5,6 и более. Радиус
полуколечек выбирается в
Огурчик — сложенный
из двух одинаковых дуг
Грушечка — по форме
напоминает каплю, острый
Зубчик — согнутый
из плоской или круглой
Развивашечка — это
зубчик с завитыми (загнутыми)
наружу усиками. Изготовляют
Лепесток — по форме
напоминает лепесток ромашки.
Делают его из плоской или
круглой веревочки или плоской
глади. Вставленные друг в
Тройник — трилистник,
согнутый филигранным пинцетом
из плоской или круглой
Головочка —
Стенек — имеет, подобно головочке, с одной стороны дужку, завитую в плоскую спираль, с другой — конец, образующий колечко, но колечко это находится не в центре спиральной головки, а прижато к дужке. Головка стенька образует кроме колечка один виток, и если головка имеет два или три витка — элемент называют соответственно двойным или тройным стеньком. Делают стенек аналогично головочке и из той же заготовки.
Травка — изготовляется
из элемента «зубчик» с
Завиток — дужка
с концами, завитыми внутрь, до
образования колечек. Для
Листочек — плоская
спираль, смятая с боков в
виде листочка. Из плоской веревочки
пинцетом делают спиральный
Завивка — спаянный в плоскости из трех листочков различной формы трилистник, который перед набором изгибают.
Жучок — элемент,
образованный колечком из
Розетка — сферическая
вогнутая чашечка из смятой
дорожки с корнером внутри. Для
изготовления розетки, как и
для жучка, делают спиральное
колечко, которое затем
Гладь — круглая проволока
различных сечений. Исходным полуфабрикатом
для заготовки служат слитки, которые
прокатываются в профильных валках
квадратного калибра до проволоки
такого сечения, что ее можно протянуть
через фильерную доску. Максимальное
сечение проволоки для
Веревочка — это жгутик,
скрученный из двух проволочек. Сечение
проволоки для скручивания
Шнурок — жгут, скрученный из трех или четырех проволочек. Может быть свит из двух веревочек. Располагая рисунок веревочек по-разному, получают различный рисунок шнура. Интересный шнурок получают скручиванием проволоки различных сечений или веревочек и проволоки. Свивают шнурок, аналогично веревочке, на моторе, а короткие отрезки — вручную.
Плетенка — косичка, плотно
сплетенная из трех проволочек. Изготовляют
ее вручную из коротких отрезков хорошо
отожженной проволоки, а затем выравнивают.
Являясь боковым ободочком
Таким образом, с помощью плоскогубцев, круглогубцев и т.п. подручных инструментов можно вручную изготовить любой интересующий элемент и завиток.
Пайка. Пайка одна из самых ответственных операций при изготовлении ювелирных изделий, а филигранных особенно. Сложное, имеющее множество мелких элементов, спаянных между собой, филигранное изделие должно отличаться не только чистотой исполнения, но и надежностью в эксплуатации. Поэтому филигранной пайке уделяется особое внимание. Для пайки используют ювелирные припои, обладающие хорошей текучестью, пластичностью и температурой плавления на 20—40 С выше температуры плавления монтировочных. Хорошая текучесть припоя обусловливает равномерный спай элементов филиграни, быструю растекаемость припоя по всем швам площади прогрева. Для золотой филиграни следует выбирать припой с наименьшим количеством цинка и кадмия, так как эти металлы не только резко понижают температуру плавления сплава, но и обладают разъедающими свойствами при перегреве металла.
Для серебряной филиграни и филиграни из недрагоценных металлов пользуются серебряным припоем: Ад — 70%; Си — 30% ИЛИ припоем, сплавленным из серебра 875-й пробы и меди в соотношении 4:1.
№ |
Название |
Кол-во (шт.) |
1 |
Наружний контур, филигрань 1 мм |
1 |
2 |
Основание, проволока 1мм |
1 |
3 |
Девятки, филигрань 0,4 мм |
12 |
4 |
Колечко, проволока, 1мм |
1 |
5 |
Колечко, филигрань 0,6 мм |
1 |
6 |
Зернь (2,5; 1 мм) |
4 |
7 |
Завиток, филигрань 0,4 мм |
1 |