Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа
Цель работы:
Сделать изделие кулон «Капля» в технике филигрань и описать технологический процесс.
Задачи работы:
Изучить литературу по заявленной теме.
Дать определение филиграни.
На основе изученной литературы рассмотреть историю появления и развития филиграни.
Рассмотреть технологический процесс.
Описать сделанное изделие на практических занятиях.
Введение 4
1 Литературный обзор
1.1 Определение филиграни и история её развития 5
1.2 Технология изготовления изделий из филиграни, её виды и элементы 21
2 Технология изготовления изделия кулона «Капля»
2.1 Общий вид изделия 32
2.2 Заготовительные операции 33
2.3 Формообразующие операции 36
2.4 Сборка 37
2.5 Окончательная отделка изделия 38
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 43
Орнамент сердец свободнее
и мягче, чем несколько сухой,
виртуозно исполненный
Иногда это более
сложные и разнообразные
Выдающийся памятник
новгородского сканого
Киноварная и бледно-зеленая
мастика заполняет мелкие
Эмаль по сканому орнаменту сменила во второй половине XVI века «холодную эмаль».
В новгородском искусстве
XV, XVI и XVII столетий встречается
несколько вариантов очень
Высокое мастерство
новгородцев, приемы работы и
орнаментальные мотивы, характерные
для искусства Новгорода,
Особенно близки новгородской
культуре серебряные сканые
Псковская скань. В серебряных изделиях Пскова много общего с новгородскими, однако, нельзя не отметить своеобразные черты и достижения, присущие только псковским серебряникам и основанные на глубоких традициях народного творчества.Сходство скани работы ювелиров Пскова с новгородской в основном ограничивается тем, что орнамент развертывается большей частью на фоне, сплошь усеянном мелкими скаными колечками. Сами же узоры отличаются яркой самобытностью.
Тонкие стебельки и причудливо изогнутые длинные листья змейками разбегаются по фону, покрытому миниатюрными скаными кружками, на большом серебряном очелье XVI века с иконы Богоматери.
Своеобразная красота
очелья дополняется
Спиральные завитки
из гладкой проволоки,
По краю необычных
по форме панагий, большей
Начиная с конца
XVI столетия псковский сканый
орнамент, так же как и в
других художественных центрах,
Весь технологический процесс производства филигранных изделий начинается из подготовительных операций
В начале разрабатывается
проект филигранного изделия – шаблон
под филигрань. Проект разрабатывается
художником, перед его переводом
в металл. Определяются составные
части объема, составляется развертка
изделия. Весь эскиз разбивают на
элементы, устанавливают толщину
и вид проволоки. Здесь важно
учитывать особенности
Сложный по конфигурации орнамент
разбивают на серию простейших элементов.
Короткий и простой отрезок
проволоки легче подогнать к
контуру линий рисунка. Это значительно
повышает производительность и обеспечивает
качество работы. При плотной установке
места стыка отдельных
Далее идут операции заготовки скани.
Материалами для изготовления
скани служат золото, серебро
и медь. Сплавы этих металлов
обычно не применяют в виду
их большой склонности к
Скань изготавливают
из проволоки, протянутой
Чтобы избежать нагартовываемости (упрочнения) проволоки, ее периодически отжигают. Структура металл, при этом меняется, проволока приобретает пластичность. Медь, серебро, золото – в этой последовательности они обладают меньшими способностями к нагартовке.
При предварительном
нагреве проволоки, перед ее
протяжкой, предпринимают меры
для предотвращения ее
После отжига проволоку отбеливают в слабом растворе серной кислоты, промывают и сушат.
Заготовку для скани после
волочения ссучивают и
Ссучивание, или свивание скани в прошлом осуществлялось на скальнице. В настоящее время скань сучат на шпинделе двигателя – любого уровня привода. Необходимая степень свивания филиграни достигается в два приема между отжигом. Ссученную скань прокатывают в плоских вальцах, вновь отжигают. Чем большая степень деформации скани, тем прочнее, изготавливаемое из нее изделие.
Для филиграни, так же применяют гладкую - круглую проволоку. Ее называют гладью, он значительно обогащает рисунок изделия.
Шнуры для филиграни различают по толщине и рисунку. Простейший шнур вьют из двух и более проволок. Его не вальцуют, и в своем сечении он остается круглым. Сложные рисунки сучат из трех и более проволок. Своеобразный характер приобретает шнур, свитый из проволок различной толщины. Значительно обогащает сканные работы еще более сложный рисунок – «плетенка», которую плетут, как косу из трех и более проволок. Плетенки заготовляют короткими отрезками, ибо плетение из длинных затруднительно. Элемент струнцал изготавливают по принципу канители. В сочетании со шнуром и сканью гладкие линии, очерченные струнцалом, производят эффект.
Скани, или филиграни сопутствует применение зерни – использования маленьких шариков в орнаменте рисунка, они обогащают линейный рисунок и напоминают жемчужные обнизи в шитье златошвеек.
Для приготовления зерни, используют следующую технологию.
Для обеспечения одинакового диаметра шариков зерни, проволоку нарезают на одинаковые размеры. Практически, это делают, на свитой в пружину сканную проволоку, при разделе ее в диаметральной плоскости. Далее, смешав заготовки – колечки с угольным порошком, их нагревают в муфельной печи до оплавления. При этом колечки сплавляются в шарики одинакового размера.
Набор скани состоит из двух операций.
Выгибание каждого элемента рисунка в соответствии с эскизом и установки его на соответствующее место рисунка, а так же закрепление, например клеем.
Элементы филиграни
Набор скани по рисунку
состоит из двух операций: выгибание
каждого элемента рисунка из соответствующей
проволочной заготовки и
Все детали рисунка изготавливаются заблаговременно, а затем устанавливаются на место. Эту работу ведут при помощи инструмента – корнцанга. Корнцанг представляет собой сложенную вдвое полосу шириной 10 – 15 мм и толщиной 1 -2 мм. Длина этого своеобразного пинцета достигает 100 -150 мм. Концы пинцета заостренны и слегка согнуты внутрь. Пинцетом работают, держа его в правой руке. Свободный конец проволоки придерживают указательным пальцем левой руки.
При серийном производстве
изделий для заготовки