Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа
Цель работы:
Сделать изделие кулон «Капля» в технике филигрань и описать технологический процесс.
Задачи работы:
Изучить литературу по заявленной теме.
Дать определение филиграни.
На основе изученной литературы рассмотреть историю появления и развития филиграни.
Рассмотреть технологический процесс.
Описать сделанное изделие на практических занятиях.
Введение 4
1 Литературный обзор
1.1 Определение филиграни и история её развития 5
1.2 Технология изготовления изделий из филиграни, её виды и элементы 21
2 Технология изготовления изделия кулона «Капля»
2.1 Общий вид изделия 32
2.2 Заготовительные операции 33
2.3 Формообразующие операции 36
2.4 Сборка 37
2.5 Окончательная отделка изделия 38
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 43
2.2 Заготовительные операции
2.2.1 Подготовка эскиза.
Разработка шаблонов, уточнение и классификация элементов, составляющих рисунок. Устанавливаются виды филиграни: витая, гладкая, толстая, тонкая, уплощенная. Так как узор сложен, его делят на простые элементы.
2.2.2 Вальцовка.
Скань надо изготовить из чистого металла - меди, обладающей хорошей вязкостью, мягкостью, пластичностью. Эти качества обеспечивают волочение и вальцевание проволоки, ее кручение и набор скани. Исходный материал – медный пруток диаметром 10мм. Оборудование – ручные ювелирные вальцы. Прокатку осуществлять за 5 переходов, чередуя с отжигом до толщины диаметром 0,7мм.
2.2.3 Отжиг.
При диаметре≥0,8 проволоку отжигать, не скручивая; при диаметре<0,7 – проволоку свернуть в рулон, чтобы концы не торчали. Оснасткой является асбестовая плита. Пламя должно быть жёлто-оранжевого цвета с мягким пламенем, контроль температуры нагрева металла осуществляется по цвету каления – малиново-красный, перемещать горелку равномерно, последовательно со скоростью 1 см/сек
2.2.4 Отбеливание заготовки.
Реактив: 5-10%
Режим: t=20-24
Продолжительность: 15-30сек
Изделие погружаем в ванночку с кислотой.
2.2.5 Промыть заготовку в проточной воде и высушить её.
2.2.6 Протяжка.
Запилить кромки, на окончание проволоки сделать коническую часть равную 0,15 мм.
Протянуть заготовку. Чтобы
подобрать проволоку для скани
нужного сечения, ее пропускают через
подобранный фильер (цейзан) - отверстие
в волочильной доске - пластине из
твердого сорта, стали. Протягивание производят
без нагрева проволоки, но в ходе
процесса она становится жесткой
и поэтому ее нужно периодически
отжигать, восстанавливать мягкость.
Волочильную доску с рядом
последовательно уменьшающихся
отверстий укрепляют в тисках,
конец проволоки заостряют с
помощью напильника, продевают через
отверстие и всю проволоку
плавно с помощью плоскогубцев протягивают.
Чтобы уменьшить трение, отверстия
волочильной доски или
Рис.3 Протяжка проволоки через волочильную доску.
2.2.7 Скручивание скани.
Сложить проволоку вдвое. Материал – медная проволока диаметром 0,5мм, l=1м. Выровнять концы проволоки и зажать их в тисках. Оборудование - тиски. Свить (ссучить) скань можно на шпинделе электромотора, дрели или подвесив к концу проволок вращающийся груз. Надеть петельку на крючок – зацеп, зажатый в патроне дрели и свить проволоку до частоты 2 витка на 1 мм. Инструмент - ручная дрель. Скрутку производят в два приема, между которыми проволоку отжигают, возвращая ей мягкость. Свитую скань пропускают через плоские вальцы, плющат и отжигают. Инструмент – кусачки. Оборудование - ручные вальцы (профильные валки).
2.2.8 Зернь.
Технология изготовления
зерни. Вещи, выполненные в технике
скани, надо включить зернь, составляющую
особый акцент в сканом кружеве. Чтобы
зернинки были одинаковы, нужны отрезки
проволоки равной величины. Для этого
тонкую проволоку плотными витками
наматывают на железный стержень, снимают
с него и разрезают на отдельные
колечки. Колечки можно разложить
на древесном угле или асбесте
и оплавить. Для получения плоского
основания шариков следует
Оснастка - березовый брусок.
Инструмент - бензиновая (газовая) горелка, пинцет.
Примечание - оплавляясь, металл принимает форму шарика.
Отсортировать зернь по размеру.
Изогнуть проволоку в элементы согласно эскизу и обрезать лишнюю часть проволоки. Набор скани подразделяется на две операции: выгибание деталей рисунка и установка, подгонка, приклейка их на место. Более рационально - заготовить все элементы рисунка и уже потом закреплять их на местах. Выгибание элементов производят с помощью пинцета – корнцанга. Концы этого пинцета заострены и позволяют захватывать самые тонкие сканинки. Выгибание производится правой рукой, в то время как указательный палец левой удерживает конец проволоки. Вся операция проходит на ровной пластине из цинка или алюминия. Рисунок набирают, начиная с основных конструктивных деталей композиции. В схему укладывают детали скани из проволоки по – тоньше, и затем самые тонкие элементы рисунка, его заполнение.
В процессе набора необходимо добиваться, чтобы все элементы набора плотно прилегали друг к другу на всем протяжении своего основания. Выровнять детали.
Инструменты - круглогубцы, пинцет, кусачки, молоток.
Оснастка - деревянная дощечка с ровными поверхностями.
2.4 Сборка изделия.
Перенести готовый эскиз на бумагу – шаблон. Уложить внешние границы изделия согласно эскизу. Подготовить сканный припой. Для пайки изделия из меди припой приготовляют из одной части меди и двух - серебра 875-й пробы. Удобнее всего применять припой в виде опилок. Для этого в тиски зажимают слиток и спиливают напильником. Попадающие в припой железные кусочки (от напильника или пилы) следует удалить магнитом, иначе они, окисляясь, впоследствии в отбеле испортят поверхность изделия.
Материал: серебряный припой 925 °.
Положить припой в зону необходимой пайки. Инструмент – пинцет.
Разогреть изделие до температуры 700-800 °С. При этом изделие излучает слабое малиновое свечение – это температура плавления припоя.
Рис. 4. Газовая горелка.
Пайка производится несильным пламенем. В качестве горючего может использоваться керосин, бензин и газ. Для пайки используем - специальную горелку (рис.4). Пламя не должно быть резким и узким (чтобы не сжечь изделие). Флюсом при пайке служит бура. Предварительно обожженную (чтобы не вспучивалась при пайке) и растолченную буру смешивают с припоем (1:1). Припаять элементы к внешним границам изделия. Места пайки смачивают слабым раствором буры и посыпают изготовленной смесью, что предупреждает появление непропаянных мест и заливку припоем мелких деталей скани. Припой растекается по месту соединений деталей, приобретая при этом характерный блеск. Покрыть припоем зернинки, установить их в узловые места согласно эскизу и припаять
Опустить изделие в отбел, затем в воду. По окончании пайки вещь тщательно отбеливается в 5%-ном растворе серной кислоты, чтобы остатки стекловидной буры не могли помешать последующей отделке. Оборудование - ультразвуковая ванна. Проверить качество филигранного узора на просвет.
2.5 Окончательная отделка изделия.
Отделочные операции включают механическую отделку ювелирных конструкций – крацевание, шлифовку, полировку, матирование, гравировку, чеканку и химическую обработку. Провести шлифовку. Шлифовка– операция, в результате которой поверхность изделия становится гладкой (7-9-й классы чистоты). Механическая полировка в мастерской производится с помощью бормашины эластичными кругами из войлока или круглой щетки с нанесением полировочной пасты, доводится полировка тканевыми кружками, кожаными шайбами, щетками из ниток-пуховок. Оборудование – бор – машина. Материал – паста ГОИ. Очистить кулон от пасты. Промыть в воде и просушить. Покрыть прозрачным лаком.
Заключение
Старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. Так, для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана - обилие зерни и полусфер, Костромы - сложные объемные формы. Древнее искусство рукотворной филиграни широко бытует в нашей современности.
В ходе написания курсовой работы были достигнуты все поставленные цели и задачи. Изучена литература в аспекте заявленной темы и даны определения филиграни, рассмотрена история её развития и рассмотрен технологический процесс, а так же изготовлено изделие в технике филигрань «Капля».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
14.Барадулин В.А., Коромыслов В.И., Максимов Ю.В. и др. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение, 1979. – 320 с., ил.
Приложение
а) б)
в) г) д) е)
а)филигрань бабочка б)тарелочка в)шкатулка «Яблоко» г) шкатулка «Паутинка» д)серьги «Жар-птица» е)шкатулка «Лебедь»
Рис.5 Изделия в технике филигрань.
1 Рис.5 Изделия в технике филигрань (а).
2 Рис.5 Изделия в технике филигрань (б).
3 Рис.5 Изделия в технике филигрань (в, г).
4 Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода. – Наука. 1981.
5 Рис.5 Изделия в технике филигрань (д, е).
6 Марченков В. И. Ювелирное дело.: Практ. Пособие. 3 – е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. Шк.,Ю 1992. – 256 с.: ил.
7 Флеров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов: Учебник. – М.: Высш. Школа, 1981. – 288 с., ил.