Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 12:46, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение вопроса развития УУД во внеурочной деятельности на примере работы кружка мягкой игрушки в начальной школе.
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Предмет исследования: организация работы кружка мягкой игрушки в начальной школе.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и
т. д.).
Таким образом, в
данной главе мы рассмотрели
внеурочную деятельность как
составную часть учебно-
Внеурочная деятельность – это открытие интересов и увлечений каждого ребёнка. Важно, что в этот момент ребёнок раскрывается как личность.
Глава II. Формирование УУД во внеурочной деятельности младших школьников
В процессе обучения трудовой деятельности в начальной школе у детей формируются определённые универсальные учебные действия. Они формируются, когда дети учатся исследовать элементарные физические, механические и технологические свойства материалов, используемые при выполнении практических работ. Изучают многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов
к работе. Экономно расходовать
материал. Выбор и замена материалов
в соответствии с их
Инструменты и приспособление для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сбора, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение
измерений и построений для
решения практических задач. Виды
условных графических
Проанализировав различные федеральные программы по технологии (программа Конышевой Н.М. «Гармония»; Шпикаловой Т.Я. «Художественный труд»; Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Перспектива») мы увидели, что в начальных классах дети учатся изготавливать разнообразные виды игрушек. Но количество часов, отводимое программами на изучение этой темы на наш взгляд недостаточно, всего лишь по 2 часа в каждом классе. Работа по этой теме вызывает интерес и способствует достижению личностных и метапредметных результатов, поэтому целесообразно организовать в школе кружки по изготовлению мягкой игрушки, в работе которых продолжается формирование универсальных учебных действий.
Кружки изготовления игрушек-сувениров могут быть созданы в школах, группах продлённого дня и т.д. В кружках могут заниматься ребята, как младшего, так и старше школьного возраста. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. Так, в одну группу рекомендуется записывать школьников с разницей в возрасте не более одного – двух лет.
Комплектование в группу учащихся одного возраста позволяет руководителю построить своё занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, организацию коллективных работ, правильно запланировать время[6, стр. 13] для теоретических занятий и практических работ.
Работа кружка рассчитана на 35 учебных часа. Каждая группа занимается по 1 часу в неделю. Набор учащихся в кружки проводятся в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в кружки.
В помещении, где проводится запись в кружки, рекомендуется оформить витрину или стенд с работами кружковцев. В одну группу кружка рекомендуется включать не более 20 человек. В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя кружка; он следит за сохранностью оборудования и инструментов, назначает дежурных. Дежурные приходят на занятия за 15-20 мин до начала и помогают руководителю подготовить кабинет к занятиям.
Планируя годовую работу кружка, руководителю необходимо учитывать местные условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении игрушек-сувениров. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут изменяться в зависимости от изготовленного материала, а также от умения и навыков кружковцев.
2.3.Учебно-материальное обеспечение
Помещение и оборудование.
Для занятий кружка требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Занятия школьных кружков по изготовлению игрушек-сувениров можно проводить в кабинете труда, в пионерском лагере, клубе. Во всех случаях помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивается люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда[6, стр.16] и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Столы для работы в учебном кабинете следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди. Рабочее место руководителя кружка оборудуется столом и стулом. Стол предназначен для работы, размещения журналов, а также различных подставок для демонстрации образцов.
В помещении должна быть настенная доска. На ней мелом выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия. Очень удобна раскладная доска-экран, который можно использовать для демонстрации слайдов.
По боковой стене комнаты целесообразно расположить комбинированные шкафы с застеклённой верхней частью, где можно разместить постоянную выставку детских работ, образцы народных игрушек, изобразительный материал.
Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части. Размещение каждого вида инструментов в отдельных ящичках и в определённом порядке обеспечивает также быструю раздачу их на занятиях. Комплекты выкроек-лекал рекомендуется хранить в отдельных конвертах.
Наглядные пособия.
Средства наглядности позволяет дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определённого задания, способствует более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы.
К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы графического изображения игрушек и чертежи к ним. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении нового материала и как инструкции при выполнении игрушек.
На занятиях широко применяют образцы игрушек, выполненных руководителем кружка или кружковцами. Они дают точное представление о размере, форме, объёме изделий. Такие игрушки могут сужить наглядным материалом для показа конструктивного соединения деталей, выполнения различных видов швов, оформление.
Неоценимую помощь в эстетическом развитии детей оказывают изделия народных мастеров.
Интересно могут быть использованы на занятиях цветные слайды, на которых можно снять лучшие работы кружка, методические разработки моделей игрушек, различных композиции игрушек по темам сказок и литературных произведений.
Материалы, инструменты, приспособления.
Для выполнения работ необходимы определённые материалы, инструменты и приспособления.
Ткани, мех. Ткани желательно подбирать различные по цвету, фактуре, видам. Гладкий и набивной ситец, байка, трикотаж, фланель и другие материалы для пошива сувениров и различных костюмов для игрушек.
Для выполнения объёмных набивных игрушек рекомендуется использовать коротковорсовый синтетический мех, он легко обрабатывается, и хорошо сохранят форму игрушки, а также плюш. Длинноворсовый синтетический и натуральный мех больше подходит для отделки игрушек и комбинирования с коротковорсовым мехом с любым видом ткани и неткаными материалами.
Нитки. Для пошива игрушек нужны катушечные нитки № 30, 40 разных цветов. При оформлении декоративных швов по лицевой стороне игрушек используют мулине, ирис, штопку, шерстяную пряжу.
Тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы. Эти материалы нужны для соединения частей игрушек и оформления изделий.
Картон. Необходим для изготовления выкроек-лекал и каркасов некоторых видов игрушек.
Поролон, проволока, вата. Из поролона делают каркасы для плоских игрушек. Для каркасов объёмных игрушек используют мягкую проволоку сечением 1-3 мм. Ватой набивают сшитые формы игрушек.
Ножницы, иголки, наперстки. Для раскроя меха наиболее удобны маленькие ножницы с острыми загнутыми концами, а для раскроя ткани – большие с прямыми лезвиями.
Иголки нужны разной величины (несколько наборов).
Наперсток должен соответствовать толщине среднего пальца.
Мел, клей, краски, кисти, карандаши. Мел используют для обрисовки лекал на ткани, мехе.
Для склеивания деталей из ткани применяют клей ПВА.
Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для выполнения графических работ в альбоме и для росписи игрушек.
При работе бывают, нужны пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки, а также проволочная щётка для расчёсывания меха.
Для разглаживания ткани необходим электрический утюг.
Перед началом работы кружковцы должны надевать специальную одежду – фартук или рабочий халат для предохранения одежды от загрязнений меховым ворсом, клеем, красками. Фартук (халат) должен иметь опрятный вид. После занятий спецодежду убирают в определённое место.
2.4.Проведение кружковых занятий
Общие методические рекомендации.
В зависимости от поставленных зада руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения – словесные, наглядные и практические.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок в альбоме[6, стр.19].
Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Так, при прохождении темы «Матрёшка» руководитель вначале знакомит детей с историей народного костюма, богатством и разнообразием декоративной отделки, с названием отдельных его деталей, даёт представление об ансамбле костюма. Затем кружковцы записывают новые названия, делают зарисовки народных костюмов, отдельных его частей, орнаментов с тем, чтобы использовать наиболее характерные детали и цветовые сочетания при выполнении эскизов и при разработке костюма игрушки.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего занятия.
Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятие, разнообразить его. Нужно спланировать занятие таким образом, чтобы по времени каждая часть практической работы не была слишком затянута.
Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала. Теоретический план можно преподносить в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Вначале, знакомя школьников с основными способами соединения деталей игрушек, преподаватель направляет деятельность их на правильное выполнение приёмов сшивания деталей, следит за качеством выполнения. При выполнении первоначальных заданий уместны различные упражнения, требующие от учащихся приобретения определённых навыков. Так, заготавливая выкройки-лекала из плотного картона, детям предоставляется возможность поупражняться, вырезая вначале простые формы. Руководитель должен добиваться от ребят точности и аккуратности выполнения этой подготовительной работы.