Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 12:46, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение вопроса развития УУД во внеурочной деятельности на примере работы кружка мягкой игрушки в начальной школе.
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Предмет исследования: организация работы кружка мягкой игрушки в начальной школе.
Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке моделей или в создании новых образцов. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в оформлении игрушек. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том, или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Необходимо помнить, что учащиеся активнее воспринимают материал, если наглядные пособия по мере объяснения темы меняются. При одновременном показе различного вида наглядного материала внимание детей, как правило, рассеивается, что создаёт неблагоприятные условия для успешного усвоения задания.
При создании графических работ по зарисовки моделей в альбоме кружковцам иногда бывает недостаточно демонстрации образца или таблицы. Поэтому необходимо оказывать помощь школьникам в конструктивном разборе модели игрушки объяснении ее пропорций и нахождении декоративного решения. Объяснения рекомендуется сопровождать показом выполнения графического изображения игрушки или её деталей на доске. Изображения должны быть большого размера, чтобы все ребята смогли их увидеть.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и её оценка. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.
Выполнение графических работ в альбоме. Заготовка и хранение выкроек-лекал.
На занятиях в течение учебного года кружковцы ведут альбом, где выполняют зарисовки игрушек, чертежи, записывают правила и новые понятия. Каждое новое задание сопровождается зарисовками образцов игрушек и сувениров. При этом необходима аналитическая работа – сравнение различных частей игрушки, их величины, формы, объёма и цвета. Работа карандашом и красками даёт детям графические навыки, помогает лучше усвоить конструктивное[6, стр.24] строение модели, соотношение размеров деталей, цветовые сочетания.
Выкройки-лекала, изготовленные руководителем, переводят на альбомные листы карандашом, затем контуры каждой детали выкройки обводят тушью, чернилами или фломастером.
При расположении выкроек на листе надо следить за тем, чтобы детали не находили друг на друга. Если этого избежать не удаётся, то различные детали обводят карандашами или фломастерами различного цвета. На листах обычно вначале располагают детали выкроек больших размеров, а между ними помещают маленькие. На чертежах каждой модели делают соответствующую надпись – название детали с указанием количества частей, которые необходимо будет выкроить из материала. В верхней части листа делается надпись – название модели и её краткая характеристика.
Качество выполнения игрушек из ткани и меха в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех групп. Выкройки-лекала можно изготовить из расчёта один комплект на двоих.
Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. Рекомендуется также пронумеровать детали.
Выкройки-лекала каждой модели игрушки следует хранить в отдельном конверте. Такие конверты можно склеить из плотной бумаги. На конверте рекомендуется нарисовать общий вид игрушки и сделать надпись: название игрушки и количество деталей.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.
В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. После установки каркаса набивка производится обычным способом.
Раскрой материала. При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.
При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. Вначале на материале надо располагать наиболее крупные детали. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.
Детали из сукна, драпа и войлока раскраивают без припуска на швы, а из тонких тканей, например, ситца, бязи и сатина – с припуском 0,5-1 см.
Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы 0,3-0,5 см.
Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек кружковцы осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают в ручную. Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани – ситца, бязи и других вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками или на швейной машинке. Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают ватой.
Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.
Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать вату или остатки мехового лоскута от раскроя игрушки. Набивать формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким, длинным стержнем, можно карандашом. Использовать при этом ножницы нельзя, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.
Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из чёрных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинки, кусочки клеёнки и кожи.
В верхней части плоских игрушек часто закрепляют петельку из толстой нитки для того, чтобы игрушку можно было повесить.
Вопросы безопасности труда.
На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На первом же занятии педагог, знакомит учащихся с различными инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий[6, стр.27]
Учащиеся должны знать и соблюдать следующие правила:
Иглы и булавки
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать,
а класть в специально
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми
лезвиями от работающего; передавая,
держать их за сомкнутые
3. Работать хорошо
4. Не оставлять ножницы
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы
только по назначению.
Правила работы на швейной машине.
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.
Правила безопасности при работе электрическим утюгом
1. Перед работой утюгом
2. Утюг включать и выключать сухими руками,
берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась
шнура.
5. По окончании работы утюг выключить.
Правила безопасной работы
1. Волосы спрятать под косынку.
2. На швейную машину не класть посторонние предметы.
3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4. Не наклоняться близко к
движущимся и вращающимся
5. Следить за правильным
6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7. При включении
8. Осторожно обращаться с
Виды игрушек.
Плоские игрушки – аппликации.
Объёмные игрушки из ткани и меха.
Куклы – сувениры в народных костюмах.
Игрушки для кукольного театра.
2.5. Тематическое планирование занятий кружка для 1-2 класса
№ |
Наименование темы |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие. |
2 |
2 | |
2. |
Основные приёмы работы с тканью |
|
5 | |
3. |
Материаловедение. |
1 |
1 | |
4. |
Основные ручные швы. |
1 |
2 |
3 |
5. |
Способы закрепления нити. |
1 |
1 |
2 |
6. |
Цветоведение. |
2 | ||
7. |
Основные цвета. |
1 |
1 |
2 |
8. |
Сочетание цветов. |
1 |
1 |
2 |
9. |
Плоские игрушки - аппликации |
|
24 | |
10. |
Медвежонок. |
2 |
6 |
|
11. |
Лев |
2 |
6 |
|
12. |
Тигрёнок |
2 |
6 |
|
13. |
Объёмные игрушки из ткани и меха |
|
33 | |
14. |
Обезьянка |
2 |
9 |
|
15. |
Смешарики: Зайка |
2 |
9 |
|
16. |
Лягушонок |
2 |
9 |
|
17. |
Игрушка по выбору. |
2 |
10 |
|
18. |
Выставка работ |
1 |
1 | |
Итого: |
21 |
61 |
75 | |