Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:47, курсовая работа
Тепловые двигатели могут быть разделены на две основные группы. Двигатели с внешним сгоранием - паровые машины, паровые турбины, двигатели Стирлинга и т.д. Двигатели внутреннего сгорания. В качестве энергетических установок автомобилей наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгорания, в которых процесс сгорания топлива с выделением теплоты и превращением ее в механическую работу происходит непосредственно в цилиндрах. На большинстве современных автомобилей установлены двигатели внутреннего сгорания.
Введение 8
1 Кинематический анализ рычажного механизма 16
1.1 Структурный анализ рычажного механизма 16
1.2 Кинематический анализ 18
1.3 Определение положений и построение планов механизма 20
1.4 Построение планов скоростей 22
1.5 Построение планов ускорений 23
1.6 Метод кинематических диаграмм
2 Силовой расчёт рычажного механизма ДВС
2.1 Выбор расчётного положения механизма
2.2 Силовой расчёт рычажного механизма ДВС 31
2.3 Кинетостатический расчёт механизма ДВС 31
2.4 Теорема Н.Е. Жуковского 37
3 Редуктор 38
3.1 Динамический анализ рычажного механизма 3
3.2 Выбор электродвигателя 3
3.3 Выбор схемы редуктора 3
3.4 Определение вращающих моментов на валах 3
4 Конструирование и расчет одноступенчатого редуктора 41
4.1 Расчет допускаемых напряжений 4
4.2 Выбор материала и термической обработки 4
4.3 Допускаемые контактные напряжения 42
4.4 Расчет межосевого расстояния 43
4.5 Расчет основных размеров колеса 44
4.6 Определение сил в зацеплении 47
4.7 Проектный расчет валов 47
4.8 Быстроходный вал 47
4.9 Тихоходный вал 48
4.10 Расчет прочности шпоночных соединений 49
4.11 Расчёт подшипников на заданный ресурс 50
4.12 Выбор муфт 52
4.13 Расчет деталей корпуса 53
4.14 Смазка редуктора 53
5 Сборка редуктора 54
Заключение 55
Библиографический список 56
Приложение А Спецификация 57
Cоставляем векторную сумму сил, приложенных к звеньям данной группы Ассура:
R t 24 + R n24 + G4 + Ри5 + R 05 + G5 + Рпс + Ри4 =0 (42)
Далее составляем уравнение моментов относительно точки Е:
MЕ (4) =0
Из уравнения (44) определяем модуль R t 24 и с учётом этого уравнение (43) будет содержать два неизвестных, которые находим, строя план сил для данной группы Асура. Построение плана сил начинаем с выбора масштабного коэффициента для этой группы Асура.
р= 100 Н/мм
В первую очередь откладываем в выбранном масштабе полностью известные векторы уравнения (31). Из построения найдём модуль и направление реакции R 24
R 24 =21300 Н
Рассмотрим группу Ассура (2-3)
Рисунок 12- Группа Ассура (2-3)
R 24= - R 42
Составляем уравнение равновесия:
R t 12 + R n12 + G2 + Ри2 + R 03 + G3 + Ри3 + R 42=0 (44)
Уравнение моментов относительно точки С :
MС (3) =0
Из уравнения (45) определяем модуль R t 12 . Построение плана сил начинаем с выбора масштабного коэффициента для этой группы Асура.
р= 600 Н/мм
Из построения найдём модуль и направление реакции R 12
R 12 =57000 Н
Рассмотрим начальный механизм (0-1):
Рисунок 13- Начальный механизм (0-1):
R 12= - R 21
R 12 + РУР + G1 =0
РУР = R 12 + G1
МУР= РУР * lAB= 20736 Н
2.2.2 Теорема Н.Е. Жуковского
Из принципа возможных перемещений выводится теорема Жуковского о «жёстком рычаге».
Теорема Н.Е. Жуковского:
Если данный механизм в данный момент времени под действием приложенных к нему сил находится в равновесии, то в равновесии будет находиться и план скоростей этого механизма, рассматриваемый как жёсткий рычаг с внешними силами, перенесёнными с плана положений и повёрнутыми на угол 900 в одном направлении.
МУР= РУР * lAB= 20030 Н
Оценим погрешность:
( МкУР- МжУР / МкУР )*100 %=3,4 %
3 РЕДУКТОР
3.1 Динамический анализ рычажного механизма
Затраченную мощность находим с учетом КПД агрегата по формуле:
Pд.с.=Nср/ηагр,
где Pд.с.-мощностть от движущихся сил;
ηагр=ηобщ= ηм1∙ηм2∙ηР∙ηим,
где ηм1 = 0,96 – КПД муфты 1;
ηм2 = 0,98 – КПД муфты 2;
Определяем КПД редуктора по формуле:
ηР=1– [m∙(ψз + ψг) + n∙ψп],
где m = 3– число зубчатых пар;
n = 3 – число пар подшипников качения;
(ψз+ψг) = 0,02…0,05 – сумма коэффициентов потерь на трение в зацеплении и гидравлических потерь в одной зубчатой паре. Берем (ψз +ψг) = 0,02;
ψп = 0,005…0,01 – коэффициент потерь на трение в одной паре подшип ников.
ηР=1 – (2∙0,05 + 3∙0,01) = 0,98;
Pд.с . = 28,6 Вт.
Вычисляем мощность электродвигателя с учетом коэффициента запаса (1,1…1,2) мощности по формуле:
Ртреб=Рд.с.∙∙1,1;
Ртреб =28,6∙1,1 = 31,4 кВт.
Округляем до стандартного значения Ртреб =30 кВт
3.2 Выбор электродвигателя
Выбираем электродвигатель по полученной мощности серии АИР марки А180М2.
Характеристики электродвигателя А180М2:
синхронная частота вращения – 3000 об/мин; асинхронная частота вращения – 2940 об/мин.
3.3 Выбор схемы редуктора
Обоснование схемы редуктора
Редуктором называют механизм, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.
В соответствии с заданием на курсовой проект первоначально задан двухступенчатый редуктор с раздвоенной быстроходной ступенью.
Выбор редуктора производим по общему передаточному числу:
UР=nдв/n2.
UР = 2950/500 = 5,88.
Так как UР = 5...8, то проектируем одноступенчатый редуктор с внутренним зацеплением , так как он имеет наиболее компактные размеры, высокий КПД и может применяться на относительно низких скоростях.
3.4 Определение вращающих моментов на валах
Вращающий момент на валу электродвигателя находим по формуле:
Тэл/двиг.=9550Pд.с./nэ
Тэл/двиг. = 9550∙30/2940=97,45 Н·м
T1=Tэл/двиг..η
где η =0,96
T1=97,45·0,96=93,5 Н·м
T2=T1..η.Uр
T2=93,5·5,88·0,98=539 Н·м
4 КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ОДНОСТУПЕНЧАТОГО РЕДУКТОРА
4.1 Расчёт допускаемых напряжений
4.1.1 Выбор материала и термической обработки
Принимаем для колеса и шестерни сталь 40 Х. Термическая обработка колеса – улучшение, 269…302 НВ. Термическая обработка шестерни – улучшение и закалка ТВЧ, 45…50 НRC /3, с.17/
Определим среднее значение твердости поверхности зубьев и значение баз испытаний. Для колеса получим:
НВср=0,5(НВmin+НВmax)
НВср=285,5
NHG=30∙НВср2,4
NHG= 30∙285,52,4=2,35∙107
Для шестерни:
НВср=0,5(НВmin+НВmax)
НВср=47,5HRC
По таблице перевода /2,с.16/ твёрдость шестерни:
НВср=456 НВ
NHG=30∙ НВср2,4
NHG= 30∙4562,4=7,2∙107
При расчёте на изгиб: NFG=4∙106
Вычислим действительные числа циклов перемены напряжений. Получим:
-для колеса:
N2=60∙n2∙Lh,
где n2 – частота вращения колеса, мин-1; Lh – время работы передачи, ч;
N2= 60∙500∙20000=6∙108
-для шестерни:
N1=N2∙u,
где u-передаточное число ступени;
N1=6∙108∙5,88=3,5∙109
Коэффициент долговечности при расчете по контактным напряжениям /3,с.18/:
ZN=1, для колеса и для шестерни, т.к. N>NHG
Коэффициент долговечности при расчете на изгиб
YN=1, т.к. N> 4*106
4.1.2 Допускаемые контактные напряжения
Теперь вычислим допускаемые контактные напряжения и изгибные напряжения σHlim и σFlim ,соответствующие базовым числам NHG и NFG /3, с.19/:
Для колеса:
σHlim2=1,8∙ НВср+67
σHlim2=1,8∙285,5+67=581 Н/мм2
σFlim2=1,03∙ НВср
σFlim2=1,03∙ 285,5=256 Н/мм2
Для шестерни:
σHlim1=14∙НRCср+170
σHlim1=835 Н/мм2
σFlim1=1,03∙ НВср
σFlim1=294 Н/мм2
[σ]H1= σHlim1=835 Н/мм2
[σ]H2= σHlim2=581 Н/мм2
[σ]F1= σFlim1=294 Н/мм2
[σ]F2= σFlim2=256 Н/мм2
Допускаемое контактное напряжение, которое должно быть принято в расчет:
[σ]H=0,45([σ]H1+[σ]H2)
[σ]H=0,45(835+581)=637 Н/мм2
Это напряжение не должно превышать значение
1,25[σ]H2=1,25∙581=726 Н/мм2
Следовательно это условие выполняется. Таким образом:
[σ]H=514Н/мм2; [σ]F2=294 Н/мм2; [σ]F1=256 Н/мм2
4.1.3 Расчет межосевого расстояния
Межосевое расстояние:
aw=Ka∙(Uр -1)∙[(KHβ∙T2)/( Ψab∙Uр2∙[σ]H2)]1/,3
где Ka=43– коэффициент межосевого расстояния для передач с прямозубым зацеплением/3, с.20/;
Информация о работе Кинематика, динамика и конструирование привода двигателя внутреннего сгорания