Классификации технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 74.48 Кб (Скачать файл)

В.Д.Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместедвижутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.

Общие особенности  технологий индивидуализации

• Учет факторов, которые обусловливают  неуспеваемость школьников (пробелы  в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

• Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях  и навыках, в процессе мышления.

• Учет и преодоление недостатков  семейного воспитания, а также  неразвитости мотивации, слабости воли.

• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и  одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной  работы).

• Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

• Формирование общеучебных умений и навыков.

• Формирование адекватной самооценки учащихся.

• Использование технических средств  обучения, включая ЭВМ.

Аналоги технологии индивидуализации

Метод проектов (см. п. 5.2.).

Система Ю.Драля (учебно-методический комплект заданий).

Индивидуальные компьютерные обучающие  программы (разветвленные, адаптивные). В США существует так называемая батовская система, в которой учебный процесс делится на две части. Первая часть - это урочная работа с классом в целом, а вторая -индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях: либо для того, чтобы не отстать от общепринятых норм, либо с теми, кто отличается сравнительно развитыми способностями. С последней категорией работает учитель, а с менее способными и отстающими учениками занимается помощник учителя.

План  Трампа, широко известный в США - система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, ЭВМ и др.) для больших групп в 100-1500 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы в 10-15 человек обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. Время этих видов занятий распределяется так: на лекционные занятия отводится 40%; на занятия в малых группах - 20%; на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях - 40%. Классов как таковых нет, состав малых групп непостоянный.

 

 

 

 

 

 

 

5. Коллективный способ  обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)


 

Обучение - это общение  человека с человечеством, А.Петровский

Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) -русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.

Дьяченко Виталий Кузьмич - профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО).

По В.К.Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития Организационная форма

Вид общения 

обучения 

Способ обучения

1. Опосредованное 

1. Индивидуальная 

1 .Индивидуальный спо-

общение через пись-

соб обучения (ИСО) - до

менную речь

2. Парная (один учит

XVI-XVII вв.; включает 

другого)

две формы: парную и ин-

2. Общение  в паре 

дивидуальную

3. Групповая (один од-

2. Групповой способ обу-

3. Групповое  общение 

новременно учит многих)

чения (ГСО) - XVII-XX

вв.; включает три формы:

4. Общение  в парах 

4. Коллективная (каж-

групповую, пар-

сменного  состава 

дый учит каждого)

ную и индивидуальную

3. Коллективный  способ 

обучения (КСО); включает

все четыре формы: коллек-

тивную, групповую, пар-

ную и индивидуальную


По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-

иллюстративная.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Усвоение ЗУН.

• Развитие коммуникативных качеств  личности (СУД).

• Создание интернациональной трудовой школы.

Концептуальные положения 

КСО - это включение в учебный  процесс естественной структуры  общения между людьми - диалогических  пар. Принципы:

- завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;

- непрерывной и безотлагательной  передачи полученных знаний друг  другу; 

- сотрудничества и взаимопомощи  между учениками; 

- разнообразия тем и заданий  (разделения труда);

- разноуровневое™ (разновозрастное™) участников педагогического процесса;

- обучения по способностям индивида;

- педагогизации деятельности каждого участника.

Особенности методики

Методика поабзацной проработки текста (А.Г.Ривин). Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.

Одновременно в классе изучается  много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди  с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать-сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.

Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).

С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь  ее рассказать, ответить на все вопросы.

Одним из преимуществ КСО  является высвобождение учителя  от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Технология групповой деятельности


 

Общественный контакт  вызывает своеобразное возбуждение  жизненной энергии людей, результат  которого определяется не сложением, а  умножением их усилий.

К.Маркс

По В.К.Дьяченко, организационная  структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое  общение. К групповым способам обучения можно отнести:

- классно урочную организацию; 

- лекционно-семинарскую систему  (см. гл. 3);

- формы дифференциации учебного  процесса (см. п. 6.4.);

- дидактические игры (см. п. 5.1.);

- белл-ланкастерскую систему (см. п. 6.7.);

- бригадно-лабораторный метод (см. п. 6.8.);

- метод проектов (см. п. 6.8.);

- метод Трампа (см. п. 6.5.).

Современный уровень школьного  образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной  системы широко применяются различные  формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа  в классе, направленная на достижение  общей цели.

2) Работа в статичных парах. 

3) Групповая работа (на принципах  дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа  имеет свое задание в общей  цели).

5) Фронтально-коллективная деятельность  при активном участии всех  школьников.

При правильном педагогическом руководстве  и управлении эти формы позволяют  реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и  четвертый уровень организации  учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного  решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный  совместно результат. Эта форма  работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности  для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Классификационные параметры  технологии

По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: приспосабливающаяся. По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся. По характеру содержания: проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая.

По категории обучаемых: все категории.

Акценты целей 

• Обеспечение активности учебного процесса.

• Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Концептуальные позиции 

Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся  в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебнопознавательных процессов;

- распределение начальных действий  и операций (задается системой  заданий, обусловливающихся особенностями  изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых  невозможны распределение, обмен  и взаимопонимание и благодаря  которым планируются адекватные  учебной задаче условия деятельности  и выбор соответствующих способов  действия;

- обмен способами действия - задается  необходимостью построения различных  способов для получения совокупного  продукта деятельности - решения;  про блемы;

- взаимопонимание - диктуется характером  включения учащихся в совместную  деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается  отношение участника к собственному  действию и обеспечивается адекватная  коррекция этого действия.

Особенности организации

Главными особенностями организации  групповой работы учащихся на у рой являются:

- класс на данном уроке делится  на группы для решения конкретных  учебных задач; 

- каждая группа получает определенное  задание (либо одинаковое, либо  дифференцированное) и выполняет  его сообща под непосредственным  руководством лидера группы или  учителя; 

- задания в группе выполняются  таким способом, который позволяет  учитывать и оценивать индивидуальный  вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он  подбирается с учетом того, чтобы  с максимальной эффективностью  для коллектива могли реализоваться  учебные возможности каждого  члена группы, в зависимости от  содержания и характера предстоящей  работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения  школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а  дифференцированная - выполнение различных  заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение  за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени  возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой  работы складывается из следующих элементов:

Информация о работе Классификации технологий