Классификации технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 74.48 Кб (Скачать файл)

Веер культурологических направлений  дифференциации включает восемь учебных  отделений.

1. Отделение музыкальной  культуры (обучение восприятию музыки, пению в хоре, игре на каком-либо инструменте, ознакомление с богатством русской национальной и мировой музыкальной культуры).

2. Отделение изобразительного искусства (обучение восприятию красоты природы, произведений изобразительного искусства, гармонии цвета, развитие чувства прекрасного, навыков рисования, лепки, ваяния, декоративного искусства, дизайна).

3. Отделение языковой  культуры (обучение родному и иностранным языкам, навыки красивой и выразительной речи, культура общения, углубленное изучение человековедческих и философских знаний, этики и эстетики, знакомство с мировой художественной литературой, искусством театра и кино).

4. Отделение нравственно-патриотического  воспитания (знакомство с духовной культурой, с этикой, историей религии, мифологией, освоение нрав ственных богатств народа, военно-патриотическая подготовка).

5. Отделение экологической культуры (ознакомление с проблемами сохранения природы, среды обитания человека, уникальной человеческой куль туры. Воспитание любви к природе, углубленное изучение географии, биологии и химии).

6. Отделение физической  культуры (воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, культ физической красоты, занятия различными видами спорта, обучение основам медицинских и психологических знаний).

Совершенно естественно, что все  интересы детей микрорайона не ограничиваются одной только гуманитарной, культурологической сферой. Определенная часть ребят  расположена к восприятию практических умений, технических и математических знаний.

7. Отделение математической  культуры (углубленные занятия по предметам математики, физики, химии, ознакомление с научными методами изучения природы, обучение решению количественных задач с помощью компьютера).

8. Отделение прикладного творчества (овладение современными прикладными ремеслами-искусствами: слесарными, токарными и столярными умениями, выпиливанием, резьбой по дереву, гравировкой, лепкой, моделированием, шитьем, вышивкой, вязанием и т.п., формирование умений и навыков общей культуры труда).

Культурологические направления  организуются с 1 класса. Отделения  не являются профилями для поступления  в определенные учебные заведения. Они:

- олицетворяют конкретный интерес для ребенка, обеспечивают мотивационный аспект его ученья;

- являются культурным фоном, культурной составляющей образования (не обходимой любому человеку, любому специалисту);

- могут быть для некоторых  детей и первой ступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на фарватер профессионального самоопределения; для этого на старшей ступени предусмотрено развитие дифференциации обучения внутри самих отделений, переход дифференцированного обучения в профильное и даже индивидуальное, готовящее выпускников к продолжению образования в определенном учебном заведении или к определенному виду деятельности.

Особенности методики

Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локальные технологии:

• музыкального образования Д.Б.Кабалевского, В.В.Кирюшина, В.В.Емельянова;

• художественного образования  В.С.Кузина, Б.М.Йеменского;

• филологического образования  Г.Н.Кудиной, В.А.Левина, Е.И.Пассова. З.И.Новлянской;

• нравственного воспитания А.И.Шемшуриной, А.И.Кочетова;

• экологического воспитания Н.Т.Суравегиной, Т.В.Кучер и т.д. Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специальных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей.

Система психолого-педагогической диагностики детей по интересам  включает:

• ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их родителей  и классных руководителей;

• тестирование развития специальных  способностей;

• определение готовности и области  интересов ребенка, поступающего в I класс;

• определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю  ступень;

Дифференциация  по интересам Положительные аспекты

Трудности и возможные отрицательные 

последствия

Наилучшие условия для развития и 

Отсутствие точных и надежных спо-

реализации  задатков и способностей ре-

собов диагностики специальных интере-

бенка.

сов ребенка.

Удовлетворение  имеющихся интере-

Интересы ребенка не есть нечто 

сов ребенка.

неизменное, они меняются.

Исключается стремление «стричь 

Не обеспечивается всестороннее раз-

всех  под одну гребенку».

витие личности.

Усиление  мотивации к учебе,

Излишняя целенаправленность меша-

самоопределение ребенка.

ет приобрести общий гарантированный

минимум знаний и умений во всех об-

ластях.

Раннее  развитие способностей,

профориентация, специализация.

Сужение образовательного про-

странства, опасность одностороннего

Возможно  более раннее распозна-

развития.

вание и развитие природных задатков и

способностей  ребенка.

Отсутствие научных рекомендаций

о возрасте, с которого можно и нужно 

Реализация  свободы выбора ребен-

начинать дифференциацию

ка, обеспечение возможности «соци-

альных проб».

Неопределенность, отсутствие

рекомендаций  по дозировке (мере)

Возможность использовать сензи-

включения, погружения ребенка в  спе-

тивные периоды в развитии личности

циальную область.

(наиболее  благоприятные для развития 

тех или иных качеств).

Трудности наблюдения и отслежива-

ния развития специальных качеств лич-

ности.





• профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую.

 

Положительные и отрицательные аспекты дифференциации по интересам: 

 

4. Технология индивидуализации  обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)


Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо.

Э. Ильенков

Унт Инге Эриховна - доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии, автор широко распространенной системы индивидуализации учебных заданий.

Границкая Антонина Сергеевна - профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, автор адаптивной системы обучения в школе.

Шадриков Владимир Дмитриевич - действительный член РАО, доктор психологии, профессор, руководитель массового эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного процесса.

Индивидуальное  обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно (для занятий с девиантными детьми).

Индивидуальный  подход - это:

1) принцип педагогики, согласно  которому в процессе учебно-воспитательной  работы с группой учитель взаимодействует  с отдельными учащимися по  индивидуальной модели, учитывая  их личностные особенности; 

2) ориентация на индивидуальные  особенности ребенка в общении  с ним; 

3) учет индивидуальных особенностей  ребенка в процессе обучения;

4) создание психолого-педагогических  условий не только для развития  всех учащихся, но и для развития  каждого ребенка в отдельности. 

Индивидуализация  обучения - это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип  осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей  обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной  педагогической технологии.

Метод проектов. Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:

- технология индивидуализированного  обучения Инге Унт;

- адаптивная система обучения  А.С.Границкой;

- обучение на основе индивидуально-ориентированного  учебного плана В.Д.Шадрикова.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: гуманистические.

По основному фактору  развитая: комплексная: био-, социои психогенные

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

По ориентации на личностные структуры: информационная, 1)ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная +дидактоцентрическая, проникающие.

По типу управления: система «репетитор».

По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые.

По подходу к ребенку: гуманно-личностные.

По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучаемых: все категории.

Акцент целей 

• Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных  возможностей (способностей).

• Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

• Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

• Улучшение учебной мотивации  и развитие познавательных интересов.

• Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества

Концепции индивидуализации обучения

Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Гипотеза А.С.Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Гипотеза В.Д.Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Общие принципы

• Индивидуализация есть стратегия  процесса обучения.

• Индивидуализация является необходимым  фактором формирования индивидуальности.

• Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.

• Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной  деятельности.

• Учение в индивидуальном темпе, стиле.

• Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует  учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

• Индивидуальная работа требует  адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Особенности содержания и  методики

Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

А.С.Границкая: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая -обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).

Информация о работе Классификации технологий