Классификации технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 74.48 Кб (Скачать файл)

1) Подготовка к выполнению  группового задания. 

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала  по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов  работы в группе.

3) Обсуждение общего задания  группы (замечания, дополнения, уточнения,  обобщения), и) Подведение итогов  группового задания.

з) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой  работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя  на группу.

Опыт показывает, что если вводную  часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.

Во время групповой работы учитель  выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней  необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в  целом.

Групповая форма работы на уроке  может применяться для решения  почти всех основных дидактических  задач. Наиболее применима и целесообразна  она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов  по естественнонаучным предметам; при  отработке навыков разговорной  речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических  задач; при изучении текстов, копий  исторических документов и т.п. В  ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Разновидности групповых  технологий

Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с  тем лишь различием, что соотношение  вводной, основной (опрос учащихся в  группах) и заключительной части  в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в  классе, ведется во всех группах  одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока  выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации  коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства  взаимной требовательности и ответственности  за свою учебу.

Общественный  смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно  их оставить в том же составе. Вся  подготовка к смотру практически  ведется в этих группах.

Для более полной подготовки учитель  заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и  других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.

Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью  групп.

Общественный смотр знаний открывает  председатель жюри, смотру придается  приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной  форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами  так, чтобы были видны доска и  класс. Впереди один ряд столов оставляется  свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам  со своим консультантом.

После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий  общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.

Часть учеников выполняют работу у  доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого  ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также  учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная  работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие  для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).

Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом  председатель жюри. Вместе с индивидуальными  оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие  работу групп. Итоги общественного  смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.

Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).

Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной  встречи состоит из подготовки и  самой встречи. Ведет учебную  встречу учитель.

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут  дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут  задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная  встреча отличается от общественного  смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий  контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.

Педагог тщательно продумывает  задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В  ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

- Я критикую идеи, а не людей.

- Моя цель не в том, чтобы  «победить», а в том, чтобы прийти  к наилучшему решению. 

- Я побуждаю каждого из участников  к тому, чтобы участвовать в  обсуждении.

- Я выслушиваю соображения каждого,  даже если я с ними не  согласен.

- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

- Я стремлюсь осмыслить и  понять оба взгляда на проблему.

- Я изменяю свою точку зрения  под воздействием фактов и  убедительных аргументов.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, репетировать очередность выступлений  и, главное, заботиться о том, чтобы  накал встреч не спадал до конца.

Диспут не требует ни выставления  отметок, ни принятия решений. Поэтому  его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в  откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. При использовании групповых  технологий на уроках и во внеурочно  время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности  личностных отношений, сложившихся  в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

 

 

7. Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении


Всякая экономия сводится в конечном счете к экономии времени.

К.Маркс 

Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.

Классификационные параметры 

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору  развития: социогенная с допущениями биогенного и психогенного факторов.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.

По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) с элементами операционной (СУД).

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, технократическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления учебным процессом.

По категории обучающихся: массовая, без всякой сегрегации.

Целевые ориентации

• Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.

• Успешное обучение всех.

Концептуальные положения 

• Личностный подход педагогики сотрудничества (см. п. 4.1.).

• Успех - главное условие развития детей в обучении.

• Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у ко торого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.

• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.

• Последовательность, системность  содержания учебного материала.

• Дифференциация, доступность заданий  для каждого.

• К полной самостоятельности —  постепенно.

• Через знающего ученика учить  незнающего.

Особенности содержания

С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а мнет-; раньше. Для каждой темы это начало разное. Обозначим его на схеме (рис. U, отрезком Б. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.

Отрезок А - это уже обобщение по теме на основе определенных знаний.

Таким образом, усвоение материала  происходит в три этапа: 1) предварительное  введение первых (малых) порций будущих  знаний, 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и 3) развитие беглости мыслительных приемов и  учебных действий (отрезок В). Такое  рассредоточенное усвоение учебного материала  обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива (четвертый этап); ею оканчивается и начинается каждый учебный год (отрезок Г).

Подход к структуре материала  обусловлен задачами опережающего введения я последующего повторения понятий  и называется пробно-порциальным.

Особенности методики

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление

Методический прием «комментируемое  управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работувесь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).

Метод комментирования был в 60-х  годах широко распространен как  опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

Информация о работе Классификации технологий