Курсовая рабата по "Организации и методике профессионального обучения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека. Цель данной работы – рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе. Задачи работы:
- изучить психолого–педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
- показать процесс воспитания личности в коллективе;
- описать формирования коммуникативных личностных качеств

Содержание работы

Введение
Раздел I
1.1.Коллективное творческое восприятие
1.2.Развитие творческих способностей обучаемых
1.3. «Метод проектов – совместная творческая деятельность педагога и учащихся»
1.4.ВКЛЮЧЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВ
Раздел II
2.1. Конспект урока ПО
2.2. План урока
2.3. Анализ урока
Заключение

Файлы: 1 файл

Подростковый возраст.docx

— 461.11 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»

 

 

 

 

Курсовая рабата

по организации и методике профессионального обучения

 

 

 

 

 

Исполнитель: Швецова Д.А.,

студентка группы № 413-ПОЗ

Преподаватель:  Нежданова Л. И.

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2012 год

                                 Содержание

               Введение

Раздел I

1.1.Коллективное творческое восприятие

                    1.2.Развитие творческих способностей обучаемых

                    1.3. «Метод проектов – совместная творческая деятельность педагога и учащихся»

                    1.4.ВКЛЮЧЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВ

 

 

Раздел II

                                           2.1. Конспект урока ПО 

                    2.2. План урока

                      2.3. Анализ урока

                 Заключение

                    Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.

Развитие творческой индивидуальности обучаемых взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее обучаемый в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Цель данной работы – рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе.

Задачи работы:

- изучить психолого–педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;

- показать процесс воспитания  личности в коллективе;

- описать формирования  коммуникативных личностных качеств

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Раздел I

1.1.Коллективное творческое восприятие

 

 

Коллективное творческое воспитание — это система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей. Организовать эту работу мы рекомендуем по тематическим периодам коллективной творческой жизни.

Суть этого метода заключается в том, что при планировании жизни коллектива определяются периоды учебного года и такие темы комплексного воспитательного значения, которым могут быть посвящены выбранные периоды в данной группе продленного дня. Жизнь любого коллектива в каждом таком периоде, работа педагогов должны быть одухотворены ведущей идеей. Каждая из ведущих идей отражает различные стороны нашей жизни. В каждом тематическом периоде осуществляется единство всех видов общей творческой гражданской заботы: учебной и собственно-воспитательной, практической и организаторской, всех направлений этой заботы — о своей группе. Это единство воплощается в кульминационном событии каждого периода — в празднике, в коллективных творческих делах, которые проводятся до праздника, на самом празднике и после праздника, в содержании чередующихся творческих поручений, выполняемых микро-коллективами в повседневном, опять-таки — творческом общении воспитанников и воспитателей.

Подростковый возраст – возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция мышление начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка и юноши. Они забрасывают учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств. И в учебном заведении, и вне его они имеют репутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимает доказательство своих собственных положений. В этом возрасте мышление, уже неплохо отражающее связи объективного материального мира, однако абстрактное мышление ещё далеко от полной зрелости. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. В этот период является важным развитие творческих способностей учащихся. Мышление - одна из тех функций, которая развивается позднее ряда многих других функций. Влияние учебного заведения на мышление, начинающееся с первого дня поступления учащегося в учебное заведение, особенно ярко выступает в подростковом возрасте. Развитие общественно-политического миросозерцания не исчерпывает собой всех изменений, которые происходят в эту эпоху в содержании мышления подростка. Подросток, переходя к адекватному освоению такого содержания, которое может быть представлено во всей полноте и глубине только в понятиях, начинает активно и творчески участвовать в различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним. Без мышления в понятиях нет понимания отношений, лежащих за явлениями. Целый мир глубоких связей, лежащих за внешней видимостью явлений, мир сложных взаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и между её отдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к нему с ключом понятия. Это новое содержание не входит механически в мышление подростка, а претерпевает длительный и сложный процесс развития. Благодаря этому расширению и углублению содержания мышления перед подростком раскрывается весь мир. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир. Мир внутренних переживаний, закрытый от обучаемого раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления.

Учение занимает большое место в жизни подростков. Подростки готовы избирательно при повышенной сенситивности чувствительности) к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делает их взрослыми в собственных глазах. Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Творческие способности обучаемого в подростковом периоде проявляются ярко. Это отражается на учебной деятельности. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов. Учитель должен формировать убежденность подростка в необходимости быть образованным, культурным человеком.                                     

 

                                                      

 

1.2.Развитие творческих способностей обучаемых

 

Творческая деятельность - форма деятельности учащихся, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, важно суметь раскрыть их и развить.

В методической литературе отмечается, что главными взаимосвязанными факторами развития творческих способностей учащихся являются личность самого педагога и специально организованные учителем условия, в которых осуществляется деятельность учащихся. Активная познавательная деятельность обучаемых организуется с помощью разнообразных средств. Проведенный анализ научных источников по проблеме развития творческих способностей учащихся в процессе обучения, позволил сделать следующие заключения:

основным ведущим направлением в современной педагогической науке для развития творческих способностей является обогащение, видоизменение (трансформация) содержания учебного материала;

творческие способности могут целенаправленно развиваться;

развитие происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней;

основное направление развития творческих способностей для обучаемых - включение в учебный процесс вариативных учебных заданий и задач.

Из множества заданий, которые применяются в практике для различных дидактических целей, выделяем такие задания, которые могут являться средством развития творческих способностей обучаемых . Эти задания мы называем вариативными учебными и характеризуем определенными признаками, которые включают в себя:

овладение учебным материалом в соответствии с учебной программой;

развитие мыслительных операций;

развитие психических процессов;

различные уровни познавательной деятельности (от репродуктивных заданий до творческих).

Целенаправленная активная творческая деятельность учащихся по самостоятельному решению проблем в конкретных вариативных учебных заданиях стимулирует у них поиски правильных вариантов решения этих заданий. Решение вариативных учебных заданий активизирует сознание учащихся настолько, что они привыкают самостоятельно и творчески осмысливать изучаемый материал под углом зрения уже имеющихся у них системы знаний, требует творческого подхода к выбору решения задания, проблемности, и даже некого прогноза проявления результата этого задания в других ситуациях.

Исследование показало, что одно наличие вариативных учебных заданий с их выявленными характеристиками не всегда может привести к развитию творческих способностей каждого обучаемого , и в массовом учебном заведении требуются специальные условия их применения, которые могут обеспечивать принятие обучаемым задания и поддержку его выполнения.

Таким образом, для развития творческих способностей обучаемых в процессе обучения необходимо наличие следующих условий:

отбор и совокупность вариативных учебных заданий, выполнение которых предполагает овладение обучаемым учебного материала в соответствии с учебной программой;

развитие у обучаемых умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, делать выводы и т.д.;

развитие психических процессов у обучаемых; наличие различного уровня познавательной деятельности обучаемых (от репродуктивного до творческого), стимулирование межличностного взаимодействия между субъектами учебного процесса;

организация и поэтапное внедрение вариативных учебных заданий в учебную деятельность учащихся.

Творческие способности представляют собой комплекс многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность  высказывать максимальное количество  идей (в данном случае важно  не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность  высказывать широкое многообразие  идей.

3. Оригинальность - способность  порождать новые нестандартные  идеи это может проявляться  в ответах, решениях, несовпадающих  с общепринятыми).

4. Законченность - способность  совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный  вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть  проблему там, где её не видят  другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий одним и  используя всё более ёмкие  в информационном отношении символы.

3. Способность применить  навыки, приобретённые при решении  одной задачи к решению другой.

Информация о работе Курсовая рабата по "Организации и методике профессионального обучения"