Министерство
общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное
образовательное учреждение
среднего профессионального
образования
«Уральский
колледж бизнеса, управления и технологии
красоты»
Курсовая
рабата
по
организации и методике профессионального
обучения
Исполнитель:
Швецова Д.А.,
студентка
группы № 413-ПОЗ
Преподаватель:
Нежданова Л. И.
г. Екатеринбург
2012 год
Содержание
Введение
Раздел I
1.1.Коллективное творческое восприятие
1.2.Развитие творческих способностей обучаемых
1.3. «Метод проектов
– совместная творческая деятельность
педагога и учащихся»
1.4.ВКЛЮЧЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВ
Раздел II
2.1. Конспект урока
ПО
2.2. План урока
2.3. Анализ урока
Заключение
Приложение
Введение
Принципиальное отличие отечественной
теории и практики организации педагогического
процесса от зарубежных, преимущественно
индивидуалистических, концепций — в
его подлинно коллективистских основах.
Противники коллективистического воспитания
выдвигают в качестве аргумента факт якобы
изначально предопределенной нивелировки
воспитанников коллектива, покушения
на индивидуальность. Между тем диалектика
коллективного и индивидуального в воспитании
очевидна.
Процессы развития личности
и коллектива неразрывно связаны друг
с другом. Развитие личности зависит от
развития коллектива, его уровня развития,
структуры сложившихся в нем деловых и
межличностных отношений. С другой стороны,
активность воспитанников, уровень их
физического и умственного развития, их
возможности и способности обусловливают
воспитательную силу и воздействие коллектива.
В конечном итоге коллективное отношение
выражено тем ярче, чем более активны члены
коллектива, чем полнее они используют
свои индивидуальные возможности в жизни
коллектива. Поэтому тема данной курсовой
работы актуальна.
Развитие творческой индивидуальности
обучаемых взаимосвязано с уровнем их
самостоятельности и творческой активности
внутри коллектива. Чем самостоятельнее
обучаемый в коллективной общественно
полезной деятельности, тем выше его статус
в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое
на коллектив. И наоборот, чем выше его
статус, тем плодотворнее влияние коллектива
на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива
— взаимообусловленные процессы. Человек
живет и развивается в системе отношений
с природой и окружающими его людьми. Богатство
связей предопределяет духовное богатство
личности, богатство связей и общения
выражает общественную, коллективную
силу человека.
Цель данной работы – рассмотреть
процесс формирования личностных качеств
в коллективе.
Задачи работы:
- изучить психолого–педагогические
основы взаимодействия коллектива и личности;
- показать процесс воспитания
личности в коллективе;
- описать формирования
коммуникативных личностных качеств
Раздел I
1.1.Коллективное творческое
восприятие
Коллективное творческое воспитание — это система работы, строящаяся на
основе отношений творческого содружества
воспитателей и воспитанников как старших
и младших товарищей. Организовать эту
работу мы рекомендуем по тематическим периодам коллективной творческой жизни.
Суть этого метода заключается
в том, что при планировании жизни коллектива определяются периоды
учебного года и такие темы комплексного
воспитательного значения, которым могут
быть посвящены выбранные периоды в данной
группе продленного дня. Жизнь любого
коллектива в каждом таком периоде, работа
педагогов должны быть одухотворены ведущей
идеей. Каждая из ведущих идей отражает
различные стороны нашей жизни. В каждом
тематическом периоде осуществляется
единство всех видов общей творческой гражданской
заботы: учебной и собственно-воспитательной, практической и организаторской, всех направлений этой заботы — о своей
группе. Это единство воплощается в кульминационном
событии каждого периода — в празднике,
в коллективных
творческих делах, которые проводятся до
праздника, на самом празднике и после
праздника, в содержании чередующихся творческих поручений, выполняемых микро-коллективами в повседневном,
опять-таки — творческом общении воспитанников
и воспитателей.
Подростковый возраст – возраст
проблем, рассуждений и споров. Находящаяся
в разгаре своего созревания функция мышление
начинает проявлять себя с большой энергией,
и огромное место занимает мышление в
жизни подростка и юноши. Они забрасывают
учителей вопросами, а дома усиленно думают
над решением порой труднейших проблем.
Дружить для них в значительной степени,
- значит иметь партнёров для рассуждений,
а содержание их учебных предметов в большей
мере состоит из рассуждений и доказательств.
И в учебном заведении, и вне его они имеют
репутацию спорщиков, причём в этих спорах
уже большое место занимает доказательство
своих собственных положений. В этом возрасте
мышление, уже неплохо отражающее связи
объективного материального мира, однако
абстрактное мышление ещё далеко от полной
зрелости. В подростковом возрасте лишь
начинается интенсивное развитие абстрактных
понятий, но это развитие продолжается
с ещё большей интенсивностью в юношеском
возрасте. В этот период является важным
развитие творческих способностей учащихся.
Мышление - одна из тех функций, которая
развивается позднее ряда многих других
функций. Влияние учебного заведения на
мышление, начинающееся с первого дня
поступления учащегося в учебное заведение,
особенно ярко выступает в подростковом
возрасте. Развитие общественно-политического
миросозерцания не исчерпывает собой
всех изменений, которые происходят в
эту эпоху в содержании мышления подростка.
Подросток, переходя к адекватному освоению
такого содержания, которое может быть
представлено во всей полноте и глубине
только в понятиях, начинает активно и
творчески участвовать в различных сферах
культурной жизни, которые раскрываются
перед ним. Без мышления в понятиях нет
понимания отношений, лежащих за явлениями.
Целый мир глубоких связей, лежащих за
внешней видимостью явлений, мир сложных
взаимозависимостей и отношений внутри
каждой сферы действительности и между
её отдельными сферами раскрывается только
перед тем, кто подходит к нему с ключом
понятия. Это новое содержание не входит
механически в мышление подростка, а претерпевает
длительный и сложный процесс развития.
Благодаря этому расширению и углублению
содержания мышления перед подростком
раскрывается весь мир. Расширение среды
в переходном возрасте приводит к тому,
что средой для мышления подростка становится
мир. Мир внутренних переживаний, закрытый
от обучаемого раннего возраста, сейчас
раскрывается перед подростком и составляет
чрезвычайно важную сферу в содержании
его мышления.
Учение занимает большое место
в жизни подростков. Подростки готовы
избирательно при повышенной сенситивности
чувствительности) к тем или иным сторонам
обучения. Особенно они готовы к тем видам
обучения, которые делает их взрослыми
в собственных глазах. Организуя учебно-воспитательную
работу с подростками, необходимо учитывать,
что на их поведение и деятельность существенное
влияние оказывает мнение товарищей. Во
всех своих действиях и поступках они
ориентируются, прежде всего, на это мнение.
Постоянное взаимодействие подростка
с товарищами порождает у него стремление
занять достойное место в коллективе.
Это один из доминирующих мотивов поведения
и деятельности подростка. Потребность
в самоутверждении настолько сильна в
этом возрасте, что во имя признания товарищей
подросток готов на многое: он может даже
поступиться своими взглядами и убеждениями,
совершить действия, которые расходятся
с его моральными установками.
Творческие способности обучаемого
в подростковом периоде проявляются ярко.
Это отражается на учебной деятельности.
Учебная деятельность считается сформированной,
если она побуждается прямыми мотивами,
а подросток может самостоятельно определить
учебные задачи, выбрать рациональные
приемы и способы решения задач, контролировать
и оценивать свою работу. В этом случае
реализуется потребность подростка в
самоутверждении. Эффективность обучения
подростков повышает целенаправленное
формирование мотивов. Учитель должен
формировать убежденность подростка в
необходимости быть образованным, культурным
человеком.
1.2.Развитие творческих
способностей обучаемых
Творческая деятельность - форма
деятельности учащихся, направленная
на создание качественно новых общественных
ценностей. Стимулом к творческой деятельности
служит проблемная ситуация, которую невозможно
разрешить на основе имеющихся - данных
традиционными способами. Предпосылками
творческой деятельности являются гибкость
мышления (способность варьировать способы
решения), критичность (способность отказаться
от непродуктивных стратегий), способность
к сближению и сцеплению понятий, цельность
восприятия. Задатки творческих способностей
присущи любому человеку, важно суметь
раскрыть их и развить.
В методической литературе
отмечается, что главными взаимосвязанными
факторами развития творческих способностей
учащихся являются личность самого педагога
и специально организованные учителем
условия, в которых осуществляется деятельность
учащихся. Активная познавательная деятельность
обучаемых организуется с помощью разнообразных
средств. Проведенный анализ научных источников
по проблеме развития творческих способностей
учащихся в процессе обучения, позволил
сделать следующие заключения:
основным ведущим направлением
в современной педагогической науке для
развития творческих способностей является
обогащение, видоизменение (трансформация)
содержания учебного материала;
творческие способности могут
целенаправленно развиваться;
развитие происходит в учебной
деятельности, в которой ученик выражает
свое отношение к ней;
основное направление развития
творческих способностей для обучаемых
- включение в учебный процесс вариативных
учебных заданий и задач.
Из множества заданий, которые
применяются в практике для различных
дидактических целей, выделяем такие задания,
которые могут являться средством развития
творческих способностей обучаемых . Эти
задания мы называем вариативными учебными
и характеризуем определенными признаками,
которые включают в себя:
овладение учебным материалом
в соответствии с учебной программой;
развитие мыслительных операций;
развитие психических процессов;
различные уровни познавательной
деятельности (от репродуктивных заданий
до творческих).
Целенаправленная активная
творческая деятельность учащихся по
самостоятельному решению проблем в конкретных
вариативных учебных заданиях стимулирует
у них поиски правильных вариантов решения
этих заданий. Решение вариативных учебных
заданий активизирует сознание учащихся
настолько, что они привыкают самостоятельно
и творчески осмысливать изучаемый материал
под углом зрения уже имеющихся у них системы
знаний, требует творческого подхода к
выбору решения задания, проблемности,
и даже некого прогноза проявления результата
этого задания в других ситуациях.
Исследование показало, что
одно наличие вариативных учебных заданий
с их выявленными характеристиками не
всегда может привести к развитию творческих
способностей каждого обучаемого , и в
массовом учебном заведении требуются
специальные условия их применения, которые
могут обеспечивать принятие обучаемым
задания и поддержку его выполнения.
Таким образом, для развития
творческих способностей обучаемых в
процессе обучения необходимо наличие
следующих условий:
отбор и совокупность вариативных
учебных заданий, выполнение которых предполагает
овладение обучаемым учебного материала
в соответствии с учебной программой;
развитие у обучаемых умения
анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать, конкретизировать, делать выводы
и т.д.;
развитие психических процессов
у обучаемых; наличие различного уровня
познавательной деятельности обучаемых
(от репродуктивного до творческого), стимулирование
межличностного взаимодействия между
субъектами учебного процесса;
организация и поэтапное внедрение
вариативных учебных заданий в учебную
деятельность учащихся.
Творческие способности представляют
собой комплекс многих качеств. Многие
психологи связывают способности к творческой
деятельности, прежде всего с особенностями
мышления. Люди, обладающие таким типом
мышления, при решении какой-либо проблемы
не концентрируют все свои усилия на нахождение
единственно правильного решения, а начинают
искать решения по всем возможным направлениям
с тем, чтобы рассмотреть как можно больше
вариантов. Такие люди склонны образовывать
новые комбинации из элементов, которые
большинство людей знают и используют
только определенным образом, или формировать
связи между двумя элементами, не имеющими
на первый взгляд ничего общего. Дивергентный
способ мышления лежит в основе творческого
мышления, которое характеризуется следующими
основными особенностями:
1. Быстрота - способность
высказывать максимальное количество
идей (в данном случае важно
не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность
высказывать широкое многообразие
идей.
3. Оригинальность - способность
порождать новые нестандартные
идеи это может проявляться
в ответах, решениях, несовпадающих
с общепринятыми).
4. Законченность - способность
совершенствовать свой "продукт"
или придавать ему законченный
вид.
Известный отечественный исследователи
проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь
на биографии выдающихся ученых, изобретателей,
художников и музыкантов выделяет следующие
творческие способности:
1. Способность видеть
проблему там, где её не видят
другие.
2. Способность сворачивать
мыслительные операции, заменяя
несколько понятий одним и
используя всё более ёмкие
в информационном отношении символы.
3. Способность применить
навыки, приобретённые при решении
одной задачи к решению другой.