Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:37, курсовая работа
Цель работы: изучить методику преподавания темы "Обработка металлов" в 6 классе. В связи с этим ставятся следующие задачи:
Рассмотреть этапы становления технологического образования;
Раскрыть сущность и роль технологического образования школьников в формировании технологической культуре;
Проанализировать учебную программу;
Разработать календарно-тематический план;
Проанализировать методическую литературу;
Составить план-конспект уроков.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и понятие технологического образования школьников 4
1.1. Этапы становления технологического образования в России 4
1.2. Понятие технологического образования 12
1.3. Содержание технологического образования школьников в 6 классе по разделу "Обработка металлов". 17
ГЛАВА 2. Методика преподавания технологии в новых условиях 27
2.1. Методы и формы изучения раздела "Обработка металла" 27
2.2. Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла" 32
2.3. Деловая игра "Данила - Мастер" 51
Заключение 54
Список литературы 57
3. В содержании этого
раздела программы
4. Тематический план изучения раздела "Обработка металлов":
Тема |
Часы |
1. основные свойства металлов |
2 |
2. понятие о обработке металлов резанием |
2 |
3. эскиз детали, разметка заготовки |
2 |
4. рубка и резание металла |
2 |
5. опиливание металла и |
4 |
6. проект |
2 |
5. Реализация дидактических
принципов в содержании
Под принципами обучения следует понимать исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации.
Между дидактическими принципами существует тесная связь, - это определенная система. А сейчас рассмотрим каждый принцип в отдельности.
а) научность, систематичность, последовательность в обучении.
Правила, обеспечивающие систематичность, последовательность и доступность в обучении: идти от конкретного к абстрактному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному. Вся система знаний по предмету "Технология", порядок расположения материала по годам обучения соответствуют развивающимся психологическим особенностям и возможностям учащихся, раскрывают внутреннюю связь между отдельными научными понятиями и общими закономерностями. Переход от близкого к далекому в учебном материале данного предмета осуществляется тогда, когда учитель связывает новые знания с жизненным опытом учащихся, с теми представлениями, которые они черпают в окружающей среде.
Суть смысла принципа систематичности в "Технологии" заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.
Одним из важнейших требований к систематическому расположению материала является соблюдение преемственных связей. Научность, систематичность и последовательность взаимосвязаны, и это имеет первостепенное значение для повышения уровня работы школы, а также для улучшения качества знаний учащихся. Например, тема "Счетные швы". В ней раскрывается понятие о наборе петель, видах швов, элементах швов. Эта тема открывает новые пока ещё не изученные понятия, но вместе с тем уже первоначальные знания есть.
б) сознательность и активность учащихся.
Сознательность понимается педагогами как овладение учащимися данными науки, учебным материалом, глубокое осмысление его, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях, превращение знаний в убеждения, в руководство к действию. Сознательное обучение обязательно предполагает активность и самостоятельность учащихся.
В ходе изучения предмета "Технология" у учащегося работает самостоятельная мысль, у него есть возможность творчески, внося что-то более рациональное, организовать свой труд, проверить, оценить его в свете своих собственных взглядов, знаний. Только такая активность и самостоятельность характерна для сознательности усвоения учебного материала. Примером тому служит тема "Счетные швы". На этом уроке учащиеся делают практическую работу (вышивание крестом и гладью), что обеспечивает хорошую усвояемость нового материала.
в) наглядность обучения.
Наглядность – это такой принцип, который строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.
По характеру отражения наглядности окружающей действительности различают следующие виды наглядности:
Есть и такие средства наглядности, которые сочетают все виды ее. Прежде всего, это учебное кино. С помощью кинокамеры можно проникнуть в тайны явлений и процессов. Кино может ярко и увлекательно показать скрытые глубинные процессы, протекающие в неживой природе, в живых организмах.
В школьном курсе "Технология" наглядность обучения лежит в основе реализации дидактических принципов. В ходе реализации этого принципа происходит ориентация учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств, возможность показа предмета в его развитии и изменении, появление учащимися максимум активности и самостоятельности, не допуская перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращая наглядность в самоцель. Плакат о безопасности приёмов труда наглядно демонстрирует о технике безопасности при работе с иглами, ножницами и другими колющими предметами.
г) прочность знаний.
Принцип прочности требует,
чтобы у учащихся были закреплены
и долго сохранялись
Прочность знаний в "Технологии" находится в прямой зависимости от повторения, которое по возможности проводится на каждом уроке. Самостоятельность мысли при повторении находит свое выражение в создании новых способов доказательств, решения познавательной задачи. В условиях практического применения знаний на этом предмете создаются весьма благоприятные условия для самоконтроля. На каждом уроке учитель в первую очередь должен закреплять пройденный материал, т.е. проверять прочность знаний. Этот подход к проверке знаний ведёт, прежде всего, к успешному результату и к хорошим оценкам.
д) принцип индивидуального подхода.
Для того чтобы учащиеся сознательно овладевали знаниями, чтобы обучение действительно воспитывало, и было доступно, надо всемерно полно учитывать особенности каждого ученика.
Индивидуальный подход к учащимся в "Технологии" позволяет учителю, прежде всего, сделать обучение более доступным для каждого из них, умение применять знания на практике, самостоятельно мыслить, способность преодолевать помехи и трудности. Правильный учет этих особенностей помогает учителю лучше организовать самостоятельную работу учащихся. На уроке "Счетные швы" учащиеся могут полностью раскрыть или открыть свои таланты. Здесь требуется фантазия, чувство стиля, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии.
Каждый из принципов дидактики
сам по себе, изолированно от других,
своего значения не выполняет. Только
в единстве, в определенной системе
каждый в отдельности и все
вместе они являются принципами обучения.
Принципы дидактики служат основой
для правильного решения
6. Реализация содержания
данного раздела в школе
1. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. М.: Просвещение, 1989 год – 224с.: ил.
Авторы: А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Воловиченко, В.А. Перов, З.И. Прокопьева, С.Г. Федосов, В.Н. Мадзигон.
2. Технология: Учебник для
учащихся 5 класса общеобразовательной
школы под редакцией В.Д.
3. Башенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии 5-9 классы.М., Дрофа, 2004г., 220 стр.
7. Межпредметные и внутрипредметные связи:
Экология - помогает определять экологически чистые материалы и знать их предназначение.
Охрана труда – несет важное значение на предмете "Технология". Это безопасность при работе на швейной машинке, работа с ножницами и иголками.
Экономика – расчёт изделия при изготовлении, экономия материалов.
ИЗО – красиво изображать различные виды изделий из металла.
Черчение – конструирование и моделирование чертежей.
Химия – химический состав металла.
Биология – где и из чего получают различные металлы.
Эргономика – удобство человеческой жизни.
Информатика – удобство и быстрота применения информационных технологий в построении чертежа.
8. При изучении раздела
учитель постоянно уделяет
9. Задачам развивающего
компонента посвящены,
На занятиях по конструированию учащиеся учатся строить чертёж, пользоваться чертёжными инструментами, правилами снятия мерок и их условными обозначениями.
10. Практические работы учащихся:
Показ правил безопасной работы при выполнении работ;
Определение правильности выполненной работы;
Выполнение образцов;
Расчет простейших чертежей;
Объекты:
Подготовка рабочего места;
Требования к металлам и сплавам;
Изготовление схемы –
чертежа для угольника
Образцы опиливания;
Образцы просверливания;
Образцы раззенкования;
Проведение контроля качества выполненной работы;
Исправление дефектов.
11. Основной формой обучающего процесса в школе является комбинированный урок.
Эвристическая беседа - учитель путём совместных с учащимися логических рассуждений подводит их к определенному выводу, при этом учитель побуждает учащихся активно использовать ранее полученные знания, жизненный и трудовой опыт, сравнивать, анализировать, сопоставлять. Это проблемный метод обучения - в основе учебная проблема.
Метод учебной демонстрации – является одним из самых распространённых методов. Демонстрации могут быть динамическими - показ приёмов подвижных натуральных объектов, действующих моделей. Статическая демонстрация – показ неподвижных натуральных объектов, недействительных объектов, макеты, схемы, таблицы.
12. Методы контроля.
Устный опрос, выполнение практических работ, проверка домашнего задания, текущее наблюдение.
13. Материально-техническое
обеспечение – компьютер.
Изучение и анализ методической и учебной литературы.
Цели работы: изучение методических
пособий для учителя и
Общие сведения: Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. М.: Просвещение, 1989 год – 224с.: ил.
Авторы: А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Воловиченко, В.А. Перов, З.И. Прокопьева, С.Г. Федосов, В.Н. Мадзигон.
Цель пособия – формирование у школьников понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развивать творческое мышление школьников. На конкретных проектах учащиеся знакомятся с использованием знаний и умении для выдвижения идеи, планирования и изготовления изделия.
Пособие может быть использовано для обучения, как девочек, так и мальчиков, так как знания основ кулинарии, рационального питания, культуры дома, простейших приёмов работы с различными материалами необходимы всем.
Рубрики учебной программы |
Рубрики учебника |
Вводное занятие |
1. Вводное занятие |
тех. Обработки металла, |
2. основные свойства металла |
основные свойства металла |
3. металлы и сплавы |
понятия о обработке металлов |
4. сортовой прокат |
эскиз детали, разметка заготовки |
5. изготовление изделий из |
рубка и резание металла ножовкой |
6. измерения штангенциркулем |
опиливание металла, распиливание отверстий |
7. разметка заготовок из |
сборка и отделка изделия |
8. резание металла ножовкой |
проект |
9. рубка металла |
10. опиливание заготовок из |
Учебник "Технология" в жёстком переплёте на обложке и торце учебника написано его название и указан класс. Так как учебник предназначен и для девочек, и для мальчиков то на обложке нарисованы швейная машинка, плакат с изображением посуды, рубанок, тиски. Рисунки нарисованы в виде плаката на белом, желтом и бордовом фонах. Сам плакат располагается на светло-зелёном фоне. Название учебника, с указанием класса, белого цвета. В нижнем правом углу указано издательство.
Иллюстрации в учебнике приведены красивые, ясные, с разбивкой по пунктам, также приведены примеры и зарисовки работы, проставлены номера и сноски, много последовательных рисунков, есть схематичное изображение, таблицы, что способствует лучшему усвоению материла учащимися.
Дидактическая ценность: систематичность и последовательность, чёткость структуры, воспитывающий характер.
Данный учебник отличается тем, что он направлен на выполнение творческих проектов, даёт простое и понятное объяснение нового материала, которые способствуют раскрытию всех задатков личности. Выполнение проектов приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и создаёт возможность самостоятельных решений и открытий. Этот новый, переработанный учебник теперь полностью реализует содержание программы.
Таким образом, мы выяснили, что предмет "Трудовое обучение", а впоследствии "Технология", претерпевали различные изменения. В разное время к этому предмету относились по-разному. Этой дисциплине то уделялось большое значение, то наоборот, ее не воспринимали как серьезный предмет.