Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:37, курсовая работа
Цель работы: изучить методику преподавания темы "Обработка металлов" в 6 классе. В связи с этим ставятся следующие задачи:
Рассмотреть этапы становления технологического образования;
Раскрыть сущность и роль технологического образования школьников в формировании технологической культуре;
Проанализировать учебную программу;
Разработать календарно-тематический план;
Проанализировать методическую литературу;
Составить план-конспект уроков.
Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и понятие технологического образования школьников 4
1.1. Этапы становления технологического образования в России 4
1.2. Понятие технологического образования 12
1.3. Содержание технологического образования школьников в 6 классе по разделу "Обработка металлов". 17
ГЛАВА 2. Методика преподавания технологии в новых условиях 27
2.1. Методы и формы изучения раздела "Обработка металла" 27
2.2. Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла" 32
2.3. Деловая игра "Данила - Мастер" 51
Заключение 54
Список литературы 57
Точность изготовления изделий
- это степень приближения
Взаимозаменяемость - это принцип конструирования, производства и эксплуатации изделий, при котором изготовленные в разное время в разных местах одинаковые детали собирают в изделие без подгонки, подбора или дополнительной обработки. Основное условие взаимозаменяемости - изготовление деталей с определенной точностью.
3. Практическая часть.
Самостоятельная работа "Чтение чертежа деталей из сортового проката".
1. Организация рабочего места.
Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте в тетради. для выполнения работы понадобятся плакаты с изображением технических рисунков и чертежей шаблона для контроля углов и приспособления для изготовления заклепок.
2. Вводный инструктаж.
Задание:
1) рассмотрите технические рисунки шаблона для контроля углов и приспособления для изготовления заклепок, выполненные на плакате; выполните эскиз этих изделий в тетради;
2) прочитайте сборочные
чертежи изделий, изображенные
на плакате, в следующем
3) заполните таблицу в рабочей тетради:
3. Текущий инструктаж.
Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль понимания учащимися нового материала, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
4. Заключительный инструктаж.
Оценка результатов работы учащихся разбор допущенных ошибок и анализ причин, их разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и Навыков в общественно полезном труде.
4. Итоговая часть.
1. установка на следующий урок.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат представление о разметке заготовки, научатся измерять размеры деталей штангенциркулем.
2. Домашнее задание:
1) пользуясь примерами разработанных технологических карт в учебнике, разработать технологическую карту на изготовление изделия, предложенного учителем;
2) прочитать параграф 18 в учебнике.
3. Уборка рабочих мест.
Урок З. Разметка заготовки. измерение
Размеров деталей
Цели: продолжить формирование
умений размечать поверхности
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения: устный опрос, беседа, показ учителем приемов, рассказ, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа.
Наглядные пособия: стенды, чертежи, учебник.
Используемая литература: учебник.
Ход урока:
1. Организационно-
2. Теоретическая часть
1. Повторение пройденного
Вопросы:
1) Что такое производственный процесс?
2) Что такое технологический процесс?
3) Какую часть технологического
процесса называют
4) Какие слесарные специальности вы знаете?
5) Назовите известные вам однодетальные изделия из сортового проката.
6) Назовите известные вам многодетальные изделия из сортового проката.
7) Укажите последовательность
операций при изготовлении
8) С какими трудностями вы столкнулись при разработке технологической карты?
9) Назовите способы соединения деталей из сортового проката.
10) В каких случаях на чертежах изображают не один вид, а два и более?
11) Что такое сборочный чертеж?
12) Каков порядок чтения сборочного чертежа?
13) Что такое шероховатость поверхности? Как она влияет на качество детали?
14) Что такое точность
обработки изделий? Всегда ли
нужна высокая точность
15) Что такое принцип
взаимозаменяемости при
2. Изложение нового материала.
План беседы учителя с учащимися:
1) Разметка заготовки из сортового проката.
2) Измерение размеров деталей штангенциркулем.
1. Разметка заготовки из сортового проката.
Прежде чем начать объяснение вопроса о разметке поверхности заготовки из сортового проката, можно провести беседу с учащимися по материалу, изученному в предыдущем классе, задавая вопросы:
1) Что такое разметка и для чего ее выполняют?
2) Какие инструменты и
приспособления применяются
З) Какие виды разметки вам знакомы?
Разметка - ответственная операция, от которой во многом зависит качество будущего изделия. Разметкой называют определение границ обработки заготовки. Разметку поверхностей из сортового металлического проката выполняют по чертежу или шаблону. Размечают не только общие контуры детали, но и отдельные ее элементы: отверстия, пазы, выступы и др. Разметку сортового про - ката удобнее выполнять, зажимая заготовку в тисках. Разметку следует производить, стремясь к тому, чтобы как можно меньше металла шло в отходы.
Перед началом разметки надо внимательно изучить чертеж и технологическую карту, осмотреть заготовку и наметить, какую поверхность подготовить в качестве базовой. Ее опиливают напильником, качество опиливания контролируют с помощью угольника и линейки. Дальнейшее объяснение процесса разметки учитель сопровождает рисунками на доске.
В ходе разметки возникает необходимость нанести на поверхность заготовки прямые линии. для этого от базовой поверхности с двух сторон откладывают линейкой нужный размер и проводят чертилкой риски, которые затем соединяют.
Проведение прямых линий параллельно заданной прямой на определенном расстоянии от нее осуществляется следующим образом: из произвольных точек на прямой проводят дуги заданным радиусом, касательная к этим дугам и будет линией, параллельной заданной прямой.
Для проведения на заготовке взаимно перпендикулярных рисок, нужно на середине прямой линии поставить точку и по обе стороны от нее циркулем, установленным на одинаковый размер, сделать засечки и накернить их. Циркулем провести от засечек дугу радиусом более половины расстояния между засечками. Линия, соединяющая точки пересечения дуг, и будет перпендикуляром к заданной прямой.
Разметку детали, имеющей
отверстия, проводят гак. На заготовке
соответствующих размеров с помощью
измерительной линейки и
При разметке заготовки надо оставлять припуск 2-З мм для последующей обработки (резания, рубки, опиливания).
2. Измерение размеров деталей штангенциркулем.
При разметке заготовок и
в процессе изготовления изделий
постоянно возникает
Штангенциркули бывают разных видов и отличаются пределами и точностью измерения. Чаще всего используется штангенциркуль ШЦ-1 с пределами измерения от О до 125 мм и точностью до 0,1 мм.
Удобному и точному измерению диаметров отверстий способствует само устройство штангенциркуля. Основу его составляет штанга, на которой нанесена шкала с миллиметровыми делениями. На штанге имеются измерительные губки. По штанге перемещается подвижная рамка с губками и соединенным с ней глубиномером. Рамка во время измерений закрепляется на штанге зажимным винтом. Нижние губки служат для измерения наружных размеров, а верхние - внутренних.
На скошенной грани рамки нанесена вспомогательная шкала, называемая нониусом. Длина нониуса 19 мм, поделена на 10 равных частей, значит, цена каждого деления 1,9 мм. При сомкнутых губках, нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают, а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы. Первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 - 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.
Измерения штангенциркулем учитель сопровождает своими объяснениями, показом приемов измерения размеров деталей.
При измерении штангенциркулем
целое число миллиметров
Перед началом измерений штангенциркулем надо осмотреть его и проверить на точность. для этого нужно совместить губки инструмента. При этом нулевые риски обеих шкал должны совпасть. Одновременно должен совместиться десятый штрих нониуса с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы.
При измерении наружного размера штангенциркуль берут в левую руку и ослабляют зажимной винт рамки, затем разводят нижние измерительные губки на размер, несколько больший размера измеряемой детали, помещают деталь между губками и передвигают рамку до соприкосновения губок с поверхностью детали. Измеряя деталь, закрепляют рамку зажимным винтом и вынимают деталь из промежутка между губками штангенциркуля. держа штангенциркуль прямо перед глазами, считывают результат.
При измерении внутреннего размера штангенциркуль также берут в левую руку и ослабляют зажимной винт рамки. Устанавливают верхние губки на размер несколько меньший, чем измеряемый. Затем вводят губки в отверстие или другое углубление и раздвигают их до соприкосновения со стенками измеряемого углубления. Измерив, таким образом размер, закрепляют рамку зажимным винтом и вынимают губки из углубления. Расположив штангенциркуль прямо перед собой, считывают результат измерения.
Глубину пазов и отверстий, а также высоту различных уступов деталей измеряют с помощью глубиномера. Взяв штангенциркуль в левую руку, и ослабив зажимной винт рамки, упирают торец штанги в верхний край измеряемого углубления. Перемещая подвижную рамку, вводят линейку глубиномера в отверстие или другое углубление до упора, закрепляют это положение рамки зажимным винтом, вынимают глубиномер из углубления и считывают результат измерения.
3. Практическая часть.
Самостоятельная работа "Измерение размеров деталей штангенциркулем".
1. Организация рабочего места.
Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте, делают записи в тетради. для выполнения работы понадобятся плакат с изображением штангенциркуля и его частей, штангенциркуль, образец для измерения - двухступенчатый валик.
2. Вводный инструктаж.
Задание:
1) пользуясь рисунком, определите основные части штангенциркуля;
2) подготовьте в тетради таблицу по следующей форме:
З) в графе "Номер образца" запишите номер валика.
4) измерьте меньший диаметр валика (сI), результаты измерения занесите в таблицу;
5) измерьте больший диаметр валика (В), результаты измерения занесите в таблицу;
6) измерьте общую длину валика (1), результаты измерения занесите в таблицу;
7) пользуясь глубиномером. измерьте длину (Ii) цилиндра меньшего диаметра и результат занесите в таблицу.
Правила обращения со штангенциркулем.
1) Перед началом работы
штангенциркуль нужно
2) Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы.
3) Измеряемые детали ДОЛЖНЫ быть ЧИСТЫМИ, сухими, без задиров и заусенцев. Руки также ДОЛЖНЫ быть ЧИСТЫМИ и СУХИМИ.
4) Губки штангенциркуля имеют острые КОНЦЫ, поэтому ПРИ измерении следует соблюдать осторожность.
5) Нельзя допускать перекоса губок штангенциркуля. Их полуфиксируют зажимным винтом.
6) При чтении показаний
на измерительных шкалах
7) Штангенциркуль должен лежать на рабочем месте так, чтобы им было удобно пользоваться. На него не должны падать пыль, стружка, опилки.
8) После работы штангенциркуль надо протереть ЧИСТОЙ тканью, смазать его и уложить в футляр.
9) Во время хранения
штангенциркуля измерительные
З. Текущий инструктаж. Выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль понимания учащимися нового материала, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Предостережения о возможных опасностях:
1) при измерении деталей
нельзя Сильно зажимать их, так
как может возникнуть перекос
рамки и показания будут
2) нельзя допускать ослабления посадки рамки на штанге, так как это может привести к перекосу измерительных губок и к ошибкам в измерении;
3) необходимо регулярно проверять точность показаний штангенциркуля.
Проверить его исправность.
4. Заключительный инструктаж.
Оценка результатов работы учащихся; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.