Методика обучения учащихся в разделе «Технология обработки металлов» 6ого класса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику преподавания темы "Обработка металлов" в 6 классе. В связи с этим ставятся следующие задачи:
Рассмотреть этапы становления технологического образования;
Раскрыть сущность и роль технологического образования школьников в формировании технологической культуре;
Проанализировать учебную программу;
Разработать календарно-тематический план;
Проанализировать методическую литературу;
Составить план-конспект уроков.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и понятие технологического образования школьников 4
1.1. Этапы становления технологического образования в России 4
1.2. Понятие технологического образования 12
1.3. Содержание технологического образования школьников в 6 классе по разделу "Обработка металлов". 17
ГЛАВА 2. Методика преподавания технологии в новых условиях 27
2.1. Методы и формы изучения раздела "Обработка металла" 27
2.2. Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла" 32
2.3. Деловая игра "Данила - Мастер" 51
Заключение 54
Список литературы 57

Файлы: 1 файл

курсовая по методике.docx

— 123.54 Кб (Скачать файл)

5. Итоговая часть. 

1. Установка на следующий  урок: На следующем уроке продолжится  знакомство с технологией металлов  и сплавов. Учащиеся получат  новые знания и приобретут умения резания металла слесарной ножовкой.

2. Домашнее задание: по  технологической карте: 

1) доработать и исправить  Ошибки в технологически разрабатываемой  карте к сегодняшнему занятию; 

2) подумать и предложить  способы, облегчающие процесс  разметки заготовок из сортового проката:

3) прочитать параграф 20 в  учебнике.

3. Уборка рабочих мест.

2.3. Деловая игра "Данила - Мастер"

 

Предмет игры: выбрать лучшего "Мастера".

Основные цели и задачи урока:

Образовательная: продолжить формирование полученных умений и навыков, закрепить умение работать со схемами и чертежам.

Развивающая: развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.

Воспитательная: воспитывать  качественное выполнение работы в отведенное время, применение учащимися контроля, воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность, внимательность, стимулирует интерес к труду, умение трудиться в коллективе, культуру общения.

Планирование игровых  этапов

Наименование  игрового этапа

Время

1 этап. Организационный. 

10 мин. 

2 этап. Краткое повторение темы.

10 мин. 

3 этап. Объявление о проведении  конкурса на звание лучшей  бригады. Знакомство учащихся  с критериями оценки работы.

10 мин. 

4 этап. Проведение конкурса.

30 мин. 

5 этап. Подведение итогов конкурса.

15 мин. 

6 этап. Уборка рабочих мест.

5 мин. 

Всего

80 мин. 


 

Описание деловой игры "Данила - Мастер".

1 этап. Организационный. 

На этом (1) этапе учитель  представляет жюри, председателя жюри, разбивает учеников на бригады (можно по желанию). Выделяет им отдельный стол, инструменты и приспособления: листы прокатного металла, штангенциркуль, карандаш, ножовка по металлу.

Выдача задания:

Выполнить несколько образцов нанесения разметки.

Четко знать выполнение и  описание всех пройденных операций.

На 2 этапе члены бригады  с помощью учителя повторяют  пройденный материал, распределяют обязанности, прорабатывают поэтапные шаги. Обязательно нужно повторить правила техники безопасности при выполнении данных видов работ.

3 этап – учитель объявляет  о начале конкурса, знакомит с  критериями оценки работы.

Критерии оценки работы:

Аккуратность;

Четкое соблюдение чертежей;

Быстрота и качество выполненной  работы;

После демонстрации выполненной  работы применение дополнительного материала.

На 4 этапе начинается конкурс. Бригады начинают работать. Бригадиры распределяют по членам бригады работу, дают ценные указания. Жюри в это время смотрит за работой, делая пометки у себя в тетради.

На 5 этапе проходит подведение конкурса. Жюри учитывает все мельчайшие детали. Задает интересующие вопросы, потом совещается. Председатель жюри объявляет результаты. Призы - это хорошие оценки.

6, заключительный этап  заключается в уборке мест.

Таким образом, мы выяснили, что при изучении раздела "Металлообработка" можно применять такие методы обучения: словесный, наглядный, практический. Эти методы помогают, как хорошо воспринимать учебный материал, так и преподносить его, т.е. разносторонне. А форма организации обучения помогает, как применять звеньевой вид, так и индивидуальный и фронтальный. Учитель может оценить обстановку в классе и прийти к выводу, какую форму организации можно применить.

 

Заключение

 

Наше общество, войдя в  третье тысячелетие, столкнулось с  ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения  людей к жизни в условиях, которые  еще полностью не сформированы, и  к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.

В школе "Технология" интегративная  образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Таким образом, из данной курсовой работы мы выяснили, что сфера воздействия  уроков технологии видится гораздо  шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета "Технология" делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у учащихся социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявленным рыночной экономикой; стать "авторами" формирующейся социально-экономической среды России.

В обобщённом виде под технологической  культурой понимается уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой. Следовательно, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе. В технологическом образовании меняется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности учащихся, т.е. менеджера в образовании.

Учителю "Технологии" надо уяснить, что труд как компонент  воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно – техническом прогрессе не достигало человечество.

В данной курсовой работе был  рассмотрен раздел "Обработка металло". Автор Л.В. Литикова, 5 класс, на изучение отводится 14 часов.

Задачи изучения раздела "Обработка металлов", 6 класс:

  • совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном расходе материала;
  • ознакомление с различными видами металлов;
  • развитие художественной инициативы;
  • воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно - гигиенических правил в быту и на производстве;
  • ознакомление учащихся с профессиями по обработке металлов. Основная цель раздела – формирование знаний, умений, навыков в области социальной этики, воспитание и уважение к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных традиций.

Наиболее подходящая методическая литература для изучения этого раздела:

Технология: Учебник для  учащихся 5 класса общеобразовательных  учреждений (вариант для девочек) / Под ред В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1998 год – 256с.: ил.

Авторы: В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, Н.И. Кизеева, Л.В. Сазонова. Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области "Технология". В нем раскрываются технологии обработки тканей, продуктов питания; изложены основы конструирования и моделирования одежды, организации домашнего быта, даны практические советы по кулинарии, рукоделию, по уходу за одеждой и ее ремонту. Закрепить знания поможет творческая работа над проектами При изучении раздела "Обработка металлов" мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практические методы обучения.

Словесные методы обучения:

Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция).

Беседа.

Самостоятельная работа учащихся с литературой.

Телевидение, звукозапись, компьютер.

Наглядные методы обучения:

Демонстрация наглядных  пособий.

Показ трудовых приемов.

Самостоятельные наблюдения учащихся.

Практические методы обучения:

Упражнения по выполнению приемов, операций.

Самостоятельные работы.

Тренажеры с использованием информационных технологий.

Практические работы.

Управление технологическими процессами.

На основе этих знаний мы разработали шесть конспектов –  урока и деловую игру. Цель и  задачи своей данной курсовой работы мы полностью выполнили.

 

 

Список литературы

 

  1. Андреев В.Ф. Золотая книга этикета. - М.: Вече, 2006. - 463с.
  2. Башенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004. - 220с.
  3. Бишенков А.К. Технология. Трудовое обучение: 5-7 класс. - М.: Дрофа, 1999. - 256 с.
  4. Горбунова Т.В. Проектная культура в технологическом образовании. - Калуга.: Калужский государственный педагогический университет, 2003. - 110с.
  5. Иванова В.В. Детская поваренная книга. Энциклопедия для детей. - М.: Диамант, 2000. - 137 с.
  6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Академия, 2002. - 480с.
  7. Кожина О.А., Маркуцкая С.Э. Обслуживающий труд. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.
  8. Крупская Ю.В. Методические рекомендации, 5 класс. - М.: Вентана – Граф, 2006. - 80с.
  9. Кожина О.А., Кудакова Е.Н. Рабочая тетрадь. Обслуживающий труд 5 класс. - М.: Дрофа, 2004. - 80с.
  10. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. – М.: Академия, 2005. - 345с.
  11. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда: 5,6,7 класс.: Альбом инструкционных карт. - М.: Просвещение, 1993. - 84 с.
  12. МартыновС.М. Овощи+фрукты+ягоды=здоровье. Беседа врача-педиатра о питании детей. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 1993. - 56 с.
  13. Моисеева Л.И. Салаты, холодные закуски. - М.: Пищевая промышленность, 2000. - 43 с.
  14. Наместников Л.Ф. Консервирование плодов и овощей в домашних условиях. - М.: Пищевая промышленность, 1976. - 280 с.
  15. Симоненко В.Д. Журнал "Школа и производство". Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития. №5, 1999. - 2-5с.
  16. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы и обработка ткани: 5 класс. - М.: Просвещение, 1996. - 53 с.
  17. Под редакцией Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. - М.: Вентана – Граф, 2001. - 256с.
  18. Под редакцией Сасовой И.А. Технология. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.5 класс. - М.: Вентана – Граф, 2004. - 240с.
  19. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение. - М.: Просвещение, 2001. - 240с.
  20. Энциклопедия для маленьких принцесс. С-Пт.: Диамант, 2000. - 278с.

 

 

 


Информация о работе Методика обучения учащихся в разделе «Технология обработки металлов» 6ого класса»