Методика обучения учащихся в разделе «Технология обработки металлов» 6ого класса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику преподавания темы "Обработка металлов" в 6 классе. В связи с этим ставятся следующие задачи:
Рассмотреть этапы становления технологического образования;
Раскрыть сущность и роль технологического образования школьников в формировании технологической культуре;
Проанализировать учебную программу;
Разработать календарно-тематический план;
Проанализировать методическую литературу;
Составить план-конспект уроков.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Сущность и понятие технологического образования школьников 4
1.1. Этапы становления технологического образования в России 4
1.2. Понятие технологического образования 12
1.3. Содержание технологического образования школьников в 6 классе по разделу "Обработка металлов". 17
ГЛАВА 2. Методика преподавания технологии в новых условиях 27
2.1. Методы и формы изучения раздела "Обработка металла" 27
2.2. Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла" 32
2.3. Деловая игра "Данила - Мастер" 51
Заключение 54
Список литературы 57

Файлы: 1 файл

курсовая по методике.docx

— 123.54 Кб (Скачать файл)

Между тем технологическое  обучение как учебный предмет  является совершенно уникальным образованием. Само понятие "технология", введенное в название нового учебного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.) Современное применение этого понятия охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы "Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе" (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего материала.

В свою очередь учебная  программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися, подбирая объекты труда.

Немаловажную помощь при  разработке урока учителю дает методическая литература. Школа должна идти в ногу со временем, с развитием общества. Учитель должен быть в курсе всех новшеств в развитии педагогической науки и методики технологии, должен изучать и делать анализ методической литературы.

Результаты трудового  обучения достигаются лишь при совместной деятельности учителя и ученика. Поэтому учителю необходимо планировать  и тщательно продумывать каждый шаг занятия, должна быть продумана  и спланирована деятельность учащегося.

 

ГЛАВА 2. Методика преподавания технологии в новых  условиях

2.1. Методы и  формы изучения раздела "Обработка  металла"

 

При изучении раздела "Обработка  металла" мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения:

Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция).

Беседа.

Самостоятельная работа учащихся с литературой.

Телевидение, звукозапись.

Наглядные методы обучения:

Демонстрация наглядных  пособий, применение информационных технологий.

Показ трудовых приемов.

Самостоятельные наблюдения учащихся.

Производственные экскурсии.

Практические методы обучения:

Упражнения по выполнению приемов, операций.

Самостоятельные работы.

Тренажеры

Лабораторно-практические работы

Управление технологическими процессами.

Рассмотрим особенности  каждого из методов.

В трудовом обучении гораздо  чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общие правила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приемы работы с инструментами. Учебная демонстрация помогает при классификации инструментов по группам. Лекция воздействует на воображение и чувства стимулирует конкретно – образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала. Этот метод обучения применяется в старших классах. [10, с.92-93]

Рассказ, объяснение, лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом отсутствует "обратная связь", т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового материала. А также осуществляет повторение и проверку пройденного. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы должны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом. Например:

  • что такое "пластичность"?
  • какие линии используются при разметке сортового проката?
  • какое оборудование необходимо для создания данного изделия?

Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний.

Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической  документацией и применяется  в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений, навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Мы применяли этот метод при проведении урока "Рубка металла".

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая  состоит в показе учащимся самих  предметов или их моделей, а также  в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и  конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять  с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций, которыми следует руководствоваться:

  • информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
  • организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
  • позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
  • стараться, чтобы важнейшие особенности предметом производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
  • позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях. [10, с.98-99]

При разработке конспекта  урока в разделе "Обработка  металла" я применяла некоторые методы демонстрации как:

  • образцы видов металлов и сплавов.

Плакаты по теме.

Схемы, применяемые в учебнике.

Формы организации учебного процесса при изучении раздела 

В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная,
  • звеньевая,
  • индивидуальная.

Фронтальная форма организации  обучения выражается в том, что все  учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет  организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мы используем фронтальный метод обучения на уроках. Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построение схем для вышивания с применением информационных технологий.

Индивидуальная форма  организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания  – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования. При разработке конспектов уроков для 6 класса по разделу "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка" мы не применяли индивидуальную форму обучения. [10, с.120-123]

Структура комбинированного урока:

Внешняя;

Внутренняя.

Внешняя структура включает в себя 3 элемента:

Вводный инструктаж;

Самостоятельная работа и  текущий инструктаж;

Заключительный инструктаж.

Вводный инструктаж предназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке.

Внутренняя структура  выстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученика к изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.

Вводный инструктаж включает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:

1) подготовка учащихся  к изучению нового материала  (постановка темы, цели, актуализация знаний);

2) сообщение новых знаний;

3) самостоятельное получение  учеником новых знаний 4) текущее  повторение, первичное закрепление;

5) создание ориентировочной  основы деятельности учащихся  на уроке - предназначены для  создания образа предстоящей  практической работы учащихся.

Самостоятельная работа и  текущий инструктаж.

Внутренняя структура  этого элемента строится по видам  самостоятельной работы учащихся:

1) самостоятельная работа  по получению новых умений;

2) самостоятельная работа  по совершенствованию умений  на основных и заключительных  этапах;

3) творческая проектная  деятельность.

Заключительный инструктаж. Его внутренняя структура:

  • обобщение и систематизация изученного;
  • контроль и оценка знаний, умений, навыков;
  • выдача домашнего задания.

2.2. Календарно  – тематический план по разделу  "Обработка металла"

 

Урок 1.

Основные свойства металлов и сплавов.

Цели: дать учащимся общее  представление о черных и цветных  металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; способствовать развитию логического мышления и памяти.

Тип урока: урок освоения новых  знаний.

Методы обучения: устный опрос, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторная работа.

Наглядные пособия: плакаты, стенды, подручный материал.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительная  часть. 

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей  урока.

2. Теоретическая часть. 

1. Повторение пройденного  материала. 

Вопросы для повторения, пройденного  материала:

1) Давайте вспомним, что  такое металл.

2) Какие ВИДЫ металла  вам знакомы? 

З) С каким металлическим  материалом вам приходилось работать (например, в 5 классе) ?

4) С какими видами слесарных  работ вы уже знакомы? 

5) Какие графические изображения  металлических предметов вы изучали ранее?

6) Какие инструменты используются  при обработке металлов?

2. Изложение нового учебного  материала. 

План беседы учителя с  учащимися:

1) Черные и цветные металлы  и сплавы.

2) Механические и технологические  свойства металлов и сплавов. 

З) Сортовой прокат.

1. Черные и цветные металлы  и сплавы.

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно подобрать наиболее подходящий для него материал. В чистом виде металлы применяются редко. Больше всего они используются в виде сплавов. Сплавами металлов называются сложные вещества, полученные путем смешивания в расплавленном состоянии с другими металлами или металла с неметаллическими элементами в точно определенном соотношении.

Все металлы и сплавы подразделяют на черные и цветные. К’ черным относят  железо и сплавы на его основе - сталь  и чугун. Все остальные металлы и сплавы - цветные.

Железо - металл серебристо-белого цвета с характерным блеском. Пластичен, хорошо обрабатывается, широко распространен в природе, но в чистом виде почти не встречается. Железо находится в земной коре в составе соединения с кислородом и другими элементами. Эти соединения называют железными рудами. Из них получают железо, которое применяют в виде различных сплавов с углеродом - чугунов и сталей.

Чугун - сплав железа с  углеродами, содержащий более 2% углерода, а также примеси других элементов. Чугун является одним из самых  дешевых и распространенных конструкционных  материалов и широко применяется  в машиностроении. Из чугуна получают сталь.

Сталь - это сплав железа с углеродом, содержащий до 2,1% углерода. Как и чугун, сталь содержит в  себе примеси некоторых других элементов. Основное отличие стали от чугуна - это то, что сталь содержит меньшее  количество углерода и примесей.

Сталь и чугун являются самыми распространенными материалами  современной техники и производства. На их долю приходится основная масса всей металлической продукции.

Среди цветных металлов наиболее широкое применение имеют медь, алюминий и сплавы на их основе, а также  олово, цинк и др.

Медь - металл розовато-красного цвета, обладающий электропроводностью и теплопроводностью, пластичностью, но сравнительно невысокой прочностью, хорошо обрабатывается. Применяется, прежде всего, в электропромышленности и химическом машиностроении. Сплавы меди обычно делят на две группы - латуни и бронзы.

Латунь - сплав меди с цинком, имеющий желтый цвет. Обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности и в электротехнике.

Информация о работе Методика обучения учащихся в разделе «Технология обработки металлов» 6ого класса»