Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:08, доклад
Почему охрана природы требует в наше время особого внимания? Ранее считалась, что планета земля богата неограниченными природными ресурсами, которые человек мог использовать для своих целей в неограниченном количестве. Однако, со временем потребности человека начали расти, а природные ресурсы истощаться. Особенно в наше время встает вопрос об охране природы. Люди пытаются улучшить свой быт, их запросы растут.
Нескромные запросы человека сильно отражаются на состоянии окружающего мира. Можно ли сберечь природу, защитить ее от человека? Все в наших руках.
2.Введение
3. Главная проблема: Человек –враг природы
5. Ученые: природа в человеке больше не нуждается
9.Охрана водных ресурсов.
19. Мероприятия по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территории
21.охрана атмосферного воздуха
30. Земельные ресурсы и охрана земель от загряз
45.охрана животного и растительного мира.
47.заключение.
48. Список использованной литературы:
Ионный обмен — извлечение катионов и анионов из растворенных в СВ загрязнений при помощи ионитов, являющихся твердыми природными или искусственными материалами (например, искусственные ионообменные смолы). Извлеченные при помощи ионного обмена вещества в дальнейшем утилизируются или уничтожаются. Катиониты вступают в обмен с катионами, аниониты — с анионами.
Несмотря на эффективность и экологичность, ионообменный метод не нашел широкого применения в промышленности из-за дефицита ионообменных смол и необходимости организации реагентного хозяйства для регенерации ионитов.
Биологический метод,
описанный выше, является наиболее
экологически чистым из всех методов.
Один из основных принципов экологии
— «природа знает лучше» — реализуется
здесь микробными сообществами путем
превращения сложных
Подсчитано, что 1 м3 неочищенной СВ, поступивший в природный водный объект, может загрязнить сотни кубометров чистой воды, создав тем самым неприемлемые условия для жизнедеятельности гидробионтов. Поэтому перспективны такие технологии, которые или вообще не используют воду, или не образуют загрязненных стоков. Успешное внедрение их в практику полностью решило бы проблему защиты водоемов от загрязнения. В настоящее время в ряде производств химической промышленности, например, в производстве аммиака, синтетического метанола и других продуктов, перешли от водяного охлаждения высокотемпературных газовых смесей на воздушное. Так были сняты весьма острые вопросы забора свежей воды для производственных нужд и образования загрязненных сточных вод.
Перспективны также технологии водообеспечения, которые характеризуются минимальным потреблением свежей воды. При замкнутой технологии предприятие забирает воду из природного источника, использует ее для производства продукции, после чего образовавшаяся СВ подвергается глубокой очистке и вновь возвращается в цикл. Имеющиеся небольшие потери воды, например при испарении, пополняются посредством забора свежей воды.
В ряде отраслей промышленности
частично реализованы замкнутые
водооборотные схемы с
Важнейших среди водоохранных проблем является разработка эффективных с эколого-гигиенических позиций методов подготовки поверхностных вод для питьевых целей.
Загрязнение природных
источников питьевого водоснабжения
при недостаточной
Каждый второй житель
нашей страны вынужден использовать
для питьевых целей воду, не соответствующую
по ряду показателей гигиеническим
требованиям; почти треть населения
страны пользуется децентрализованными
источниками водоснабжения без
соответствующей
Более 100 лет метод обеззараживания воды хлором является в России наиболее распространенным способом борьбы с загрязнением. В последние годы было установлено, что хлорирование воды представляет серьезную угрозу для здоровья людей, поскольку попутно образуются крайне вредные хлорорганические соединения и диоксины. Добиться снижения концентрации указанных веществ в питьевой воде можно путем замены хлорирования на озонирование или обработку УФ-лучами. Эти прогрессивные методы широко внедряются на станциях водоп од готовки многих стран Западной Европы и США. В нашей стране, к сожалению, из-за экономических трудностей применение экологически эффективных технологий осуществляется крайне медленно.
На ряде отечественных станций водоподготовки на заключительной стадии используют сорбционные процессы с применением активированных углей (адсорбентов), которые эффективно извлекают из воды нефтепродукты, СПАВ, пестициды, хлорорганические и другие соединения, в том числе и обладающих канцерогенными свойствами.
При неуклонном возрастании
техногенного загрязнения поверхностных
вод в мировой практике питьевого
водоснабжения в последние
Однако если артезианские воды по своей гидрохимической природе бескислородные (не содержат растворенного кислорода), то они могут содержать ингредиенты-восстановители (ионы Мn2+, Fе2+ и сероводород) в концентрациях, превышающих допустимые. Тогда необходима очистка, которая сводится к обработке воды сильными окислителями, например, перманганатом калия, озоном, кислородными соединениями хлора. В результате обработки названные примеси переходят в нерастворимое состояние и затем легко удаляются фильтрованием.
Генеральным планом предусмотрены
следующие мероприятия по озеленению
территории:
Главные направления озеленения рассматриваемой
территории:
Организация системы зеленых насаждений
населенного пункта включает:
Генеральным планом предусмотрены
следующие мероприятия по санитарной
очистке территории городского округа:
Предусматривается организация вывоза
отходов с территории городского
округа специальным автотранспортом
на полигон ТБО и проектируемый
мусороперерабатывающий завод, расположенный
в 5 км севера - восточней ГО Курган.
Отходы, прежде чем окажутся на полигоне,
должны пройти весь цикл производственной
цепочки на мусороперерабатывающем
заводе, позволяющей перерабатывать
все твердые бытовые отходы. Часть
городского мусора предполагается сортировать
и отправлять на вторсырье потребителю,
а оставшаяся часть отходов должна
проходить процесс прессования,
брикетирования с использованием современных
технологий и захоронения.
Данная технология позволит, во-первых,
увеличить срок службы полигона, во-вторых,
является наиболее привлекательной с
точки зрения экологии, поскольку максимально
сокращает выделение высокотоксичных
биогазов, загрязнения почвы, воды и практически
исключает вероятность самовозгорания.
Охрана атмосферного воздуха
Атмосферный воздух представляет
собой элемент окружающей природной
среды, жизненно важный для биологических
организмов, включая людей, который
служит защитой от космических излучений,
поддерживает определенный тепловой баланс
на планете, определяет климат и т. д.
Наряду с экологическими функциями
атмосферный воздух выполняет важнейшие
экономические функции, так как
выступает незаменимым
Интенсивное развитие промышленности,
рост городов, увеличение количества транспортных
средств, активное освоение околоземного
пространства приводят к изменению газового
состава атмосферы, накоплению различных
видов загрязнений (пылевого, химического,
электромагнитного, радиационного, шумового
и др.), разрушению озонового слоя атмосферы,
нарушению ее естественного баланса.
Все это наносит ощутимый вред экономике,
здоровью людей, природной среде и вызывает
необходимость регулирования антропогенного
воздействия на атмосферный воздух.
Правовое регулирование отношений в сфере
охраны атмосферного воздуха осуществляется
Федеральными Законами «Об охране атмосферного
воздуха» 1999 г., «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» 1999 г., «О радиационной
безопасности населения» 1996 г., Законом
РСФСР «Об охране окружающей природной
среды» 1991 г., а также рядом подзаконных
актов - Положениями о государственном
контроле за охраной атмосферного воздуха,
о государственном учете вредного воздействия
на атмосферный воздух, о Межведомственной
комиссии по охране озонового слоя и др.
Российская Федерация является участником
нескольких международных соглашений
по вопросам охраны атмосферы, например,
Международной Венской конвенции об охране
озонового слоя, Конвенции ООН об изменении
климата, Монреальского протокола по веществам,
разрушающим озоновый слой.
Важные положения об охране атмосферного
воздуха содержатся в нормативных актах,
регулирующих использование и охрану
земель, лесов, вод, недр и других природных
ресурсов, а также в уголовном, административном,
гражданском и иных отраслях законодательства.
В силу своих естественных свойств атмосферный
воздух в настоящее время не рассматривается
в качестве объекта присвоения, поэтому
отношения собственности по поводу атмосферного
воздуха, а также процесс его экономического
использования не регулируется законодательством.
Экологическое право обеспечивает лишь
его охрану от вредных воздействий.
Объектом правовой охраны является атмосферный
воздух, то есть воздух во внешней, открытой
среде. Охрана воздуха производственных,
административных и иных помещений осуществляется
нормами трудового и других отраслей законодательства.
1. Понятие и способы правовой охраны атмосферного
воздуха
Правовая охрана атмосферного воздуха
представляет собой систему закрепленных
законом мер, направленных на сохранение
в чистоте и улучшение состояния атмосферного
воздуха, предотвращение и снижение вредных
химических, физических, биологических
и других воздействий на атмосферу, вызывающих
неблагоприятные последствия для населения,
народного хозяйства, растительного и
животного мира (ст. 1 Закона РСФСР об охране
атмосферного воздуха).
Своеобразие охраны атмосферного воздуха
заключается в том, что она достигается,
с одной стороны, через охрану других природных
объектов (лесов, вод), влияющих на ее состояние,
а с другой стороны, - путем регулирования
хозяйственного воздействия на атмосферу.
Первый способ охраны реализуется посредством
обеспечения правового режима лесов и
вод, установленного соответствующим
законодательством*. Законом об
охране атмосферного воздуха регулируются
вопросы осуществления хозяйственной
и иной деятельности, оказывающей влияние
на состояние атмосферы.
Содержание правовой охраны атмосферного
воздуха составляет комплекс мер, основными
среди которых являются учет, контроль,
установление нормативов в сфере охраны
атмосферного воздуха, обеспечение выполнения
экологических требований источниками
вредного воздействия на атмосферный
воздух, а также организация территории
населенных пунктов, промышленных зон
с учетом норм и правил охраны атмосферного
воздуха.
Государственный учет и контроль в сфере
охраны атмосферного воздуха
Основой для регулирования охраны атмосферного
воздуха является предусмотренный закономгосударственный
учет видов и количества (размеров) вредного
воздействия на атмосферу, а также объектов,
оказывающих такое воздействие (ст. 21-22
Закона об охране атмосферного воздуха).
Источники вредного воздействия на атмосферный
воздух подразделяются на стационарные
(предприятия, энергостанции и другие
производственные, а также бытовые объекты)
и передвижные (автомобили, самолеты, суда
и другие подвижные средства и установки),
что обусловливает особенности правового
регулирования охраны атмосферного воздуха
в процессе их деятельности.
За состоянием атмосферного воздуха, его
изменениями осуществляется наблюдение
по химическим, физическим и биологическим
показателям общегосударственной службой
наблюдения и контроля за уровнем загрязнения
природной среды. Сбор, хранение, обобщение,
анализ информации проводится с целью
обеспечения ею заинтересованных организаций,
а также составления прогнозов об уровне
загрязнений атмосферного воздуха под
влиянием хозяйственной деятельности
и метеорологических условий. Наблюдение
(мониторинг) осуществляется специально
уполномоченными органами Федеральной
исполнительной власти по гидрометеорологии,
охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому
надзору и др. (ст. 23 Закона об охране атмосферного
воздуха).
Государственный контроль за охраной атмосферного
воздуха имеет своей задачей обеспечение
соблюдения всеми государственными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями
и гражданами мероприятий по охране атмосферного
воздуха, условий вредного воздействия
на атмосферу, а также иных правил, установленных
законодательством об охране атмосферного
воздуха (ст. 24 Закона об охране атмосферного
воздуха).
Он осуществляется государственными органами
санитарно-эпидемиологического надзора,
органами по контролю за работой газоочистных
и пылеулавливающих установок, органами
безопасности дорожного движения, охраны
окружающей среды и др.
2.
Для оценки состояния атмосферного воздуха
предусмотрены стандарты его качества
- нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и
нормативы предельно допустимых уровней
вредных физических воздействий на атмосферу
(ПДУ).
Нормативы предельно допустимых концентраций
устанавливаются для загрязняющих веществ
по каждому веществу или химическому соединению
(окись углерода, двуокись азота, пыль,
сера, свинец и др.) в расчете на 1 кубический
метр воздуха, причем учитывается разовая
и суточная концентрации, а нормативы предельно
допустимых уровней вредных физических
воздействийустанавливаются по отдельным
видам таких воздействий (шум вибрация,
ультразвук, инфразвук, радиация, электромагнитные
поля и т. д. и измеряются в различных единицах
в зависимости от характера вредного физического
воздействия*.
Указанные нормативы утверждаются компетентными
органами государственного экологического
управления: Федеральной службой России
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, государственной санитарно-эпидемиологической
службой Министерства здравоохранения
РФ с участием других заинтересованных
ведомств. Данные нормативы должны отвечать
интересам охраны здоровья людей, окружающей
природной среды и являются едиными для
всей территории страны.
Для того, чтобы обеспечить соответствующее
качество атмосферного воздуха на основе
указанных нормативов, законодательством
регулируется осуществление деятельности
источниками вредных воздействий на атмосферный
воздух. С этой целью устанавливаются
нормативы предельно допустимых выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух
и уровней вредных физических воздействий
на атмосферу для каждого источника такого
вредного воздействия, то есть своеобразные
индивидуальные нормативы, учитывающие
особенности производственных, технологических
и иных процессов, существующих на каждом
предприятии и других объектах (ст. 12 Закона
об охране атмосферного воздуха).
Обе группы нормативов тесно взаимосвязаны.
Нормативы предельно допустимых выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу и предельно
допустимых вредных физических воздействий
на нее устанавливаются на уровне, при
котором выбросы загрязняющих веществ
и вредные физические воздействия от конкретного
и всех других источников в данном районе
с учетом перспективы его развития не
приведут к превышению нормативов предельно
допустимых концентраций загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе и предельно
допустимых уровней вредных физических
воздействий.
3. Экологические требования, установленные
для источников загрязнения атмосферного
воздуха
Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным
источником загрязнения допускается в
каждом случае на основании разрешения,
Отдельные виды вредных физических воздействий
также могут допускаться лишь на основании
специальных разрешений. Всякое вредное
физическое воздействие на атмосферный
воздух допускается при условии соблюдения
установленных предельно допустимых уровней таких
воздействий, а в случаях, когда на него
выдано разрешение, - соблюдения также
других требований, предусмотренных этим
разрешением (ст. 14 Закона об охране атмосферного
воздуха).
При нарушении указанных требований деятельность
предприятий, организаций, отдельных цехов,
установок может быть приостановлена,
ограничена или запрещена по решению органа,
осуществляющего контроль за охраной
атмосферного воздуха.
При превышении в результате аварийной
ситуации установленных нормативов ПДВ
руководители предприятий и организаций
обязаны немедленно сообщить об этом органам,
осуществляющим контроль за охраной атмосферного
воздуха, и принять в установленном порядке
меры к охране атмосферного воздуха и
ликвидации причин и последствий его загрязнения.
При получении предупреждения о возможном
повышении концентрации загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе в связи
с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими
условиями (воздушные инверсии, антициклоны
и др.) предприятия и организации обязаны
проводить специально разработанные по
согласованию с органами контроля за охраной
атмосферного воздуха мероприятия по
снижению выбросов таких веществ в атмосферу
(ст. 19 Закона об охране атмосферного воздуха).
Большое внимание в Законе об охране атмосферного
воздуха уделяется регулированию его
охраны от загрязнения передвижными источниками.
Регулирование выбросов загрязняющих
веществ данными источниками осуществляется
путем установления нормативов ПДВ для
каждой модели транспортных и иных передвижных
средств и установок. Основные экологические
требования обращены в данном случае к
предприятиям и организациям-изготовителям
транспортных средств. Выпуск новых автомобилей,
самолетов и других транспортных средств
должен осуществляться с учетом требований
по охране атмосферного воздуха.
Так, ст. 17 Закона об охране атмосферного
воздуха предусматривает, что запрещается
производство транспортных и иных передвижных
средств и установок, в выбросах которых
содержание загрязняющих веществ превышает
установленные нормативы.
В процессе эксплуатации таких средств
количество загрязняющих веществ, выбрасываемых
ими в атмосферный воздух, также не должно
превышать нормативов ПДВ, в противном
случае использование таких транспортных
средств не допускается.
Все транспортные и иные передвижные средства,
находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться
контролю за соблюдением нормативов ПДВ.
Важную роль в его осуществлении играют
органы Государственной инспекции по
безопасности дорожного движения МВД
РФ.
В борьбе за чистоту атмосферного воздуха
в настоящее время решающее значение имеет
степень оснащенности предприятий и транспорта очистными
устройствами и приспособлениями.
Законодательством установлено, что при
размещении, проектировании, строительстве
и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных
предприятий, сооружений и других объектов,
совершенствовании технологических процессов
и оборудования должны предусматриваться
улавливание, утилизация, обезвреживание
вредных веществ и отходов или полное
исключение выбросов загрязняющих веществ.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов,
не удовлетворяющих требованиям по охране
атмосферного воздуха. Предприятия и организации,
деятельность которых оказывает отрицательное
воздействие на атмосферу, должны быть
оснащены сооружениями и оборудованием
для очистки выбросов в атмосферу, а также
средствами контроля за их количеством
и составом (п. 7 ст. 16 Закона об охране атмосферного
воздуха).
Помимо обязанностей предприятий и других
производственных объектов по выполнению
рассмотренных выше экологических требований
указанные источники загрязнения должны
осуществлять организационно-хозяйственные,
технические и иные меры по снижению выбросов
загрязняющих веществ, обеспечить бесперебойную
эффективную работу и поддержание в исправном
состоянии сооружений, оборудования и
аппаратуры для очистки выбросов и контроля
за ними, а также постоянный учет количества
и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых
в атмосферу.
Определение мест и проекты строительства предприятий
и других объектов, влияющих на состояние
атмосферного воздуха, согласовываются
с органами по контролю за охраной атмосферного
воздуха.
При проектировании предприятий и других
объектов, при создании и совершенствовании
технологических процессов и оборудования
должны также предусматриваться меры,
обеспечивающие минимально необходимое потребление
атмосферного воздуха для производственных
нужд.
В целях борьбы с производственными и иными
шумами проводятся мероприятия по внедрению
малошумных технологических процессов;
улучшению конструкций транспортных средств
и их эксплуатации, а также содержания
железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных
дорог, уличных покрытий; размещению аэродромов
и аэропортов, промышленных и других сооружений,
являющихся источниками шума, на необходимом
расстоянии от населенных пунктов и районов
жилой застройки; улучшению планировки
и застройки городов и других населенных
пунктов; организационные меры по предупреждению
и снижению бытовых шумов. В частности,
граждане обязаны соблюдать требования,
установленные в целях борьбы с бытовым
шумом в квартирах, во дворах жилых домов,
на улицах, в местах отдыха и других общественных
местах.
4. Плата за загрязнение атмосферного воздуха
Загрязнение атмосферного воздуха путем
осуществления выбросов химических веществ
и вредных физических воздействий на нее
является платным.
Виды и порядок определения платы и ее
размеров регламентируются законодательством**.
См. ст. 28 Закона об охране атмосферного
воздуха. Порядок определения платы и
ее предельных размеров за загрязнение
окружающей природной среды, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия,
утвержденный Постановлением Правительства
РФ от 28 августа 1992 № 632.
Плата предусматривается за следующие
виды вредного воздействия на атмосферный
воздух:
- выброс загрязняющих веществ от стационарных
и передвижных источников;
- вредные физические воздействия: шум,
вибрацию, электромагнитное, радиационное
воздействие и др.
Плата взимается по каждому ингредиенту
загрязняющего вещества или вида вредного
воздействия с учетом степени их опасности
для здоровья людей и окружающей природной
среды как за «правомерное» загрязнение
атмосферного воздуха (в соответствии
с нормативами ПДВ), так и за превышение
нормативов предельно допустимых выбросов
загрязняющих веществ. В последнем случае
установлены повышенные ставки платежей,
которые взыскиваются за счет прибыли
предприятий и других источников загрязнений.
5. Правовая охрана озонового слоя
Особые меры предусмотрены законодательством
для охраны озонового слоя Земли от экологически
опасных изменений.
В соответствии со ст. 56 Закона об охране
окружающей природной среды охрана озонового
слоя обеспечивается:
- организацией наблюдения, учета и контроля
изменения состояния климата, озонового
слоя под влиянием хозяйственной деятельности
и иных процессов;
- установлением и соблюдением нормативов
предельно допустимых выбросов вредных
веществ, воздействующих на состояние
климата и озонового слоя;
- регулированием производства и использования
в быту химических веществ, разрушающих
озоновый слой;
- применением мер ответственности за
нарушение указанных требований.
В соответствии с международным соглашением
министерства и ведомства, предприятия,
учреждения и организации обязаны сократить
и в последующем полностью прекратить
производство и использование химических
веществ, вредно воздействующих на озоновый
слой.
Список химических веществ и отходов производства,
вредно воздействующих на состояние озонового
слоя Земли, утверждается государственными
органами по охране окружающей природной
среды и сообщается всем министерствам
и ведомствам, предприятиям, организациям
и учреждениям.
Для обеспечения выполнения международных
обязательств РФ по Венской конвенции
об охране озонового слоя и Монреальскому
протоколу по веществам, разрушающим озоновый
слой, создана Межведомственная комиссия
по охране озонового слоя, основными задачами
которой являются:
- координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти и организаций
по выполнению указанных международных
обязательств России;
- организация и координация работ по выполнению
программы по охране озонового слоя и
производству озонобезопасных хладонов;
- разработка рекомендаций по ограничению
антропогенного воздействия на озоновый
слой на основании оценки экологической
обстановки;
- организация мероприятий по совершенствованию
контроля за состоянием озонового слоя*.
Постановление Правительства РФ от 20 мая
1997 № 612 «О межведомственной комиссии
по охране озонового слоя».
6. Ответственность за нарушение законодательства
об охране атмосферного воздуха
Действенным средством обеспечения соблюдения
экологических требований по охране атмосферного
воздуха призвана быть административная,
уголовная, гражданско-правовая и иная
ответственность, предусмотренная за
нарушения законодательства об охране
атмосферного воздуха (ст. 31, 32 Закона об
охране атмосферного воздуха).
Перечни правонарушений в сфере охраны
атмосферного воздуха содержатся в Кодексе
РСФСР об административных правонарушениях
и Уголовном кодексе РФ.
Административная ответственность в виде
предупреждения и штрафа установлена
за следующие виды нарушений (ст. 77-84 КоАП
РСФСР):
- превышение нормативов предельно допустимых
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух;
- превышение нормативов предельно допустимых
вредных физических воздействий на атмосферу;
- выброс загрязняющих веществ в атмосферу
или вредное физическое воздействие на
атмосферный воздух без разрешения компетентных
государственных органов;
- ввод в эксплуатацию новых и реконструированных
предприятий и сооружений и других объектов,
не удовлетворяющих требованиям по охране
атмосферного воздуха;
- нарушение правил эксплуатации, а также
неиспользование установленных сооружений,
оборудования, аппаратуры для очистки
и контроля выбросов в атмосферу;
- выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов,
судов и других передвижных средств и
установок, у которых содержание загрязняющих
веществ в выбросах, а также уровень шума,
производимого ими при работе, превышают
установленные нормативы;
- эксплуатация гражданами автомототранспортных
и других передвижных средств и установок,
у которых содержание загрязняющих веществ
в выбросах, а также уровень шума, производимого
ими при работе, превышают установленные
нормативы;
- нарушение правил складирования промышленных
и бытовых отходов, несоблюдение требований
по охране атмосферного воздуха при сжигании
указанных отходов;
- нарушение правил транспортировки, хранения
и применения средств защиты растений,
стимуляторов их роста, минеральных удобрений
и других препаратов, повлекшее или могущее
повлечь загрязнение атмосферного воздуха;
- невыполнение предписаний органов, осуществляющих
государственный контроль за охраной
атмосферного воздуха, об устранении нарушений
правил по охране атмосферного воздуха.
Уголовная ответственность применяется
в соответствии со ст. 251 УК РФ за загрязнение
атмосферы, то есть нарушение правил выброса
в атмосферу загрязняющих веществ или
нарушение эксплуатации установок, сооружений
и иных объектов, если эти деяния повлекли
загрязнение или иное изменение природных
свойств воздуха.
Предприятия, организации, учреждения
и граждане обязаны также возместить вред,причиненный
нарушениями законодательства об охране
атмосферного воздуха (ст. 32 Закона об
охране атмосферного воздуха). Поскольку
в результате загрязнения атмосферного
воздуха вред фактически причиняется
другим объектам - растительному и животному
миру, сельскому, лесному, водному хозяйству,
здоровью людей, размер возмещения определяется
по специальным методикам с учетом затрат
на восстановление природных объектов,
средств на медицинское обслуживание
и социальное страхование, компенсацию
потерь сельскохозяйственного производства
и др., а при отсутствии таких методик -
по общим нормам гражданского законодательства
о возмещении вреда.
Какие же факты приводят к ухудшению состояния
одной из важнейших составляющих биосферы
- атмосферы. Человек загрязняет атмосферу
уже тысячелетиями, однако последствия
употребления огня, которым он пользовался
весь этот период, были незначительны.
Приходилось мириться с тем, что дым мешал
дыханию и что сажа ложилась черным покровом
на потолке и стенах жилища. Получаемое
тепло было для человека важнее, чем чистый
воздух и незаконченные стены пещеры.
Это начальное загрязнение воздуха не
представляло проблемы, ибо люди обитали
тогда небольшими группами, занимая неизмеримо
обширную нетронутую природную среду.
И даже значительное сосредоточение людей
на сравнительно небольшой территории,
как это было в классической древности,
не сопровождалось еще серьезными последствиями.
Так было вплоть до начала девятнадцатого
века. Лишь за последние сто лет развитие
промышленности "одарило" нас такими
производственными процессами, последствия
которых вначале человек еще не мог себе
представить. Возникли города-миллионеры,
рост которых остановить нельзя. Все это
результат великих изобретений и завоеваний
человека.
В основном существуют три основных источника
загрязнения атмосферы: промышленность,
бытовые котельные, транспорт. Доля каждого
из этих источников в общем загрязнении
воздуха сильно различается в зависимости
от места.
Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно
загрязняет воздух промышленное производство.
Источники загрязнений - теплоэлектростанции,
которые вместе с дымом выбрасывают в
воздух сернистый и углекислый газ; металлургические
предприятия, особенно цветной металлургии,
которые выбрасывают в воздух оксиды азота,
сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения
фосфора, частицы и соединения ртути и
мышьяка; химические и цементные заводы.
Вредные газы попадают в воздух в результате
сжигания топлива для нужд промышленности,
отопления жилищ, работы транспорта, сжигания
и переработки бытовых и промышленных
отходов.
Атмосферные загрязнители разделяют на
первичные, поступающие непосредственно
в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом
превращения последних. Так, поступающий
в атмосферу сернистый газ окисляется
до серного ангидрида, который взаимодействует
с парами воды и образует капельки серной
кислоты. При взаимодействии серного ангидрида
с аммиаком образуются кристаллы сульфата
аммония.
Подобным образом, в результате химических,
фотохимических, физико-химических реакций
между загрязняющими веществами и компонентами
атмосферы, образуются другие вторичные
признаки. Основным источником пирогенного
загрязнения на планете являются тепловые
электростанции, металлургические и химические
предприятия, котельные установки, потребляющие
более 70% ежегодно добываемого твердого
и жидкого топлива.
Охрана атмосферного воздуха имеет огромное
значение, поскольку именно он зачастую
является источником множества экологических
противоречий. Наиболее остро они возникают
в крупных городах с высокой концентрацией
промышленных предприятий, транспорта,
населения. Загрязнение атмосферного
воздуха таких городов имеет особенно
высокий уровень. Обычные загрязнители
воздуха городов — пыль, сернистый газ,
окись углерода, двуокись азота, сероводород
и др.
Почвенный покров - важнейшее
природное образование. Его роль
в жизни общества определяется тем,
что почва представляет собой
основной источник продовольствия, обеспечивающий
95-97% продовольственных ресурсов для
населения планеты. Особое свойство
почвенного покрова - его плодородие,
под которым понимается совокупность
свойств почвы, обеспечивающих урожай
сельскохозяйственных культур. Естественное
плодородие почвы связано с запасом
питательных веществ в ней
и ее водным, воздушным и тепловым
режимами. Почва обеспечивает потребность
растений в водном и азотном питании,
являясь важнейшим агентом их
фотосинтетической
Земельные ресурсы мира
Земельные ресурсы - земная
поверхность, пригодная для проживания
человека и для любых видов
хозяйственной деятельности. Земельные
ресурсы характеризуются
В понятие «земля» очень часто вкладывают смысл термина «территория», т. е. пространства, на котором возникло, существует и развивается человеческое общество. От этого значения земли как пространства жизни общества отличается ее значение как природного ресурса, используемого в хозяйстве (как главного средства производства продовольствия и сырья в сельском хозяйстве, арены для строительства промышленных и гражданских объектов, прокладки транспортных магистралей и т. п.). Иными словами, к земельным ресурсам относят земли, используемые или пригодные к использованию в хозяйственных целях.
Площадь земельных ресурсов мира (134 млн кв. км) относительно невелика и составляет всего 26,3% от общей площади нашей планеты (510 млн кв. км). По отношению к площади суши (149 млн кв. км) их доля значительно выше и составляет 89,9% (остальное — около 15 млн кв. км занимают ледяные пустыни Арктики и Антарктики). Однако при этом более трети площади земельных ресурсов (33%) приходится на малопродуктивные, т. е> пригодные, но не используемые в хозяйстве земли (разнообразные неудобья — болота, тундры, полярные, высокогорные и аридные пустыни, карстовые районы, скальные грунты, прибрежные пески и пр.), освоение которых требует огромных капитальных затрат. Поэтому исключительно важное значение имеет рациональное использование уже вовлеченных в хозяйственный оборот земельных ресурсов, т. е. земель, используемых для производства продуктов питания и сырья (сельскохозяйственные угодья), земель, покрытых лесом, и пр.