Организация технологического процесса в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование торгово-технологического процесса и пути его совершенствования в магазине на примере магазина «Продукты».
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание торгово-технологического процесса магазина;
2. Проанализировать технико-экономическую характеристику магазина «Продукты»;
3. Исследовать характеристику операций с товарами до их продажи покупателям и процесс непосредственно обслуживания покупателей;

Содержание работы

Глава 1. Организация торгово-технологического процесса магазина «Продукты»……………………………………
1.1. Содержание торгово-технологического процесса магазина…….
1.2. Технико – экономическая характеристика магазина «Продукты»……………………………………………………………….
1.3. Характеристика операций с товарами до их продажи покупателям……………………………………………………….
Глава 2. Пути совершенствования технологического процесса магазина «Продукты»……………………………………
2.1. Процесс непосредственного обслуживания покупателей ………..
2.2. Пути совершенствования технологического процесса магазина «Продукты»…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Технологический процесс в магазине.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

Динамика основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности магазина «Продукты» за 2004-2006 гг. (тыс. руб.)

Показатели 

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонение (+, -)

Темп роста, %

       

01/00

02/01

01/00

02/01

Оборот розничной торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в действующих ценах 

35118

48683

57264

13565

8581

138,6

117,6

- сопоставимых ценах 

35118

41050

49751

7052

7465

120,1

117,7

Валовой доход, тыс. руб.

10050

13180

18050

3130

4870

131,1

136,9

Уровень валового дохода, %

28,62

27,07

31,52

1,55

4,45

94,6

116,4

Издержки обращения 

8650

10266

14075

1616

3809

118,7

137,1

Издержки обращения  в % к обороту 

24,63

21,09

2458

-3,54

3,49

85,6

116,5

Прибыль (+), убыток (-)

1400

2914

3975

1514

1061

2,08

136

Уровень рентабельности. %

16,2

28,4

28,2

12,2

-0,2

175

99


Оборот в сопоставимых ценах  в 2008 году по отношению к 2007 году возрос на 7052 тыс. руб., а в 2009 году в сравнении с 2008 годом данный показатель увеличился на 17,7%, что в сумме составило 7465 тыс. руб.

Валовой доход в 2008 году в сравнении с 2007 годом возрос на 31,1%, что в сумме составило 3130 тыс. руб., при этом уровень валового дохода снизился на 1,55 процентных пункта. Данное сокращение обусловлено увеличением покупной стоимости товаров. А в 2009 году по сравнению с 2008 годом этот показатель возрос на 36,9% или на 4870 тыс. руб., а его уровень увеличился на 4,45 процентных пункта.

Издержки обращения в  течение всего исследуемого периода возрастали, сначала, в 2008 году по отношению к 2007 году на 18,7%, а в процентном отношении к обороту они сократились на 3,54 процентных пункта. А в 2009 году по отношению к 2008 году - на 37,1%, а в процентах к обороту увеличились на 3,49 процентных пункта.

Прибыль в 2008 году по отношению к 2007 году увеличилась на 1514 тыс. руб. или же более, чем в два раза, а в 2009 году в сравнении с 2008 годом увеличилась всего на 1061 тыс. руб. или же на 36%.

В связи с этим, уровень  рентабельности в 2008 году по отношению к 2007 году увеличился на 12,2 процентных пункта, а в 2009 году в сравнении с 2008 годом этот показатель уменьшился на 0,2 процентных пункта.

Динамика цен оказывает  самое непосредственное влияние  на основной объемный показатель торговой деятельности - оборот розничной торговли.

Это влияние можно рассматривать  в двух аспектах. Во-первых, любой прирост цены автоматически увеличивает стоимостной объем продаж. В то же время, повышение цен влечет за собой сокращение спроса, что вызвано основанием для темпов роста доходов населения от темпов роста инфляции. Когда спрос на товары относительно эластичен, увеличение цен влечет за собой сокращение объема оборота.

Это происходит потому, что  некоторое процентное увеличение цены товара не приводит к такому повышению размеров дохода, который позволит покрыть потери от уменьшения физического объема оборота. Если спрос неэластичен, то увеличение цен приведет к увеличению дохода от реализации, так как рост цен в этом случае окажет сравнительно небольшое влияние на количественный объем продаж.

На практике влияние  ценового фактора и физического  объема продаж на розничный оборот оценивается следующим образом:

а) изменение объема продаж за счет изменения цен:

Tp = p1q1 – p0q1,                                                                                         (1)

где Тр,—изменение объема продаж за счет цен,

p1q1 - объем продаж в действующих  ценах отчетного периода, руб., p0q1 - объем продаж в сопоставимых  ценах, руб.;

б) прирост оборота за счет изменения физического объема продаж:

Tq = p0q1-p0q0,                                                                                          (2)

где Tq - изменение объема продаж за счет физического объема, руб., poqo - объем продаж в действующих ценах базисного периода, руб.

в) объем деятельности в сопоставимых ценах, рассчитывается как:

p1q0=  p1q1

                      IP                                                                                       (3)

где Ip - индекс цен

В таблице 2 приведем расчет влияния  изменения цен и физического  объема на изменение оборота.

Таблица 2

Динамика оборота торговли магазина «Продукты» за счет изменения цен и физического объема за 2007-2009 гг.

Показатели 

Исследуемый период

 

2007 год

2008 год

2009 год

Оборот торговли в  действующих ценах, тыс. руб.

35118

48683

57264

Индекс цен 

-

1,183

1,151

Оборот торговли в  сопоставимых ценах, тыс. руб.

35118

41050

1851

Общее изменение оборота, руб. в т. ч.

-

13565

8581

- изменение оборота  за счет цен, тыс. руб. 

-

7633

7513

- изменение оборота  за счет физического объема, тыс.  руб. 

-

5932

1068


 

На основании данных таблицы 2 можно  судить, что общий прирост оборота  в 2008 году в сравнении с 2007 годом составил 13565 тыс. руб., в т. ч. за счет изменения цен данный показатель возрос на 7633 тыс. руб., а за счет изменения физического объема увеличился на 5932 тыс. руб.

В 2009 году по отношению к 2008 году общий прирост оборота составил 8581 тыс. руб., в т. ч. за счет изменения цен он увеличился на 7513 тыс. руб., а за счет изменения физического объема - на 1068 тыс. руб.

Денежные расчеты осуществляются предприятиями либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

В практике магазина «Продукты» расчеты  с поставщиками производятся наличными деньгами по факту или в кредит.

Для осуществления расчетов наличными  деньгами в магазине имеется касса, она ведется по установленной  форме.

Прием наличных денег от покупателей  при осуществлении расчетов с  населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Кассиры-операционисты заполняют кассовую книгу и отчитываются перед бухгалтером магазина.

Поступление денег в кассу и  выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах цифрами и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные — руководитель организации и главный бухгалтер. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Приходные кассовые ордера и квитанции  к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы заполняются  четко и ясно чернилами или  шариковыми ручками. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производиться только в день их составления. Приходные и расходные кассовые ордена до передачи в кассу учитываются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Расчеты с поставщиками в кредит закрепляются оформлением договора. Договор розничной купли продажи в кредит составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. В договоре указывается предмет договора (срок оплаты, количество товара и ассортимент, процент за просрочку платежа), цена товара, обязанности сторон, ответственность сторон, порядок разрешения споров, срок действия договора.

Значительная часть  товаров завозится в магазин  «Продукты» с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные  изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса, поступают в магазин непосредственно с производственных предприятий - хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п. (Таблица 3).

Исходя из анализа таблицы 3. удельный вес производителей стабильно превышает показатели посредников, это свидетельствует о том, что производственные предприятия располагают широким ассортиментом и конкурентными ценами.

Товары сложного ассортимента (импортные  товары, товары, произведенные в других городах и т. д.) завозят в магазины со складов оптовых торговых баз. В магазин товары также поступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Основанием для завоза товаров в магазин служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Товары могут доставляться в  магазин централизованным и децентрализованным методами.

 

Таблица 3

Классификация и виды поставщиков  по закупке товаров в магазине «Продукты» за 2007-2009

Наименование поставщиков

Ассортимент товаров

Объем закупок

2007

2008

2009

Тыс. руб

Уд. Вес, %

Тыс. руб

Уд. Вес, %

Тыс. руб

Уд. Вес, %

Общий объем закупок

 

35118

100

48683

100

57264

100

Местные поставщики изготовители

 

8999,5

25,6

11680,7

24

13733,3

23,9

ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат»

Хлеб в ассортименте

2877,3

8,2

3653,1

7,5

4603,3

8

ОАО «Чебоксарский мясокомбинат»

Колбасные изделия

2428,7

6,9

3112,4

6,4

3807,1

6,6

Чебоксарский  молокозавод

Кефир

Сметана

Молоко

Творог

Сливки 

2820,5

8

3995,1

8,2

4215,7

7,4

Прочие

 

873

2,5

920,1

1,9

1107,2

1,9

Посредники (оптовые базы)

 

2453,1

7

4932,7

10,1

5147,2

9

ЧП Суслова Е.М.

Майонез

1012,4

2,9

2261,3

4,6

2418,5

4,2

Даймонд Абсолют-1

Вино-водочные

1440,7

4,1

2671,4

5,5

2728,9

4,8

Иногородние поставщики изготовители

 

23665,7

67,4

32069,3

65,8

38383,5

67

Зао «Вурнарский мясокомбинат»

Колбасные изд, полуфабр

6142,3

17,5

7540,6

15,5

8836,1

15,4

Вурнарский  МКК

Молочные продукты

6032,5

17,2

6988,3

14,3

7591,4

13,3

Марпосадский  ЛВЗ

Ликеро-вод

5217,8

14,9

6834,1

14

8014,2

14

Марпосадский молокозавод

Майонез

2570,2

7,3

3650,3

7,5

4836,3

8,4

Московский ЛВЗ

Вино-водочные

1221,2

3,2

2498,7

5,1

3790,3

6,6

Саранский ЛВЗ

Водка

1556,4

4,4

2760,1

5,7

3104,5

5,4

Прочие

 

1025,3

2,9

1797,2

3,7

2210,7

3,9


 

 

Наиболее эффективный метод  доставки товаров в розничные торговые предприятия - централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей.

Таблица 4

Характеристика поставщиков-изготовителей-посредников  магазина «Продукты» за 2004-2006 год

Наименование поставщиков

Объем поступления

Уд. вес в общем объеме поставок

Тыс. руб

%

2007

2008

2009

2007

2008

2009

Общий объем закупок

35118

48683

57264

100

100

100

Местные поставщики изготовители

8999*,5

11680,7

13733,3

25,6

24

23,9

ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат»

2877,3

3653,1

4603,3

8,2

7,5

8

ОАО «Чебоксарский мясокомбинат»

2428,7

3112,4

3807,1

6,9

6,4

6,6

Чебоксарский  молокозавод

2820,5

3995,1

4215,7

8

8,2

7,4

Прочие

873

920,1

1107,2

2,5

1,9

1,9

Посредники (оптовые базы)

2453,1

4932,7

5147,2

7

10,1

9

ЧП Суслова Е.М.

1012,4

2261,3

2418,5

2,9

4,6

4,2

Даймонд Абсолют - 1

1440,7

2671,4

2728,9

4,1

5,5

4,8

             

Иногородние поставщики изготовители

23665,7

32069,3

38383,5

67,4

65,8

67

Зао «Вурнарский мясокомбинат»

6142,3

7540,6

8836,1

17,5

15,5

15,4

Вурнарский  МКК

6032,5

6988,3

7591,4

17,2

14,3

13,3

Марпосадский  ЛВЗ

5217,8

6834,1

8014,2

14,9

14

14

Марпосадский молокозавод

2570,2

3650,3

4836,3

7,3

7,5

8,4

Московский ЛВЗ

1221,2

2498,7

3790,3

3,2

5,1

6,6

Саранский ЛВЗ

1556,4

2760,1

3104,5

4,4

5,7

5,4

Прочие

1025,3

1797,2

2210,7

2,9

3,7

3,9

Информация о работе Организация технологического процесса в магазине