Организация технологического процесса в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование торгово-технологического процесса и пути его совершенствования в магазине на примере магазина «Продукты».
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание торгово-технологического процесса магазина;
2. Проанализировать технико-экономическую характеристику магазина «Продукты»;
3. Исследовать характеристику операций с товарами до их продажи покупателям и процесс непосредственно обслуживания покупателей;

Содержание работы

Глава 1. Организация торгово-технологического процесса магазина «Продукты»……………………………………
1.1. Содержание торгово-технологического процесса магазина…….
1.2. Технико – экономическая характеристика магазина «Продукты»……………………………………………………………….
1.3. Характеристика операций с товарами до их продажи покупателям……………………………………………………….
Глава 2. Пути совершенствования технологического процесса магазина «Продукты»……………………………………
2.1. Процесс непосредственного обслуживания покупателей ………..
2.2. Пути совершенствования технологического процесса магазина «Продукты»…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Технологический процесс в магазине.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

 

При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются  издержки обращения. Товары завозятся  ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

При централизованной доставке завоз  товаров в магазины может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

Анализ местных и иногородних поставщиков, изготовителей и посредников по объему поступления приводится в таблице 4, данные таблицы показывают, что доля иногородних производителей в сравнении с каждым годом увеличивается, но в отношении местных производителей остается незначительной. Местные производители занимают лидирующее положение, и с каждым годом увеличивают свои показатели.

Эффективность прямых хозяйственных  связей выражается в закупках товаров  у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.

В магазине «Продукты» проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:

- Изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазине товары;

- Формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;

- Рекламно-информационная деятельность

- Выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;

- Организация оказания торговых услуг покупателям.

В качестве основных носителей фирменного стиля магазина «Продукты» выступают: вывеска над входом или у входа в магазин; элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки); различные виды витрин; указатели и вывески в помещении магазина; ценники, одежда персонала.

Путем рационального  сочетания фирменных элементов  магазину «Продукты» придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.

1.3. Характеристика операций с товарами до их продажи покупателям

 

Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочнораз-грузочных работ. Автоконтейнеры разгружают с помощью гидрокрана, которым оборудован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружают с помощью средств, которыми оборудован автомобиль, или ручного водила.

Поступившие в магазин  товары доставляют в зону приемки. Приемка  товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине «Продукты» осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

По результатам окончания  приемки товаров составляется акт.

После приемки товары доставляют в  помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают  их физико-химические и биологические  свойства, правила товарного соседства  и санитарно-гигиенические требования.

Рациональное планировочное  решение торгового зала не только отвечает требованиям эффективной  организации совершаемых здесь  торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым  следует понимать как оформление торгового зала, так и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов - отделки, освещения, торгового оборудования и т. д.

Для размещения товаров  в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. В коллективе признают важность рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.

При выкладке товаров  на торговом оборудовании учитывают  следующие основные принципы:

- однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;

- применяются простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);

- декоративная выкладка товаров используется только с рекламной целью;

- полки горок и другие элементы для выкладки товаров не перегружаются;

- в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100-1600 мм от пола) размещены товары, быстрая реализация которых предпочтительна;

- выкладка товаров в торговом зале насыщенная;

- сопутствующие товары размещены навалом у расчетных узлов в корзинах.

Таблица 5

Спецификация торгово-технологического оборудования магазина

Наименование оборудования

Кол. ед

Установ. площадь

Демонстрационная пл., кв. м

Ед.об

Всего

Ед. обор

Всего

1.

Холодильник-витрина

2

1,05

2,1

0,9

1,8

2.

Шкаф холодильный

1

0,6

0,6

0

0

3.

Прилавок рабочий

1

0,8

0,8

0

 

4.

Горка пристенная

3

0,5

1,5

3

9

5.

Горка пристенная

2

0,7

1,4

3,5

7

6.

Морозильный ларь (мороженное)

1

0,55

0,55

0,55

0,55

7.

Стол для покуп.

1

0,55

0,55

0

0

7.

Стол для покуп.

1

0,55

0,55

0

0

8.

Стол для контр весов

1

0,55

0,55

0

0

 

Итого

   

8.05

 

18,35


Коэффициент установочной площади = 7,5 : 50 = 0,15

Коэффициент демонстрац. площади = 18,35 : 50 = 0,367

Коэффициент емкости  оборудования = 0,367 : 0,15 = 2,45

Размещая товары в  зале и выкладывая их на торговом оборудовании, в магазине учитываются методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом придается особенности отдельных товаров, их упаковка.

Гастрономические изделия  выкладывают в охлаждаемых витринах различными способами:

колбасу и копчености — в несколько рядов, при этом верхний батон или другое изделие  разрезают и кладут срезом в сторону покупателя;

фасованные колбасные  изделия и мясокопчености, упакованные  в целлофановую пленку или пергаментную бумагу, раскладывают по видам и  сортам.

Фасованные сыры, масло  животное, маргарин и жиры выкладывают  стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене. Бутылки и пакеты с молоком и другими молочными продуктами, расфасованную сметану и творог выставляют на открытых холодильных прилавках рядами.

Фасованное мясо и  мясопродукты выкладывают в охлаждаемых  прилавках-витринах по видам и сортовым отрубам на эмалированных поддонах, а нефасованные мясо и мясопродукты — кусками на поддонах по видам и сортам.

Мороженую рыбу выкладывают  в низкотемпературных прилавках  и витринах, охлажденную — в  охлаждаемых прилавках-витринах.

Соленые тузлучные рыбные товары выкладывают в окорятах с  тузлуком, соленую рыбу без тузлука  — на противнях и в окорятах спинками вверх.

Скоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом  оборудовании.

Расфасованные бакалейные товары и нескоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают на полках пристенных и островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фасовки их укладывают рядами или стопками.

Хлеб и хлебобулочные  изделия выкладывают рядами на полках пристенных.

Продажа товаров —  завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

Характер и структура  операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Пути совершенствования  технологического процесса магазина «Продукты»

2.1. Процесс непосредственно обслуживания покупателей

 

Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

Характер и структура  операций по продаже товаров зависят  в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов  их продажи. Так, на выбор товаров  повседневного спроса покупатель затрачивает  значительно меньше времени, чем  на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.

В магазине «Продукты» производится продажа товаров через прилавок обслуживания, включает выполнение следующих операций:

- встреча покупателя и выявление его намерения;

- предложение и показ товаров;

- помощь в выборе товаров и консультация;

- предложение сопутствующих и новых товаров;

- проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;

- расчетные операции;

- упаковка и выдача покупок.

Пришедший в магазин  покупатель должен встретить приветливое  отношение со стороны торгового  персонала. При этом благоприятное  впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к видам, сортам и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.

После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлагаемых товаров современной моде и т. д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, модельеров, врачей-косметологов и других специалистов. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.

Информация о работе Организация технологического процесса в магазине