Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:22, курсовая работа
Мощность поршневого ДВС определяется размерами цилиндра, их числом,частотой вращения, тактностью двигателя и средним давлением. Наиболее эффективным средством увеличения мощности двигателя является повышение среднего эффективного давления, которое пропорционально среднему индикаторному давлению. Среднее индикаторное давление может быть повышено за счет улучшения протекания рабочего цикла двигателя и за счет повышения весового заряда воздуха, поступающего в цилиндр, тоесть наддува. В судовых установках наибольшее распространение получил газотурбинный наддув.
Газотурбокомпрессор и является основным видом специального агрегата,предназначенного для повышения мощности дизелей посредством наддува. Он состоит из газовыпускной турбины и центробежного компрессора, установленного на общем валу.
3. Расчёт для построения I-S диаграммы процесса сжатия в компрессоре
Исходные данные (из раздела 4.)
Pо= 101300 Па ; То= 288 К ;
Р1= 93155 Па ; Т1= 283,8 К ;
Р2=152186,8 Па ; Т2=331,71 К;
P3 =162689,1 Па; Т3 = 340,870 К
P4=195506,6 Па; Т4 = 363,9 К
Pк =199557 Па; Тк =367,5 К
Pо,То- давление и температура воздуха перед входным устройством;
Р1, Т1- давление и температура воздуха на входе в колесо;
Р2, Т2- давление и температура воздуха на выходе из колеса;
P3,Т3- давление и температура воздуха на выходе из безлопаточного диффузора;
P4,Т4- давление и температура воздуха за лопаточным диффузором;
Pк,Тк- давление и температура воздуха на выходе из улитки;
К =1,4 - показатель адиабаты воздуха;
R= 287,3Дж/(кг . К) - удельная газовая постоянная воздуха.
Ср-изобарная теплоёмкость воздуха:
Ср= к /к-1 *R= 1,4 /(1,4 -1)* 287,3 = 1005,55 Дж/(кг*К)
3.1. Процесс расширения воздуха во входном устройстве:
Действительная энтальпия в т. 0
io= Ср* То,
io =1005,55 *288 = 289598,4 Дж/кг = 289,6 кДж/кг,
Действительная энтропия в т. 0
So =Ср*lnТо– R*lnPо
So= 1005,55* ln288 - 287,3*ln101300 = 2383,0Дж/кг*К
Располагаемая работа расширения воздуха в BУ:
LрВΥ= (к /к-1) *R*То*[(1- Р1/Pо) к -1/к)]
LрВΥ=(1,4/1,4-1)*287,3*288*[(
Теоретическая меридиональная скорость на выходе из входного устройства:
С1т=√2*LрВΥ=√2*6853 = 117,073 м/с
Потери энергии во входном устройстве:
∆LВΥ = (С1т2- С12)/2 = (117,073- 104,28) / 2 = 1414,4 Дж/кг
где: С1= 104,28 м/с - действительная меридиональная скорость на выходе из ВУ.
Изменение энтропии во входном устройстве:
∆SВΥ = Ср * ln (Т1 /То)- R*ln (Р1/Pо)
∆SВΥ = 1005,550 * ln (283,8/288)- 287,3*ln (93155/101300) = 9,31 Дж/(кг . К)
Действительная работа расширения воздуха во входном устройстве:
LВΥ=LрВΥ- ∆LВΥ= 6853 – 1414,4 = 5437 Дж/кг
3.2.Процесс сжатия воздуха в рабочем колесе
Располагаемая работа сжатия в рабочем колесе:
LрРК=к /к-1 *R*Т1*[(Р2/Р1)к-1/к-1]
LрРК=(1,4/1,4-1)*287,3*283,8*[
Действительная работа сжатия в рабочем колесе:
LРК=LрРК /ηк = 42960/0,9 = 46204,4 Дж/кг
где: ηк= 0,93 КПД рабочего колеса
Изменение энтропии в рабочем колесе
∆SРК= Ср*ln(Т2/ Т1)– R*ln(Р2/Р1)
∆SРК=1005,55*ln(331,71/ 283,8)–287,3*ln(152186,8/
3.3.Процесс сжатия воздуха в безлопаточном диффузоре
Располагаемая работа сжатия:
Lрbd=(к /к-1) *R*Т2*[(P3/Р2)к -1/к-1]
Lрbd=(1,4/1,4-1)*287,3*331,71*
Действительная работа сжатия:
Lbd= Lрbd/ηbd = 6421/0.7 = 9172 Дж/кг
где: ηbd= 0,7 – КПД безлопаточного диффузора.
Изменение энтропии:
∆Sbd =Ср * ln (Т3 /Т2)- R*ln (P3/Р2)
∆Sbd =1005,55*ln(340,870/331,71)–
3.4. Процесс сжатия воздуха в лопаточном диффузоре
Располагаемая работа сжатия:
Lрлd=(к /к-1) *R*Т3*[(P4/Р3)к -1/к-1]
Lрлd=(1,4/1,4-1)*287,3*340,
Действительная работа сжатия:
Lлd=Lрлd/ ηлd=18476/0,8 = 23095 Дж/кг
где: ηлd= 0,8 – КПД лопаточного диффузора
Изменение энтропии:
∆Sлd =Ср * ln (Т4/Т3)- R*ln (P4/Р3)
∆Sлd =1005,55*ln(363,9/340,870)–
3.5. Процесс сжатия воздуха в улитке
Располагаемая работа сжатия:
LрУ=(к /к-1) *R*Т4*[(Pк/Р4)к -1/к-1]
LрУ=(1,4/1,4-1)*287,3*363,9*[(
Действительная работа сжатия:
LУ=LрУ/ ηу=2151,1/0,6 = 3585,2 Дж/кг
где: ηу= 0,6 – КПД улитки.
Изменение энтропии:
∆Sу=Ср*ln (Тк /Т4– R*ln(Pк/Р4)
∆Sу=1005,550*ln (367,5/363,9–287,3*ln(199557/
4. Расчет осевой турбинной ступени
4.1. Давление газа перед турбиной (см. пункт 28, раздел 3)
Pо=P3 = 157621 Па;
4.2. Температура газа перед турбиной, задано:
То= Тг=798 К;
4.3. Давление газа за турбинной (см. п.27 ,раздел 3)
4.4. Термодинамическая характеристика газа :
- удельная газовая постоянная R = 288,4 Дж/кг*К;
- показатель адиабаты к = х =1,33
4.5.Располагаемая работа расширения газа в ступени:
Lо=(к/к-1)* R*То* [1 -(Р2/Pо )к-1/к]
Lо=(1,33/1,33-1)* 288,4*798* [1 -(102800/157621 )1,33-1/1,33] = 93330,1 Дж/кг;
4.6. Степень реактивности ступени, выбираем в пределах: p=0,4…0,5;
p=0,45;
4.47. Адиабатная работа расширения в соплах:
Lо1 = (1- p) * Lо= (1-0,45) *93330,1 = 51331,56 Дж/кг;
4.8. Коэффициент скорости в сопловом аппарате, принимаем ϕ =0,94….0,97
4.9. Скорость газа на выходе из соплового аппарата, принимаем
C1=ϕ*√2*Lо1 = 0,97*√2* 51331,56 = 310,798 м/с
4.10. Угол потока на выходе из соплового аппарата, принимаем a =18….25о
a =20о;
4.11. Давление газа за сопловым аппаратом:
P1=Pо*((1-Lо1 /(к/к-1)*R*То))к/к-1
P1= 157621* ((1-51331,56 /(1,33/1,33-1)*288,4*798))1,
4.12. Температура газа на выходе из сопел:
Т1=798– (0,972*51331,56)/(1,33/1,33-1)
4.13. Удельный объем газа на выходе из сопел:
ν1=R*Т1/P1=288,4* 756,44/125304,7 = 1,741 м3/ кг
4.14. Скоростная оптимальная расчетная характеристика
υpopt=cos a1/ 2 (1- p) = cos20/ 2 *(1-0,45) = 0,854;
Внутренние потери энергии в турбинной ступени смещают оптимум скоростной характеристики в область меньших значений, поэтому фактическое значение оптимальной характеристики следует выбрать немного меньшим,υ1≤ υpop;
4.15. Окружная скорость на среднем диаметре:
U1= υ1*C1= 0,85* 310,798 = 264,178 м/с;
Окружная скорость не должна превышать 300…..400 м/с.
4.16. Средний диаметр соплового аппарата:
d1= 60* U1/π *n,
здесь частота вращения ротора n принимается из раздела 5(п.18)n = 13795,3 об/мин;
d1= 60*264,178/3,14 *13795,3 = 0.365 м;
4.17. Высота сопловой решетки на выходе:
l1= (Gг *ν1)/(π* d1* C1 * sina1)
l1=3,15*1,744/3,14* 0.365*310,798* sin 20 = 0,044 м
4.18. Относительная скорость газа на входе в рабочее колесо:
ω1=√C12+U12– 2*C1*U1* cos a1;
ω1=√310,7982+ 254,1782– 2*310,798*264,178* cos 20 = 109,848 м/с
4.19. Температура газа по полным параметрам на входе в рабочую решетку:
Тω*= Т1+((ω12 / 2*(к/к-1)*R))
Тω*=758,14+((109,8482 / 2*(1,33/1,33-1)*288,4)) = 761,6 К;
4.20. Приведенная скорость:
λω1 =ω1/√ 2*(к/к-1)*R*Тω*
λω1 =109,848/√ 2*(1,33/1,33-1)*288,4* 761,6 = 0,082
4.21. Работа адиабатного расширения в рабочей решетке:
Lо2 = (к/к -1)*R* Т1* [1- (Р2/ P1) к-1/к ]
Lо2
=(1,33/1,33 -1)*288,4*756,44* [1-(102800/125304,7)1,33-1/1,
4.22.Скоростной коэффициент в рабочей решетке, принимаемψ =0,93….0,95 при
λω1 < 1 и ψ =0,75….0,90 приλω1 ≥ 1;
ψ =0,95;
4.23. Угол входа на рабочие лопатки:
β1 = arcsin (C1* sina1/ ω1) = arcsin (304,39* sin 20/ 107,58) = 75,28 град.;
4.24. Угол потока на выходе из рабочей решетки, с целью снижения потерь энергии с выходной скоростью для степени реактивности ρ = 0,4….0,5 рекомендуется принять
β2=a1+ (2….5) = 20 +3 =23,0 град.;
4.25. Скорость потока на выходе из рабочей решетки:
ω2=ψ *√ω12+ 2*Lо2
ω2= 0,95 *√107,582+2*42143,9 = 294,8 м/с;
4.26. Температура газа на выходе из рабочей решетки:
Т2=Тω*-((ω22/ 2 *(к/к-1) *R ))
Т2= 761,6-((294,882/ 2 *(1,33/1,33-1)*288,4)) = 724,2 К;
4.27. Удельный объем газа на выходе из рабочей решетки:
ν2=R* Т2/Р2=288,4* 724,2/102800 = 2,031 м3/ кг;
4.28. Длина рабочей лопатки на выходе:
l2= (Gг *ν2)/(π* d1* ω2* sinβ2)
l2= (3,15*2,031)/(3,14* 0.365*294,88* sin 23) = 0,048 м;
4.29. Средний диаметр рабочего колеса:
d2=d1+(l2-l1) =0.365+ (0,048-0,044) = 0,369 м;
4.30. Отношение среднего диаметра к длине лопатки:
Ɵ = d2/ l2= 0,369/ 0,048 = 7,636
С целью получения приемлемых потерь энергии от верности, должно выполняться условие Ɵ ≥ 4;
4.31. Окружная скорость на среднем диаметре рабочего колеса:
U2=U1*(d2/d1) =264,17*( 0,369/0.365) = 266,6 м/с;
4.32. Скорость потока на выходе из турбинной ступени в абсолютном движении:
C2=√ω22+U22– 2*ω2*U2*cosβ2
C2=√294,882+266,62– 2*294,88*266,6*cos 23 = 115,26 м/с;
4.33. Радиальный зазор в рабочем колесе, принимаем:
δ2 = (0,005...0,015)*l2= 0,010*0,048 = 0,0004 м;
4.34. Угол потока на выходе из рабочего колеса в абсолютном движении:
a2 = arcsin (ω2 *sinβ2 / C2)
a2 = arcsin (294,88*sin 23/ 115,2) = 87,6 град.;
4.35. Окружная работа:
Lu= U1* ω1 *cosβ2 + U2* ω2 * cosβ2
Lu=264,17*109,84*cos75,2+266,
4.36. Окружные потери энергии в сопловом аппарате:
∆L1 = (1- ϕ2)*Lо1 =(1-0,972)* 51331,56 = 3033,6 Дж/кг;
4.37. Окружные потери энергии в рабочем колесе:
∆L2= (1/ ψ2-1) *ω22/ 2 = (1/ 0,952-1) *(294,882/ 2) = 4697,28 Дж/кг;
4.38. Потери энергии с выходной скоростью:
∆Lвых=C22/2 = 115,262 / 2 = 6643,32 Дж/кг
4.39. Окружная работа ( проверка п. 35.):
Lu= Lо-∆L1 -∆L2-∆Lвых
Lu= 93330,1- 3033,69 – 4697,28 – 6643,32 = 78955,8 Дж/кг
(Lu- Lu)/ Lu*100% = (79779,53 – 78955,8) /78955,8*100% = 1,04%
4.40. Окружной КПД турбинной ступени:
ηu = Lu/Lо = 78955,8/ 93330,1 = 0,84;
4.41. Коэффициент потерь энергии от утечек через радиальные зазоры, для ступеней с закрученными безбандажными лопатками целесообразно использовать формулу В.К. Гребнева:
ζу=f-σ1.2 *(2,08 +17,3*p2)
ζу= 0,0004/ 0,048*(1 + 1/ 7,63) *(2,08 +17,3*0,452) = 0,025;
4.42. Потери энергии от утечек через радиальные зазоры:
∆Lу=ζу*ηu *Lо= 0,025*0,84* 93330,1 = 2034,2 Дж/кг;
4.43. Потери энергии от трения диска :
∆Lт = (8,5….17)*d22*( U2/10)3* p1;
∆Lт= 12* 0,3692*( 266,6/10)3* 1,142 = 17,8 Дж/кг
4.44.Коэффициент неучтенных потерь энергии, принять:
ζн= 0,02
4.45. Неучтенные потери энергии:
∆Lн=ζн*Lо= 0,02 * 93330,1 = 1866,6 Дж/кг;
4.46. Внутренняя работа турбинной ступени:
Li=Lu-∆Lу- ∆Lт-∆Lн
Li=78955,8 - 2034,25 - 17,8 - 1866,6 = 75037,1 Дж/кг;
4.47. Внутренний КПД Турбинной системы:
ηi=Li/ Lо= 75037,1/ 93330,1 = 0,803;
4.48. Мощность турбинной системы:
Nт/= Gг * Lо*ηi = 3,15* 93330,1* 0,803 = 236383,6 Вт;
4.49. Погрешность вычисления мощности турбины:
δN=( Nт-Nт/) / Nт/* 100% ≤ 5%
δN=( 246968,88- 236383,6) / 236383,6* 100% = 4,4% < 5%
Вывод: В данном расчете были определены параметры воздуха (С,Т,Р,ρ и др.) для турбины, а также геометрические данные, которые будут использоваться для построения проточной части турбинной ступени (d1,d2 , l1,l2).
Проверкой
правильности выполненного расчета,
является определение