Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:14, контрольная работа
Огромны, необозримы лесные массивы Коми-Пермяцкого округа. Леса покрывают более 80 процентов всей территории округа. Общая площадь лесов составляет 2,6 миллиона гектаров, с запасом более 300 миллионов-кубометров древесины и с годовым приростом 1,5 — 2 миллиона кубометров.
Значительная часть лесов — более 200 миллионов кубометров, является спелыми и перестойными массивами, дающими наибольший выход древесины.
Основная часть лесов тяготеет к большой водной магистрали — реке Каме с её многочисленными притоками, позволяющими сплавлять древесину водным, самым дешёвым видом транспорта в промышленные лесопотребляющие районы нашей области, на Нижнюю Волгу, Донбасс, Среднюю Азию и другие южные районы нашей страны.
Введение……………………………………………………………………….3
Лесное хозяйство и лесоэксплуатация до революции…………………..4
Развитие лесной промышленности в годы советской власти…………10
Размещение лесной промышленности………………………………….20
Пути развития крупной лесоперерабатывающей промышленности....46
Заключение…………………………………………………………………..51
Список используемой литературы…………………………………………53
Что касается лиственных лесов, то, в связи со специфическими трудностями сплава лиственной древесины, резким преобладанием дров в общем выходе сортиментов этих пород и отсутствием в округе железных дорог, освоение этих ресурсов будет, очевидно, проходить относительно замедленными темпами, связываясь в большей мере с развитием лесопереработки на трассе будущей широтной железной дороги.
Достижение крупных
размеров использования лесных
ресурсов потребует больших работ
по развитию транспорта в округе, прежде
всего—максимального
Механизация в лесной промышленности не должна ограничиваться одной вывозкой древесины, как это в большой мере имеет место сейчас, а должна комплексно охватывать все производственные процессы за счет внедрения механических пил, погрузочно-разгрузочных и других механизмов. По пятилетнему плану «Комипермлеса» механизация заготовок и вывозки леса будет доведена к 1950г. до 80%.
Необходимость высокого технического вооружения лесной промышленности округа и всесторонней механизации производственных процессов в лесу определяется не только огромными масштабами предстоящего развития этой отрасли и общей напряженностью трудового баланса, но также обусловливается перемещением центра тяжести лесозаготовок из более освоенных бассейнов Иньвы в районы слабо заселенного бассейна Косы и почти совершенно безлюдного севера округа. По этой же причине особое значение получает проблема преодоления сезонности в лесной промышленности этих районов и создания в них постоянных кадров лесных рабочих.
В общем плане освоения
коми-пермяцких лесов
Лесные площади центральной части округа сохранят и в дальнейшем свое значение мощного лесозаготовительного района; они будут также прорезаны в этом пятилетии новыми лесовозными дорогами, ведущими к сплавным рекам бассейнов Косы и Лолога. В более отдаленной перспективе здесь возникнет целая сеть подъездных путей к будущей железной дороге Усолье — Фосфоритная. Вместе с улучшением транспортных условий в этой богатой лесом части округа здесь будет происходить дальнейший большой рост заготовок. Лесозаготовки же Иньвенского бассейна изменятся относительно незначительно.
Мощный рост лесной индустрии явится одним из важнейших рычагов дальнейшего подъема всей экономики округа, а также заселения « хозяйственного освоения его северных районов.
3. Размещение лесной промышленности
Условия для развития лесной промышленности сложились неодинаково в разных частях округа. Различия эти нашли себе выражение и в неравномерном размещении лесозаготовок по территории округа. На юге, где лесные ресурсы хотя и более ограничены в своих размерах, но плотность населения выше и вблизи имеются крупные потребители, — заготовляется основная масса древесины. В северных районах, богатых лесом, но слабо заселенных, размеры заготовок пока относительно невелики.
Вместе с тем в плотно заселенных южных районах их центральные части сильно обезлесены и основные лесопредприятия вынуждены располагаться тут на периферии, преимущественно в верховьях рек, что осложняет условия сплава древесины и затрудняет концентрацию лесозаготовок. На севере, напротив, возможно создание в ряде районов чрезвычайно мощных лесопредприятий. Особенности породного состава лесонасаждений, наряду с прочими условиями, накладывают свой отпечаток на характер специализации отдельных лесозаготовительных районов округа; с ними связано, в частности, повышенное значение пиловочника и строительного леса в общих заготовках северных районов и балансовой древесины на юге. На профиле районов сильнейшим образом отражается и характер спроса на древесину со стороны обслуживаемого потребителя. В частности, это обусловило резко выраженное преобладание дровяной древесины для металлургии в заготовках, южного района.
Наконец, при отсутствии железнодорожного транспорта, обеспеченность водными путями и особенности речной сети оказывают громадное влияние на всю организацию сплава, различную для бассейнов Иньвы, Косы и Верхней Камы, и на самые масштабы возможного «выпуска» древесины за пределы района.
В итоге, по совокупности природных, экономических и исторических особенностей развития лесной промышленности, на территории округа сложились три своеобразных лесопромышленных района, приуроченных к бассейнам Иньвы, Косы и Верхней Камы. Из них Иньвенский на юге и Верхне-Камский на севере имеют наиболее ярко выраженные специфические и во многом противоположные черты, в то время как Косинский лесоэкономический район, занимающий географически срединное положение, является переходным между ними.
Следует иметь в виду, что в условия развития лесной промышленности отдельных районов округа важнейшие изменения постоянно вносились и вносятся планомерным воздействием социалистического хозяйства, например путем заселения северных районов, реконструкции сплавных рек, повышения уровня технической вооруженности лесопредприятий и т. п. Так, после постройки широтной железной дороги Усолье (Березники) — Фосфоритная, для эксплоатации лесных массивов центральной полосы округа сложится совершенно иная обстановка, которая обусловит образование здесь нового лесоэкономического района — Прижелезнодорожного или Верхне-Косинского.
Размещение лесной промышленности
Иньвенский лесоэкономический район. Леса Иньвенского бассейна вовлечены в эксплоатацию наиболее широко. В 1941г. в лесах государственного фонда было вырублено 724 тыс. м3 древесины, а с учетом заготовок колхозов в своих лесах общие размеры вырубки по району были близки к 0.9—1.0 млн. м3.
В отличие от других лесоэкономических районов округа, в которых ежегодная лесосека по приросту полностью не используется, в лесах Иньвенского бассейна вырубка превышает естественный прирост. Для Иньвенского района, экономически наиболее развитого (с Кудымкаром), характерна также относительно повышенная доля древесины, идущей на местные нужды; в 1941г. она составляла более одной трети всех заготовок.
Район выделяется повышенной технической
вооруженностью лесных предприятий
и развитием гидротехнических сооружений
для повышения
Вместе с тем сезонность лесозаготовительных операций преодолена в районе в очень, небольшой мере: в годы войны, в период апрель— сентябрь заготовки составляли 5—7% их общего объема, а вывозка — 8—10%. В связи с этим применение сезонного труда местного населения для лесоэксплоатации имеет громадное значение. Так, в сезон 1943— 1944гг. выход колхозников на лесные предприятия, расположенные в этом районе, составил свыше 3 тыс. чел.
Основное направление
использования иньвенских лесов
заключается в заготовках балансовой
древесины для целлюлозно-
Существующие размеры сплава древесины в большой мере исчерпывают грузоподъемность рек бассейна Иньвы. В связи с недостаточной пропускной сплавоспособностью отдельных участков верховьев рек находится обилие лесосплавных плотин в районе: восемь из тринадцати по округу. Сплав древесины исключительно молевой, из-за неприспособленности Майкорской заводской плотины на Иньве к пропуску плотов.
Размещение лесных массивов, сохранившихся преимущественно на северо-востоке и юго-западе района, определило распределение лесозаготовок. Лесопредприятия сосредоточены в большинстве своем в верховьях рр. Велва, Исыл, Пой, Доег, где трестом «Комипермлес» заготовляется до 60% древесины, и в бассейне верхнего течения Иньвы с притоками Шервож, Кордья и Котыс, дающем 30% всего объема заготовок треста в этом районе. Только одно крупное лесопредприятие тяготеет непосредственно к зоне среднего течения самой Иньвы (Крохалевский мехлеспункт). В центральной части района, где леса разбросаны редкими массивами среди сельскохозяйственных угодий, заготовки сильно распылены и ведутся преимущественно для местных нужд, главным образом по р. Кува с Мечкором, по Юсьве и на Иньве вблизи дер. Край-Иньва.
Вывозка древесины в 1943г. в Иньвенском лесоэкономическом районе по тресту «Комипермлес» дана в табл. 3.1 (в тыс. м3).
Таблица 3.1
Лесопредприятия |
Баланс |
Прочая деловая древесина |
Дрова |
Всего |
Эрнский леспромхоз |
29 |
4 |
53 |
86 |
Велвинский мехлеспункт |
17 |
5 |
57 |
79 |
Тукачевский мехлеспункт |
23 |
3 |
55 |
81 |
Доеговский леспункт |
11 |
- |
24 |
35 |
Визяйский мехлеспункт |
13 |
1 |
65 |
79 |
Самковский леспромхоз |
11 |
1 |
58 |
70 |
Крохалевский мехлеспункт |
20 |
4 |
50 |
74 |
Всего |
124 |
18 |
362 |
504 |
Наиболее мощный северо-восточный лесозаготовительный подрайон, приуроченный к верховьям левых притоков Иньвы в ее среднем течении, объединяется четырьмя лесопредприятиями.
Самым северным из них, расположившимся в глухой еловой тайге верховьев Велвы — важнейшего притока Иньвы, является Э р н с к и й леспромхоз с центром в дер. Савино.
Лесоразработки ведутся в районе пос. Изяшер, Шарволь и дер. Хай-дуково. Древесина доставляется к р.Велва, преимущественно по усовершенствованным дорогам, на расстоянии 7—15 км. В годы Отечественной войны была сооружена Шарвольская круглолежневая дорога, обеспечивающая вывозку части древесины в летний период.
Ниже по Велве, у границы верхнего и среднего течения этой реки, находится Велвинский мехлеспункт, имеющий центром пос. Велва. Главные лесоучастки — Горбуновский, Велвинская база, Девино, Рочево и др. Около половины всей заготовляемой древесины вывозится к рекам по механизированным и рационализированным путям за 7—10 км. Самый крупный лесоучасток — Горбуновский — располагает тракторно-ледяной дорогой протяжением 10км, с проектной мощностью 45 тыс. м3 ежегодной вывозки. Для увеличения грузоподъемности на р.Велва сооружена лесосплавная Галюковская плотина. Сырьевая база, образуемая елово-пихтовой тайгой бассейна Верхней Велвы, — одна из самых мощных в районе. Развертывание лесозаготовок по обоим предприятиям затрудняется малой грузоподъемностью верховьев Велвы.
На крайнем северо-востоке подрайона, в верховьях р.Исыл — другого крупного притока Иньвы, разместился Тукачевский мехлеспункт. Центр его -пос.Тукачево. Лесоразработки сосредоточены в районе Тукачево и пос.Ижениха. Вся древесина вывозится к рр.Исыл и Ижениха механизированным путем, в частности по сооруженным в годы Отечественной войны тракторным дорогам, на расстояние 4— 7 км: Иженихинской (с проектной мощностью 40 тыс. м3) и Тукачевской (15 тыс. м3). В 1943г. введена в эксплоатацию Рочшорская круглолежневая дорога. 12—15% заготовленной древесины вывозится в течение мая—октября.
Лесные массивы между Велвой и Исылом, тяготеющие к небольшим левым притокам Иньвы — рр.Пой и Доег, разрабатывает Доеговский леспункт, с центром в среднем течении р.Доег. Главные лесозаготовительные участки — в районе дер.Шулаки и дер.Шадово. Лесозаготовительные операции механизированы слабо. Древесина вывозится к рекам по обычным санным дорогам и лишь в небольшой степени по конно-поливной дороге, введенной в эксплоатацию в 1943г.
Лесопредприятия, расположенные по Исылу и Доегу, особенно первое, имеют по своей сырьевой базе хорошие перспективы развития. Однако часть массивов оказывается «запертой» из-за недостаточной сплавоспособности Исыла, Поя и Доега, несмотря на то, что для повышения их грузоподъемности сооружен ряд лесосплавных плотин: на р.Доег — Доеговская и Пикалевская; на р.Пой — Тиминская; на р.Исыл — Лапка.
Информация о работе Пути развития крупной лесоперерабатывающей промышленности