Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:14, контрольная работа
Огромны, необозримы лесные массивы Коми-Пермяцкого округа. Леса покрывают более 80 процентов всей территории округа. Общая площадь лесов составляет 2,6 миллиона гектаров, с запасом более 300 миллионов-кубометров древесины и с годовым приростом 1,5 — 2 миллиона кубометров.
Значительная часть лесов — более 200 миллионов кубометров, является спелыми и перестойными массивами, дающими наибольший выход древесины.
Основная часть лесов тяготеет к большой водной магистрали — реке Каме с её многочисленными притоками, позволяющими сплавлять древесину водным, самым дешёвым видом транспорта в промышленные лесопотребляющие районы нашей области, на Нижнюю Волгу, Донбасс, Среднюю Азию и другие южные районы нашей страны.
Введение……………………………………………………………………….3
Лесное хозяйство и лесоэксплуатация до революции…………………..4
Развитие лесной промышленности в годы советской власти…………10
Размещение лесной промышленности………………………………….20
Пути развития крупной лесоперерабатывающей промышленности....46
Заключение…………………………………………………………………..51
Список используемой литературы…………………………………………53
Разбросанность лесоразработок явилась одной из причин относительного отставания уровня механизации лесопредприятия. Древесина, доставляемая к плотбищам по механизированным и рационализированным путям, составляет менее общего объема ее вывозки. Механизированная дорога имеется только одна: Усть-Черновская автоснежная, протяженностью 16 км и проектной мощностью 15 тыс. м3. Из рационализированных дорог распространены круглолежневые. Таковы Верх-Веслянская, Усть-Лупьинская и Третья Заломская; в Усть-Пожеге работает узкоколейка с конной тягой (декавилька). Большая часть этих дорог сооружена в годы Отечественной войны.
В период апрель—сентябрь
заготовляется и вывозится
Булатовский мехлеспункт (в пос. Булатовка) эксплоатирует лесные массивы, расположенные в основной своей части на правом берегу Камы по ее мелким притокам (Вес и др.). На протяжении целого ряда лет здесь, в приречной зоне, ранее велась выборочная рубка, с подвозкой древесины по простым снежным дорогам. Булатовский же мехлеспункт является лесопредприятием другого типа, возникшим в ходе реконструкции лесной промышленности Северного района. В настоящее время — это крупное лесопредприятие, располагающее серьезной технической базой и эксплоатирующее лесные ресурсы на основе рациональных методов сплошных лесосечных рубок.
Лесоучастки Булатовский, Кругловский, Чуртанский отстоят от центра на расстоянии 10—20 км. Общий объем вывозки в 1943г. — около 120 тыс. м3: пиловочника — 31 тыс. м3, баланса — 10 тыс. м3,специальных сортиментов—16 тыс. м3, прочей деловой древесины — 21 тыс. м3 и дров — 39 тыс. м3.
Технической основой лесопредприятия служат самая мощная в округе Булатовская тракторно-ледяная дорога (протяжением 13 км, с пропускной способностью 80 тыс. м3), Усть-Веслянская тракторно-слизневая и Чуртанская круглолежневая дороги. Главная тракторная дорога примыкает к Булатовской старице, весьма удобной для зимней сплотки.
По этим дорогам (на расстояние от 4 до 19 км) вывозится половина всей заготовляемой древесины. Мехлеспункт в 1944г. имел 8 мощных тракторов типа «Сталинец» и большое количество подвижного состава (тракторных саней, вагонеток).
Эксплоатационный лесной фонд мехлеспункта превышает 1.2 млн. м3, обеспечивая работу предприятия на ряд лет. Преобладающие породы — ель и сосна — занимают в общих запасах примерно равное место. Выход древесины составляет, по проекту, свыше 90%, а отходы — менее 10%.
В перспективе северные леса — важнейшая база развертывания лесной промышленности округа. Сырьевые ресурсы Верхне-Камского района позволяют расширить объем лесоразработок во много раз против высшего достигнутого здесь за последние годы уровня заготовок.
Освоение лесов севера выдвигает на первый план задачу заселения края, с развертыванием пригородного хозяйства и жилищно-бытового строительства, которые должны сочетаться с широчайшей и всесторонней механизацией здесь лесозаготовительных процессов, созданием мощных лесопредприятий, развитием лесовозных путей, могущих дать древесине выход к магистральным сплавным путям, реконструкцией речной сети и т. д.
Вывозка древесины тракторами по лежневой дороге (Булатовский мехлеспункт)
Первоочередным объектом для освоения являются богатейшие сосновые и еловые массивы бассейна Весляны, располагающей крупными сплавными возможностями, далеко не полностью используемыми в настоящее время. Основная масса древесины из лесов этого бассейна будет поступать на Весляну и Каму. Но из лесов Веслянского бассейна, расположенных в крайней северо-западной его части, древесина может поступать и прямо на железную дорогу в случае продолжения на север железнодорожной магистрали Яр — Фосфоритная — Кай.
Некоторое представление о характере и размахе предстоящей реконструкции лесной промышленности севера округа дает проект Березовского лесозаготовительного предприятия, рассчитанного на использование до 15% всех ресурсов древесины Веслянского бассейна.
Сырьевая база предприятия, площадью 101 тыс. га и с запасом древесины 11 млн. м3, расположена на водоразделе бассейнов: Весляны — с запада и юго-запада, Вычегды — с северо-востока и Дозовки, притока Весляны, — с востока. Лесные массивы, подлежащие освоению, тянутся на расстояние 60 км, чем определяется необходимость создания мощного механического транспорта для вывозки заготовляемой древесины. ■
Производительность
Заготовки древесины основываются на применении сплошных рубок, причем, ввиду водоохранного значения лесов Верхней Камы, рубка должна вестись в шахматном порядке, клетками в 1 кв. км.
На предприятии, при работе на полную мощность, должны быть Заняты 1 тыс. чел., из них сезонных рабочих. Лесные рабочие должны размещаться в пяти новых постоянных поселках. Продолжительность эксплоатации сырьевой базы — 38 лет.
Наряду с мощными предприятиями типа Березовского, в бассейне Весляны, как и в остальных частях Северного района, должны получить развитие также средние и малые предприятия, использующие менее крупные массивы, ограниченную грузоподъемность небольших рек и прочие местные возможности.
4. Пути развития крупной лесоперерабатывающей промышленности
В дореволюционное время лесная промышленность Уральского Прикамья развивалась в значительной степени в качестве сырьевой отрасли. Важнейшей отраслью переработки древесины являлось исторически сложившееся на Урале углежжение, осуществлявшееся в устаревшего типа печах, как правило, без улавливания и переработки побочных продуктов сухой перегонки древесины. Механическая переработка дерева сводилась почти исключительно к ограниченному по своим размерам лесопильному производству. На территории современного округа лесопереработка была представлена лишь углежжением при Кувинском заводе, прекращенным в 1909г. в связи с закрытием этого металлургического предприятия.
Сдвиги промышленного производства на Восток, происшедшие в годы советской власти в процессе быстрой индустриализации страны, имели одним из своих результатов создание в Прикамье многих новых видов промышленной переработки древесины — мощного целлюлозного и бумажного производства, гидролиза древесины и других производств, при одновременном расширении и реконструкции ранее существовавших лесоперерабатывающих отраслей. Были построены Краснокамский, Красновишерский и Соликамский целлюлозно-бумажные комбинаты, а также Краснокамский сульфит-спиртовый завод, сооруженный в годы Отечественной войны, реконструированы лесопильные предприятия в г.Молотове («Красный Октябрь»), Сарапуле и т. д.
Этот процесс быстрого развития разнообразных отраслей промышленности по переработке древесины в пределах Уральского Прикамья не распространился, однако, до настоящего времени на Коми-Пермяцкий округ по причине его тяжелых транспортных условий и, прежде всего, из-за оторванности округа от железнодорожной сети.
Проектируемое сооружение широтной железной дороги Усолье — Фосфоритная, а также намечаемое переустройство Верхней Камы для регулярного судоходства (до устья Весляны), в сочетании с предстоящим в ближайшие годы интенсивным развитием в Косинском и Верхне-Камском лесоэкономических районах густой сети подъездных лесовозных дорог, обеспечивающих выход древесины к важнейшим сплавным путям и новой железной дороге, — создадут новые, более благоприятные транспортные условия для организации крупной промышленной переработки древесины и в этой отдаленной части бассейна Верхней Камы.
В наиболее выгодном положении (в транспортном отношении) для постановки лесоперерабатывающих производств окажется центральная часть территории округа, по которой пройдет трасса будущей железнодорожной магистрали. Большие возможности открываются для развития в прижелезнодорожной полосе крупной лесохимической промышленности, — в первую очередь производства уксусной кислоты, основывающегося на сухой перегонке древесины, преимущественно березовой.
Организация сухой перегонки дерева на месте устранит необходимость вывозки березовой дровяной древесины за пределы округа по железной дороге и будет тем самым способствовать более рациональному использованию лесных ресурсов и проектируемой магистрали.
В сфере влияния железной дороги Усолье—Фосфоритная окажутся значительные ресурсы березовых насаждений. В пределах 30-киловающих потребности самой дороги, новой промышленности этого района и нужды местного населения.
Возможности развития лесопереработки в округе не исчерпываются одним прижелезнодорожным районом. Широкое освоение лесов севера и бассейна Нижней Косы, тесно связанное с сооружением мощных лесовозных дорог и реконструкцией Камы, обеспечивающей массовый переход на плотовой сплав, буксируемый за тягой, и одновременно улучшающей условия пароходства по верхнекамскому плёсу, — создаст транспортно-экономические предпосылки для развертывания переработки древесины и в северных частях округа.
В ряду других лесоперерабатывающих производств значительный интерес представляет организация в северных районах лесохимических, предприятий, базирующихся на использовании трудно сплавляемой березовой древесины, запасы которой в бассейне Нижней Косы и на севере округа достигают громадной цифры в 30 млн. м3, а также предприятий, утилизирующих отходы лесозаготовок и в том числе осмол, содержащийся в древесине старых сосновых пней и корней и во все возрастающих размерах накопляющийся в сосновом поясе северных коми-пермяцких лесов в связи с ростом лесоэксплоатации. Эти производства, дающие разнообразные ценные лесохимикаты, — канифоль, скипидар, уксусную кислоту или ее полуфабрикаты (в виде порошка), различные спиртопродукты, изоляционные плиты (моссонит) и т. д. — могли бы разместиться в пунктах выхода крупных лесовозных дорог к главным воднотранспортным магистралям (Кама, низовья Весляны), т. е. в наиболее благоприятных в транспортном отношении местах.
Заслуживает внимания и проблема создания в северных районах округа целлюлозно-бумажного производства. Достигаемое этим приближение бумажного производства к огромным, слабо затронутым эксплоатацией лесосырьевым ресурсам дало бы, несомненно, значительный экономический эффект. Вместе с тем это послужило бы мощным толчком в индустриальном развитии севера Коми-Пермяцкого национального округа.
Главнейшими трудностями, лежащими на путях разрешения этой задачи, являются напряженное положение с еловым балансом, сложившееся во всей зоне Уральского Прикамья в результате уже осуществленного в этом районе строительства ряда бумажных комбинатов, и большая оторванность северных районов от железнодорожной сети. Дефицитность балансового сырья в районе Уральского Прикамья в настоящее время резко обострена отставанием в освоении мощных лесных ресурсов этого района, вызывающим даже необходимость использования для нужд целлюлозно-бумажной промышленности, помимо баланса, также других сортиментов еловой древесины, что, как отмечалось выше, имеет место в частности, в отношении еловых насаждений Иньвенского бассейна.
Однако положение с сырьем для целлюлозно-бумажной промышленности здесь должно существенно измениться в процессе полного вовлечения в эксплоатацию хвойных насаждений Прикамья и рационализации потребления древесины. В этом случае сооружение нового бумажного» комбината в бассейне Верхней Камы по соображениям обеспеченности его сырьем окажется возможным.
Что касается транспортно-географического положения северных районов, то с постройкой железной дороги Усолье—Фосфоритная и реконструкцией Камы ряд пунктов на побережье Камы окажется примерно в таких же условиях по удаленности от железнодорожной сети, как и действующий Красновишерский комбинат, одновременно располагая более благоприятными по сравнению с ним возможностями использования водных путей.
В перспективе же можно ожидать соединения подъездной веткой пункта, который будет избран для размещения Верхнекамского бумажного комбината, с магистральным железнодорожным путем. Наиболее удобным пунктом размещения бумажного комбината на севере округа явится, по всей вероятности, район Усть-Косы. В транспортном отношении этот район сочетает в себе выгоды возможного использования Косы и Камы с ближайшим расположением от трассы будущей железнодорожной линии Усолье—Фосфоритная. При этом реконструкция Камы, необходимая в связи с общим планом освоения верхнекамских лесов, создаст дополнительные преимущества для Усть-Коси некого района, ввиду переноса в этом случае Керчевской лесной запани вверх по Каме до устья Косы (а может быть до устья Весляны) и улучшения, вследствие этого, условий и длительности/навигации по Каме на этом участке.
Наконец, задачу обеспечения
предприятия и его
Информация о работе Пути развития крупной лесоперерабатывающей промышленности