Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:14, контрольная работа
Огромны, необозримы лесные массивы Коми-Пермяцкого округа. Леса покрывают более 80 процентов всей территории округа. Общая площадь лесов составляет 2,6 миллиона гектаров, с запасом более 300 миллионов-кубометров древесины и с годовым приростом 1,5 — 2 миллиона кубометров.
Значительная часть лесов — более 200 миллионов кубометров, является спелыми и перестойными массивами, дающими наибольший выход древесины.
Основная часть лесов тяготеет к большой водной магистрали — реке Каме с её многочисленными притоками, позволяющими сплавлять древесину водным, самым дешёвым видом транспорта в промышленные лесопотребляющие районы нашей области, на Нижнюю Волгу, Донбасс, Среднюю Азию и другие южные районы нашей страны.
Введение……………………………………………………………………….3
Лесное хозяйство и лесоэксплуатация до революции…………………..4
Развитие лесной промышленности в годы советской власти…………10
Размещение лесной промышленности………………………………….20
Пути развития крупной лесоперерабатывающей промышленности....46
Заключение…………………………………………………………………..51
Список используемой литературы…………………………………………53
Наиболее значительные лесозаготовки ведутся в верховьях р.Коса (Верх-Косинский и Трошкихинский лесоучастки в 1943г. — 45 тыс. м3), по р.Лопва с Зулой (Кирьяновский лесоучасток — 49 тыс. м3), в бассейне Лопана (Лопанский лесоучасток — 46 тыс. м3), в бассейне верховьев рр.Сюзьва и Чус (Сюзьвинский лесоучасток — 32 тыс. м3). В зависимости от породного состава и качества насаждений, образующих сырьевую базу лесоучастков, последние несколько отличаются по структуре заготовляемой древесины. В частности по Лопве и Зуле преимущественно заготовляется еловый баланс, по Верх-Косе — пиловочник и специальные сорта лесоматериалов сосновых и других пород.
Ввозка древесин автомашинами (Юрлинский леспромхоз)
Древесина вывозится к плотбищам у сплавных рек преимущественно обычным гужом по рационализированным дорогам. По имеющимся двум механизированным дорогам постройки 1936—1938гг. — Кирьяновской автоледяной и Верх-Косинской тракторно-ледяной — вывозится на расстояние 9—10 км всего несколько больше 10% заготовляемого леса. В период Отечественной войны были построены Трошкихинская, Сюролская и Лопанская круглолежневые и другие рационализированные дороги. В апреле—сентябре было вывезено 15% общего объема вывозки за год. В целях повышения сплавоспособности рек сооружены три плотины: Дымницкая—в верховьях Косы, Конаков Бор — на Лопане и Сюролская — на р.Сюрол.
Сырьевая база Юрлинского леспромхоза допускает большое развертывание лесоразработок, особенно в районах Верх-Косинского, Лопанского и Сюзьвинского лесоучастков. Однако из-за недостаточной пропускной способности Косы и Сюзьвы и отсутствия железнодорожного транспорта в этом районе оказываются практически недоступными 15—20 млн. м3 спелой и перестойной хвойной и большое количество лиственной древесины.
Далее на север лесоразработки по среднему течению Косы и ее левым притокам — рр.Янчер, Сеполь, Онолва и др. — ведет Кочевский леспромхоз, с центром в сел.Кочево.18
Преобладание пиловочника
в заготовках по Средней Косе находится
в прямой связи с большим
Основные лесоучастки расположены по левобережью Средней Косы (Краснокурьинский — 42 тыс. м3) и по р.Янчер (Янчерский и Усть-Янчерский, с общим объемом заготовок 35 тыс. м3).
Вывозка древесины почти целиком производится по обычным гужевым путям. Только на Краснокурьинском участке имеются автодороги с пропускной способностью по вывозке 26 тыс. м3. Во время Отечественной войны на Янчерском участке построены круглолежневая и конно-поливная дороги. В несезонные месяцы тут заготовляется и вывозится до 15% всей древесины.
Эксплоатационные фонды лесов по Средней Косе и ее притокам относительно небольшие. Эксплоатация хвойных насаждений ведется с перерубом приростной лесосеки; ежегодно вырубается больше половины лесосеки по спелости, установленной для хвойных насаждений.
Самую северную и северо-восточную части Косинского лесоэкономи-ческого района, относящегося к бассейну Нижней Косы с притоками Лолог и другими, охватывает своей деятельностью Косинский леспромхоз. Здесь же находится и Юксеевский лесоучасток Кочевского леспромхоза, также ведущий заготовки по Лологу. Центр предприятия в пос.Кордон, в 3 км от сел.Коса.
В структуре заготовок в этих лесах, как и в смежных лесах Средней Косы, отчетливо выражена увеличивающаяся к северу роль сосновых пород. Косинский леспромхоз является одной из важнейших в округе баз получения пиловочника и специальных сортов древесины.
Главные лесозаготовки ведутся вокруг пос.Кордон (45 тыс. м3), выше по Косе и ее правым притокам (Пуксибский лесоучасток — 28 тыс. м3), в низовьях Косы с Булачом (Солымский лесоучасток — 31 тыс. м3) и в бассейне Лолога (Сосновский и Юксеевский лесоучастки — 46 тыс. м3).
Предприятие в целом выделяется повышенным для Косинского лесо-экономического района уровнем механизации и рационализации лесовывозки. За годы Отечественной войны здесь были введены в эксплоатацию Озынская тракторно-ледяная и Кордонская тракторно-слизневая дороги, примыкающие к р.Коса выше пос.Кордон, с проектной мощностью 50 тыс. м3. Кроме того, в Пуксибском, Солымском и Сосновском лесоучастках построены три круглолежневые дороги пропускной способностью 30 тыс. м3. В 1943г. было вывезено к сплавным рекам по механизированным и рационализированным дорогам более одной трети всего заготовленного леса. Проведение слизневых и круглолежневых дорог способствовало также более равномерному распределению лесозаготовительных операций по сезонам. В 1943г. на апрель—сентябрь здесь пришлась часть всего годового объема заготовки и вывозки древесины. Для повышения сплавоспособности верховьев Лолога сооружена Силайская плотина.
В бассейне Нижней Косы и ее притоков находится мощная сырьевая база для дальнейшего расширения заготовок. Наиболее перспективными для освоения являются лесные массивы по Солыму, с преобладанием еловых насаждений, и в бассейне Лолога с Вурламом, Булачом и другими смежными притоками его — с повышенной ролью сосновых лесов и березняков. Действующие в этих районах лесоучастки (Сосновский, Юксеевский, Пуксибский) используют лишь незначительную часть лесных ресурсов, определяющихся громадной цифрой в 32 млн. м3 спелой и перестойной древесины, из них 23 млн. м3 хвойной. Однако развитие лесоразработок в размерах, допускаемых сырьевой базой, было бы затруднено недостаточной грузоподъемностью рек, хотя в настоящее время эти возможности еще полностью не использованы (например по Лологу).
Дополнительной серьезной трудностью освоения перечисленных массивов является крайне слабая заселенность этих частей Косинского района, особенно бассейна Лолога.
Переходный характер Косинского лесоэкономического района определяет различное для отдельных его частей решение вопросов дальнейшего развития лесной промышленности. Вблизи обжитого сельскохозяйственного района, — по среднему течению Косы с притоками Юм, Лопва с Зулой, Сеполь, Сюрол, Янчер, Онолва и др., где леса вырубаются особенно интенсивно и запасы древесины относительно невелики, — на первый план выдвигаются задачи рационального использования оставшейся лесосырьевой базы. По-иному стоит вопрос об освоении мощных массивов хвойных, преимущественно еловых лесов, удаленных от сельскохозяйственного ядра района и расположенных в бассейнах Косы в ее верхнем течении, а также Лолога, Лопана и Сюзьвы. Здесь развитие лесной промышленности должно пойти до полного исчерпания сплавных возможностей речной сети. В этих целях спроектированы и частью уже работают Верх-Косинская тракторно-ледяная и грунтовая дороги (производительностью 80 тыс. м3), Лопанская автоледяная и круглолежневая дорога (на 80—100 тыс. м3 ежегодной вывозки) и др. Часть лесной площади в этих местах может рассматриваться как резервный фонд для сельскохозяйственного освоения, например, в районе лиственных насаждений в верховьях Косы.
Развитие в крупных масштабах лесоразработок в Нижне-Косинском подрайоне тесно связано с его заселением и улучшением транспортных условий, прежде всего путем мелиорации рек, сооружения плотин, рационализации сплава и т. п. Запроектированные здесь механизированные лесопредприятия: Новоселовское в бассейне Среднего Лолога (на базе тракторно-ледяной и слизневой дороги), Сосновское (по правым притокам Среднего Лолога), крупнейшее Чураковское (по Лолыму и Сии) — поднимут, при их сооружении, лесную промышленность Нижне-Косинского подрайона на более высокий уровень.
В целях более полного использования ресурсов района представляется целесообразным вывозить часть древесины из лесных массивов, расположенных на водоразделах левых притоков бассейна Лолога и мелких притоков Верхней Камы, непосредственно на Каму.
Всесторонняя механизация и преодоление сезонности лесоразработок, актуальные для всего округа, получают в слабо заселенных частях Косинского лесоэкономического района первостепенное значение. Особую задачу для этого района составляет более полное использование крупных ресурсов березовой древесины. При отсутствии железнодорожного транспорта она может быть решена лишь частично, за счет ускорения сплава и своевременной выгрузки древесины, применения сплотки лиственных пород с хвойными при сплаве, более длительной просушки заготовленной древесины, обмазывания торцов смолой и т. п. Коренным образом изменятся перспективы освоения лесных богатств района при осуществлении проекта строительства железной дороги Усолье (Березники) — Фосфоритная. Прорезая леса, расположенные на водораздельных пространствах бассейнов Иньвы, Косы и Сюзьвы, эта дорога обеспечит полное и эффективное использование лесных массивов, в значительной мере «запертых» в настоящее время в этих районах и располагающих запасами в 25—30 млн. м3 спелой и перестойной древесины. В частности, тогда создадутся благоприятные условия для полного использования дровяной древесины и ресурсов лиственных пород.
Железная дорога окажет влияние и на более отдаленные северные части района. Подъездные пути свяжут с главной магистралью лесные массивы бассейна верховьев Лолога с Вурламом, а также лолымские водораздельные леса. Тем самым будут открыты широкие возможности для полного вовлечения в эксплоатацию этих мощных лесосырьевых баз. Наконец, разгрузка верховьев Косы от сплавных перевозок, в связи с переключением части древесины на железную дорогу, повысит транспортно-сплавные возможности остальной части реки и расширит возможности эксплоатации лесных массивов, расположенных по Нижней Косе и ее притокам, до сих пор мало разрабатывавшихся, отчасти из-за загрузки Косы древесиной, поступающей с верховьев реки.
При выполнении намеченной
транспортной схемы и максимальном
использовании водных сплавных путей
Косинский лесоэкономический
Верхне-Камский, или Северный, лесоэкономический район. В годы мирного периода социалистического строительства здесь было положено начало созданию крупной механизированной лесной промышленности. Однако громадные лесные ресурсы Севера освоены еще слабо, и по степени использования запасов древесины этот район находится на последнем месте в округе.
В 1941 г. вся заготовка древесины19 Северного лесоэкономического района в лесах государственного фонда составила 404 тыс. м3, что лишь немногим превышает всего годичного лесосечного фонда по приросту и прироста по хвойным породам.
Лесное хозяйство в Северном районе, подобно Косинскому, имеет резко повышенное значение в общей его экономике. Доля занятого в лесном хозяйстве населения составила, по данным переписи 1939г., 22% общего числа лиц, имеющих занятия. Лесные поселки разбросаны по огромной территории и носят зачастую пионерный характер. Таковы, например, Керос, Усть-Черная, Булатовка и др. Для выполнения сезонных работ, помимо местного населения, сюда привлекаются колхозники и тягловая сила из южных районов, а также завозятся рабочие из-за пределов округа. Так, например, в 1942—1944гг. на период лесозаготовок из южных районов округа ежегодно отправлялось на север по 200—300 чел. В период эвакуации в округе, в частности в Северном районе, работали карело-финские лесорубы. В 1944г. прибывали сюда на сезон лесозаготовок рабочие из Сталинградский и Ульяновской областей.
Подавляющая часть древесины, заготовляемой в Северном районе, сплавляется за пределы округа; местное потребление ее для нужд населения составляет всего 10—15% общего объема заготовок.
Лесопредприятия Северного района отличаются более высокой технической вооруженностью, чем в Косинском лесоэкономическом районе, уступая, однако, в этом отношении предприятиям Иньвенского бассейна. Более всей заготовляемой древесины вывозится к сплавным рекам по механизированным и рационализированным путям. Для района характерно значительное развитие круглолежневых и слизневых дорог, что способствует более равномерному распределению лесозаготовительных операций на протяжении года. За последние годы удельный вес заготовок в период апрель—сентябрь составлял в среднем около 15%, а по вывозке даже достигал 20—25% от соответствующих годовых итогов.
Высокий удельный вес
сосны в лесонасаждениях
Леса района эксплоатируются также для получения разных видов специальных лесоматериалов, заготовка которых резко выросла в период Отечественной войны, а также прочей деловой древесины (включая баланс) и дров.
Из общего количества древесины, вывезенной предприятиями треста: «Комипермлес» на севере округа к сплавным рекам в навигацию 1944г., на долю пиловочника приходилось 31 %, баланса —6%, прочей деловой древесины — около 33 % и дров — 30 %.
Деловая древесина Северного района поступает на разместившиеся по Каме и в низовьях Волги предприятия по механической лесопереработке и отчасти на лесобумажные комбинаты, а дрова — в г. Молотов. Сплав древесины, как и в Косинском районе, молевой и плотовой, но с большим значением последнего. В 1943г. было сплавленно молем-45%, а плотами 55% всей древесины.
Северный район
Лесоразработки на севере отличаются большой разбросанностью. Основная часть лесоучастков, объединяемых Гайнским леспромхозом, расположена в бассейнах Весляны—Черной и по побережью Верхней Камы. По мощности и технической оснащенности резко выделяется Булатовское лесопредприятие на правобережье Камы выше впадения Весляны.
Гайнский леспромхоз
имеет административно-
Информация о работе Пути развития крупной лесоперерабатывающей промышленности