Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:12, курсовая работа
Развитие промышленности и, особенно, самой передовой техники того времени – железнодорожного транспорта, потребовало большого количества инженеров-механиков. Поэтому в ведущих университетах Запада уже с 30-х годов XIX века, а в Санкт-Петербургском университете с 1892 года читается самостоятельный курс "Детали Машин". Без этого курса теперь невозможна подготовка инженера-механика любой специальности.
Введение …………………………………………………………………………………………………3
1. Кинематический расчет привода…………………………………………………………………… 4
1.1 Подбор электродвигателя …………………………………………………………………………5
1.2 Уточнение передаточных чисел привода ……………………………………………………….5
1.3 Определение частот вращения и вращающих моментов на валах …………………………..…6
2. Расчет цилиндрической передачи …………………………………………………………………..7
2.1 Выбор твердости, термической обработки и материала колес………………………………….. 7
2.2 Определение допускаемых контактных напряжений ……………………………………………...8
2.3 Определение допускаемых напряжений изгиба ………………………………………………..11
.
2.4 Проектный расчет …………………………………………………………………………………13
2.4.1 Межосевое расстояние …………………………………………………………………………13
2.4.2 Предварительные основные размеры колеса ……………………………………………………17
2.4.3 Модуль передачи ……………………………………………………………………………….18
2.4.4 Суммарное число зубьев и угол наклона ……………………………………………………….19
2.4.5 Число зубьев шестерни и колеса ……………………………………………………………….20
2.4.6 Фактическое передаточное число ………………………………………………………….....20
2.4.7 Диаметры колес ……………………………………………………………………………………21
2.4.8 Размеры заготовок ………………………………………………………………………………...22
2.4.9 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям ………………………………………..22
2.4.10 Силы в зацеплении ………………………………………………………………………………23
3. Эскизное проектирование ………………………………………………………………………….24
3.1 Проектные расчеты валов …………………………………………………………………………24
3.2 Расстояние между деталями передач …………………………………………………………..25
3.3 Выбор типов подшипников ………………………………………………………………………26
3.4 Схемы установки подшипников …………………………………………………………………26
3.5 Составление компоновочной схемы …………………………………………………………….26
4. Конструирование зубчатых колес …………………………………………………………………27
4.1 Шестерня ……………………………………………………………………………………………27
4.2 Зубчатое колесо ……………………………………………………………………………………28
5. Подбор шпоночных соединений …………………………………………………………………….29
5.1 Подбор шпонки для соединения зубчатого колеса и вала………………………………………..29
5.2 Подбор шпонок входного и выходного хвостовиков …………………………………………..31
6. Подбор подшипников качения на заданный ресурс ……………………………………………..32
6.1 Подшипники быстроходного вала ………………………………………………………………32
6.2 Подшипники тихоходного вала …………………………………………………………………..33
7. Конструирование корпусных деталей …………………………………………………………….35
8. Конструирование крышек подшипников …………………………………………………………..37
9. Расчет валов на прочность………………………………………………………………………….39
9.1 Входной вал ………………………………………………………………………………………..40
9.2 Выходной вал ………………………………………………………………………………………..43
10. Выбор манжетных уплотнений ………………………………………………………………….48
10.1 Входной вал ………………………………………………………………………………………48
10.2 Выходной вал ……………………………………………………………………………………..48
11. Выбор смазочных материалов и системы смазывания…………………………………………... 49
12. Порядок сборки привода, выполнение необходимых регулировочных работ ……………..51
IV - т.о. колеса - улучшение и закалка
ТВЧ, твердость поверхности в
зависимости от марки стали
(табл.1) 45...50 HRCэ, 48...53 HRCэ; т.о. шестерни
- улучшение, цементация и
V - т.о. колеса и шестерни
Шестерня.
Материал - Сталь 40ХН. Назначаем термическую обработку шестерни - улучшение и закалка ТВЧ.
Предельные размеры заготовки: Dпр = 200 мм, Sпр = 125 мм.
Твердость зубьев: в сердцевине до 302 HB, на поверхности до 53 HRCэ.
Предельное напряжение σT = 750 МПа.
Колесо.
Материал - Сталь 40ХН. Назначаем термическую обработку шестерни - улучшение и закалка ТВЧ.
Предельные размеры заготовки: Dпр = 200 мм, Sпр = 125 мм.
Твердость зубьев: в сердцевине до 302 HB, на поверхности до 53 HRCэ.
Предельное напряжение σT = 750 МПа.
2.2 Определение допускаемых контактных напряжений
Допускаемые контактные напряжения [σ]H1 для шестерни и [σ]H2 для колеса определяют по общей зависимости (но с подстановкой соответствующих параметров для шестерни и колеса), учитывая влияние на контактную прочность долговечности (ресурса), шероховатости сопрягаемых поверхностей зубьев и окружной скорости:
[σ]H = [σ]HlimZNZRZV/SH.
Предел контактной выносливости [σ]Hlim вычисляют по эмпирическим формулам в зависимости от материала и способа термической обработки зубчатого колеса и средней твердости (HBср или HRCэ ср) на поверхности зубьев (табл. 2). [1, стр. 12]
ля выбранной марки стали и ТО шестерни
[σ]Hlim 1 = 17∙HRCэ ср + 200 = 17∙51 + 200 = 1067 МПа.
Для выбранной марки стали и ТО колеса
[σ]Hlim 2 = 17∙HRCэ ср + 200 = 17∙51 + 200 = 1067 МПа.
Минимальные значения коэффициента запаса прочности для зубчатых колес с однородной структурой материала (улучшенных, объемно закаленных) SH = 1,1; для зубчатых колес с поверхностным упрочнением SH = 1,2.
Для выбранной ТО шестерни (улучшение и закалка ТВЧ) принимаем SH 1 = 1.2.
Для выбранной ТО колеса (улучшение и закалка ТВЧ) принимаем SH 2 = 1.2.
Коэффициент долговечности ZN учитывает влияние ресурса
Число NHG циклов, соответсвующее перелому кривой усталости, определяют по средней твердости поверхностей зубьев [1, стр. 13]:
Твердость в единицах HRC переводят в единицы HB:
Переведенная средняя
NHG 1 = 30∙4912,4 = 86106780.
Для колеса
NHG 2 = 30∙4912,4 = 86106780.
Ресурс Nk передачи в числах циклов перемены напряжений при частоте вращения n, мин-1, и времени работы Lh, час:
Nk = 60nnзLh,
где nз - число вхождений в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один его оборот (численно равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым). [1, стр. 13]
В общем случае суммарное время Lh (в ч) работы передачи вычисляют по формуле
Lh = L365Kгод24Kсут,
где L - число лет работы; Kгод - коэффициент
годового использования передачи; Kсут
- коэффициент суточного
Число зацеплений nз и для колеса и для шестерни в данном случае равно 1.
Lh = 7 ∙ 365 ∙ 0.7 ∙ 24 ∙ 0.63 = 27042.12, ч.
Для шестерни:
Nk ш = 60 ∙ 1456 ∙ 1 ∙ 27042.12 = 2362399603.2.
Т.к. Nk ш > NHG, то принимаем Nk ш = NHG = 86106780. [1, стр. 13]
ZN ш = 1
Для колеса:
Nk кол = 60 ∙ 400 ∙ 1 ∙ 27042.12 = 649010880.
Т.к. Nk кол > NHG, то принимаем Nk кол = NHG = 86106780. [1, стр. 13]
ZN кол = 1
Коэффициент ZR, учитывающий влияние
шероховатости сопряженных
Принимаем ZR как для шестерни так и для колеса равным 0,9.
Коэффициент ZV учитывает влияние окружной скорости V ( ZV = 1...1,15). Меньшие значения соответствуют твердым передачам, работающим при малых окружных скоростях (V до 5 м/с).
Принимаем ZV как для шестерни так и для колеса равным 1,05 - как удовлетворяющее в большинстве случаев.
Для шестерни:
[σ]H1 = [σ]HlimZN шZRZV/SH = 840.26 МПа.
Для колеса:
[σ]H2 = [σ]HlimZN колZRZV/SH = 840.26 МПа.
Допскаемое напряжение [σ]H для цилиндрических и конических передач с прямыми зубьями равно меньшему из допускаемых напряжений шестерни [σ]H1 и колеса [σ]H2. [1, стр. 14]
Принимаем минимальное допускаемое напряжение
[σ]H = 840.26 МПа.
2.3 Определение напряжений изгиба
Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни [σ]F1 и колеса [σ]F2 определяют по общей зависимости (но с подстановкой соответсвующих параметров для шестерни и колеса), учитывая влияние на сопротивление усталости при изгибе долговечности (ресурса), шероховатости поверхности выкружки (переходной поверхности между смежными зубьями) и реверса (двустороннего приложения) нагрузки:
[σ]F = [σ]FlimYNYRYA/SF.
Предел прочности [σ]Flim при отнулевом цикле напряжений вычисляют по эмпирическим формулам (табл. 3).
Принимаем для выбранной марки стали и ТО (Сталь 40ХН, улучшение и закалка ТВЧ) шестерни
[σ]Flim 1 = 600 МПа.
Для колеса (Сталь 40ХН, улучшение и закалка ТВЧ)
[σ]Flim 2 = 600 МПа.
Минимальное значение коэффициента запаса прочности: для цементованных и нитроцементованных зубчатых колес - SF = 1,55; для остальных - SF = 1,7.
Принимаем для шестерни (улучшение и закалка ТВЧ) SF 1 = 1.7.
Для колеса (улучшение и закалка ТВЧ) SF 2 = 1.7.
Коэффициент долговечности YN учитывает влияние ресурса:
где YNmax = 4 и q = 6 - для улучшенных зубчатых колес; YNmax = 2,5 и q = 9 для закаленных и поверхностно упрочненных зубьев. Число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, NFG = 4 ∙ 106. [1, стр.15]
Для выбранной ТО шестерни (улучшение и закалка ТВЧ) принимаем YNmax 1 = 2.5 и q1 = 9.
Для выбранной ТО колеса (улучшение и закалка ТВЧ) принимаем YNmax 2 = 2.5 и q2 = 9.
Назначенный ресурс Nk вычисляют так же, как и при расчетах по контактным напряжениям.
В соответствии с кривой усталости напряжения σF не могут иметь значений меньших σFlim. Поэтому при Nk > Nsub>FG принимают Nk = NFG.
Для длительно работающих быстроходных передач Nk ≥ NFG и, следовательно, YN = 1, что и учитывает первый знак неравенства в (2). Второй знак неравенства ограничивает допускаемые напряжения по условию предотвращения пластической деформации или хрупкого разрушения зуба.[1, стр.15]
Для шестерни:
Nk ш = 60 ∙ 1456 ∙ 1 ∙ 27042.12 = 2362399603.2
Т.к. Nk ш > NFG, то принимаем Nk ш = NFG = 4000000.
YN ш = 1
Для колеса:
Nk кол = 60 ∙ 400 ∙ 1 ∙ 27042.12 = 649010880
Т.к. Nk кол > NFG, то принимаем Nk кол = NFG = 4000000.
YN кол = 1
Коэффициент YR, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями, принимают: YR = 1 при шлифовании и зубофрезеровании с параметром шероховатости RZ ≤ 40 мкм; YR = 1,05...1,2 при полировании (большие значения при улучшении и после закалки ТВЧ).
Принимаем YR = 1,1.
Коэффициент YA учитывает влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса). При одностороннем приложении нагрузки YA = 1. При реверсивном нагружении и одинаковых нагрузке и числе циклов нагружения в прямом и обратном направлении (например, зубья сателлита в планетарной передаче): YA = 0,65 - для нормализованных и улучшенных сталей; YA = 0,75 - для закаленных и цементованных; YA = 0,9 - для азотированных.
Так как в проектируемой передаче не будет реверсивного хода, то принимаем для шестерни и колеса
YA = 1.
Для шестерни:
[σ]F1 = [σ]Flim 1YNшY КYА 1/SF 1 = 388.24 МПа.
Для колеса:
[σ]F2 = [σ]Flim 2YN колYRYA 2/SF 2 = 388.24 МПа.
2.4 Проектный расчет
2.4.1 Межосевое расстояние
Предварительное значение межосевого расстояния aw', мм:
где знак "+" (в скобках) относят к внешнему зацеплению, знак "-" - к внутреннему; T1 - вращающий момент на шестерне (наибольший из длительно действующих), Н∙м; u - передаточное число.
Коэффициент K в зависимости от поверхностной твердости H1 и H2 зубьев шестерни и колеса соответсвенно имеет следующие значения [1, стр. 17]:
Поверхностная твердость и шестерни до 522 HB и колеса до 522 HB, поэтому коэффициент K принимаем равным 6.
U = 3.64;
aw' = 81 мм.
Окружную скорость ν, м/с, вычисляют по формуле:
Степень точности зубчатой передачи назначают по табл. 4:
При окружной скорости 2.66 м/с (что меньше 4 м/с) выбираем степень точности 9.
Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния:
где Ka = 450 - для прямозубых колес; Ka = 410 - для косозубых и шевронных, МПа; [σ]H - в МПа.
ψba - коэффициент ширины принимают из ряда стандартных чисел: 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63 в зависимости от положения колес относительно опор:
Для шевронных передач ψba = 0,4 - 0,63;
для коробок передач ψba = 0,1 - 0,2;
для передач внутреннего
Принимаем ψba = 0,31.
Коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность
KH = KHνKHβKHα.
Коэффициент KHν учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев шестерни и колеса. Значения KHν принимают по табл. 5 в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей.
Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе - для косозубых зубчатых колёс.
Для степени точности 9, максимальной окружной скорости 2.66 м/с, твердости HB>350 принимаем KHν = 1.03.
Коэффициент KHβ учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов, подшипников. Зубья зубчатых колес могут прирабатываться: в результате повышенного местного изнашивания распределение нагрузки становится более равномерным. Поэтому рассматривают коэффициенты неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы KHβ0 и после приработки KHβ.
Значение коэффициента KHβ0 принимают по таблице 6 в зависимости от коэффициента
ψbd = b2/d1, схемы передачи и твердости зубьев. Так как ширина колеса и диаметр шестерни еще не определены, значение коэффициента ψbd вычисляют ориентировочно:
ψbd = 0,5ψba (u 1);
ψbd = 0,5 ∙ 0.31 ∙ (3.64 + 1) = 0.7.
Коэффициент KHβ определяют по формуле:
KHβ = 1 + (KHβ0 - 1)KHw,
где KHw - коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значения находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью (табл. 7).
Коэффициент KHα определяют по формуле:
KHα = 1 + (K0Hα - 1)KHw,
где KHw - коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значения находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью (табл. 7).