Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:12, курсовая работа
Развитие промышленности и, особенно, самой передовой техники того времени – железнодорожного транспорта, потребовало большого количества инженеров-механиков. Поэтому в ведущих университетах Запада уже с 30-х годов XIX века, а в Санкт-Петербургском университете с 1892 года читается самостоятельный курс "Детали Машин". Без этого курса теперь невозможна подготовка инженера-механика любой специальности.
Введение …………………………………………………………………………………………………3
1. Кинематический расчет привода…………………………………………………………………… 4
1.1 Подбор электродвигателя …………………………………………………………………………5
1.2 Уточнение передаточных чисел привода ……………………………………………………….5
1.3 Определение частот вращения и вращающих моментов на валах …………………………..…6
2. Расчет цилиндрической передачи …………………………………………………………………..7
2.1 Выбор твердости, термической обработки и материала колес………………………………….. 7
2.2 Определение допускаемых контактных напряжений ……………………………………………...8
2.3 Определение допускаемых напряжений изгиба ………………………………………………..11
.
2.4 Проектный расчет …………………………………………………………………………………13
2.4.1 Межосевое расстояние …………………………………………………………………………13
2.4.2 Предварительные основные размеры колеса ……………………………………………………17
2.4.3 Модуль передачи ……………………………………………………………………………….18
2.4.4 Суммарное число зубьев и угол наклона ……………………………………………………….19
2.4.5 Число зубьев шестерни и колеса ……………………………………………………………….20
2.4.6 Фактическое передаточное число ………………………………………………………….....20
2.4.7 Диаметры колес ……………………………………………………………………………………21
2.4.8 Размеры заготовок ………………………………………………………………………………...22
2.4.9 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям ………………………………………..22
2.4.10 Силы в зацеплении ………………………………………………………………………………23
3. Эскизное проектирование ………………………………………………………………………….24
3.1 Проектные расчеты валов …………………………………………………………………………24
3.2 Расстояние между деталями передач …………………………………………………………..25
3.3 Выбор типов подшипников ………………………………………………………………………26
3.4 Схемы установки подшипников …………………………………………………………………26
3.5 Составление компоновочной схемы …………………………………………………………….26
4. Конструирование зубчатых колес …………………………………………………………………27
4.1 Шестерня ……………………………………………………………………………………………27
4.2 Зубчатое колесо ……………………………………………………………………………………28
5. Подбор шпоночных соединений …………………………………………………………………….29
5.1 Подбор шпонки для соединения зубчатого колеса и вала………………………………………..29
5.2 Подбор шпонок входного и выходного хвостовиков …………………………………………..31
6. Подбор подшипников качения на заданный ресурс ……………………………………………..32
6.1 Подшипники быстроходного вала ………………………………………………………………32
6.2 Подшипники тихоходного вала …………………………………………………………………..33
7. Конструирование корпусных деталей …………………………………………………………….35
8. Конструирование крышек подшипников …………………………………………………………..37
9. Расчет валов на прочность………………………………………………………………………….39
9.1 Входной вал ………………………………………………………………………………………..40
9.2 Выходной вал ………………………………………………………………………………………..43
10. Выбор манжетных уплотнений ………………………………………………………………….48
10.1 Входной вал ………………………………………………………………………………………48
10.2 Выходной вал ……………………………………………………………………………………..48
11. Выбор смазочных материалов и системы смазывания…………………………………………... 49
12. Порядок сборки привода, выполнение необходимых регулировочных работ ……………..51
3.4 Схемы установки подшипников
Схема установки подшипников "враспор" конструктивно наиболее проста. Ее широко применяют при относительно коротких валах. При установке в опорах радиальных шариковых подшипников отношение l/d ≈ 8...10. [1, стр. 49]
Валы в одноступенчатых
3.5 Составление компоновочной схемы
Компоновочные схемы изделия составляют для того, чтобы оценить соразмерность узлов и деталей привода. Ранее выполненный эскизный проект редуктора (коробки передач) и выбранный электродвигатель, если их рассматривать отдельно, не дают ясного представления о том, что же в конечном итоге получилось. Нужно их упрощенно изобразить вместе с приводным валом, на одном листе, соединенными друг с другом непосредственно, с применением муфт или ременной (цепной) передачи. Компоновочные схемы выполняются в масштабе уменьшения. Они служат прообразом чертежа общего вида привода. [1, стр. 52]
4. Конструирование зубчатых колес
По результатам разработки эскизного проекта были вычерчены контуры зубчатых колес и червяков. Следующим шагом является конструктивная обработка их формы. [1, стр. 62]
4.1 Шестерня
Форма зубчатого колеса может быть плоской (рис.8, а, б) или с выступающей ступицей (рис.8, в). Значительно реже (в одноступенчатых редукторах) колеса делают со ступицей, выступающей в обе стороны.[1, стр. 62]
На рис. 8 показаны простейшие формы колес, изготовляемых в единичном и мелкосерийном производстве. Чтобы уменьшить объем точной обработки резанием, на дисках колес выполняют выточки (рис. 8, б, в). При диаметре da < 80 мм эти выточки, как правило, не делают (рис. 8, а). [1, стр. 62]
da1 = 56.52 мм;
Так как da1 < 80 , то выточки не производим.
Длину lст посадочного отверстия
колеса желательно принимать равной
или больше b2 зубчатого венца (lст>b2).
Принятую длину ступицы согласуют
с расчетной (см. расчет соединения
шлицевого, с натягом или шпоночного,
выбранного для передачи вращающего
момента с колеса на вал) и с
диаметром посадочного
lст = (0,8...1,5)d, обычно lст = (1,0...1,2)d.
Так как зубчатое колесо выполнено совместно с валом, то рассчитывать ступицу нет необходимости.
На торцах зубчатого венца (зубьях и углах обода) выполняют фаски f = (0,5...0,6)m, которые округляют до стандартного значения (см. ниже). [1, стр. 63]
На прямозубых зубчатых колесах
при твердости рабочих
Фаска венца
f = 0,5 ∙ m = 0,5 ∙ 1.75 = 0.88 мм;
округленная до стандартного значения
f = 1 мм.
Стандартные значения фасок:
d, мм ..... 20...30 30...40 40...50
f, мм ..... 1,0 1,2 1,6 2,0 2,5 3,0
4.2 Зубчатое колесо
da2 = 179.94 мм;
Так как da2 > 80 , то выточки выполним выточки на торце колеса глубиной 2 мм.
Принимаем
lст = 1,2d = 1.2 ∙ 36.5 = 43.8 мм.
При lст>b2 выступающую часть ступицы располагают по направлению действия осевой силы Fa в зацеплении. [1, стр. 63]
Диаметр dст назначают в зависимости от материала ступицы: для стали dст = (1,5...1,55)d; чугуна dст = (1,55...1,6)d; легких сплавов dст = (1,6...1,7)d: меньшие значения для шлицевого колеса с валом, большие - для шпоночного и соединения с натягом. [1, стр. 63]
Назначаем
dст = 1.55d = 1.55 ∙ 36.5 = 56.58 мм;
Округлим полученные значения до целых
lст = 44 мм;
dст = 57 мм.
Ширину S торцов зубчатого венца принимают [1, стр. 63]:
S = 2,2m + 0,05b2,
где m - модуль зацепления, мм.
S = 2.2 ∙ 1.75 + 0.05 ∙ 34 = 5.6 мм.
Фаска венца
f = 0,5 ∙ m = 0,5 ∙ 1.75 = 0.88 мм;
округленная до стандартного значения
f = 1 мм.
Острые кромки на торцах ступицы также притупляют фасками, размеры которых принимают согласно стандартным значениям.
Принимаем фаску ступицы fст = 2 мм.
5. Подбор шпоночных соединений
5.1 Подбор шпонки для соединения зубчатого колеса и вала
При установке колес на валах необходимо обеспечить надежное базирование колеса по валу, передачу вращающего момента от колеса к валу или от вала к колесу. [1, стр. 77]
Для передачи вращающего момента чаще всего применяют призматические и сегментные шпонки. [1, стр. 77]
Призматические шпонки имеют прямоугольное сечение; концы скругленные (рис. 9, а) или плоские (рис. 9, б). Стандарт для каждого диаметра вала определнные размеры поперечного сечения шпонки. Поэтому при проектных расчетах размеры b и h берут из табл. 9 [1, табл. 24.29] и определяют расчетную длину lр шпонки. Длину l = lр + b шпонки со скругленными или l = lр с плоскими торцами выбирают из стандартного ряда (табл. 9). Длину ступицы назначают на 8...10 мм больше длины шпонки.
Назначаем в качестве соединения призматическую шпонку со скругленными концами.
Табл. 9 [1, табл. 24.29, стр. 432] Шпонки призматические (из ГОСТ 23360-78)
Примечания. 1. Длину l (мм) призматической шпонки выбирают из ряда: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 56, 63, 70, 80, 90, 100, 110, 125, 140, 160, 180, 200, 250, 280.
При диаметре вала 36.5 мм и длине ступицы 44 выбираем шпонку со следующими параметрами:
b = 10 мм;
h = 8 мм;
s = 0.4 мм;
t1 = 5 мм;
t2 = 3.3 мм.
Длину шпонки назначим примерно на 8...10 мм меньше длины ступицы, согласно стандартному ряду длин для шпонок:
l = 36 мм.
5.2 Подбор шпонок входного и выходного хвостовиков
Входной вал.
При диаметре хвостовика 18 мм и длине хвостовика 28 выбираем шпонку со следующими параметрами:
b = 6 мм;
h = 6 мм;
s = 0.25 мм;
t1 = 3.5 мм;
t2 = 2.8 мм.
Длину шпонки назначим примерно на 8...10 мм меньше длины хвостовика, согласно стандартному ряду длин для шпонок:
l = 16 мм.
Выходной вал.
При диаметре хвостовика 20 мм и длине хвостовика 50 выбираем шпонку со следующими параметрами:
b = 6 мм;
h = 6 мм;
s = 0.25 мм;
t1 = 3.5 мм;
t2 = 2.8 мм.
Длину шпонки назначим примерно на 8...10 мм меньше длины хвостовика, согласно стандартному ряду длин для шпонок:
l = 36 мм.
6. Подбор подшипников качения на заданный ресурс
Расчет подшипников проводится по рекомендациям Дунаева П.Ф., Леликова О.П. [1, стр. 105-112].
6.1 Подшипники быстроходного вала
Исходные данные для расчета: частота вращения вала n = 1456 мин-1; требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%: L'10ah = 27042.12 ч.; диаметр посадочных поверхностей вала d = 25 мм; максимальные длительно действующие силы: Fr1max = Fr/2 = 681.59 Н, Fr2max = Fr/2 = 681.59 Н, FAmax = 774 Н; режим нагружения - III - средний нормальный; ожидаемая температура работы tраб = 50oC.
Для типового режима нагружения III коэффициент эквивалентности KE = 0.56. Вычисляем эквивалентные нагрузки:
Fr1 = KEFr1max = 0.56 ∙ 681.59 = 381.69 Н;
Fr2 = KEFr2max = 0.56 ∙ 681.59 = 381.69 Н;
FA = KEFAmax = 0.56 ∙ 774 = 433.44 Н.
Предварительно назначаем
Для выбранной схемы установки подшипников следует:
Fa1 = FA = 433.44 Н;
Fa2 = 0.
Дальнейший расчет производим для более нагруженной опоры 1.
1. Для принятых подшипников из табл. 24.10 [1] находим:
Cr = 14000 Н;
C0r = 6950 Н.
2. Отношение iFa/C0r = 1∙433.44/6950 = 0.062.
Из табл. 7.1 [1, стр.104] выписываем, применяя линейную интерполяцию значений (т.к. значение iFa/C0r является промежуточным) X = 0.56, Y = 1.68, e = 0.26.
3. Отношение Fa/(VFr) = 433.44/(1∙381.69) = 1.136, что больше e = 0.26 (V=1 при вращении внутреннего кольца). Окончательно принимаем X = 0.56, Y = 1.68.
4. Эквивалентная динамическая
Pr = (VXFr + YFa)KбKт.
Принимаем Kб [1, табл. 7.4 стр 107]; Kт = 1 (tраб < 100o).
Pr = (1 ∙ 0.56 ∙ 381.69 + 1.68 ∙ 433.44) ∙ 1.4 ∙ 1 = 1318.7 Н.
5. Расчетный скорректированный ресурс подшипника при a1 = 1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 7.5 [1]), a23 = 0.7 (обычные условия применения, см. стр. 108 [1]), k = 3 (шариковый подшипник):
L10ah = a1a23∙(Cr/Pr)k ∙ (106/60n) =1 ∙ 0.7 ∙ (14000/1318.7)3∙(106/60∙1456) = 9588 ч.
6. Так как расчетный ресурс меньше требуемого: L10ah < L'10ah (9588 < 27042.12), то назначенный подшипник 205 непригоден. При требуемом ресурсе 90%.
Проверим роликовые конические подшипники легкой серии.
1. Для принятых подшипников из табл. 24.10 [1] находим:
Cr = 29200 Н;
C0r = 21000 Н;
Y = 1.6;
e = 0.37
2. Отношение Fa/(VFr) = 433.44/(1∙381.69) = 1.136, что больше e = 0.37 (V=1 при вращении внутреннего кольца). Окончательно принимаем Y = 1.6, X = 0.4 (по рекомендации[1, стр. 106]).
3. Эквивалентная динамическая
Pr = (VXFr + YFa)KбKт.
Принимаем Kб [1, табл. 7.4 стр 107]; Kт = 1 (tраб < 100o).
Pr = (1 ∙ 0.4 ∙ 381.69 + 1.6 ∙ 433.44) ∙ 1.4 ∙ 1 = 1184.65 Н.
4. Расчетный скорректированный ресурс подшипника при a1 = 1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 7.5 [1]), a23 = 0.7 (обычные условия применения, см. стр. 108 [1]), k = 3.33 (роликовый подшипник):
L10ah = a1a23∙(Cr/Pr)k ∙ (106/60n) =
= 1 ∙ 0.7 ∙ (29200/1184.65)3.33∙(106/60∙
5. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L10ah > L'10ah (345506 > 27042.12), то предварительно назначенные подшипники 7205A пригодны. При требуемом ресурсе 90%.
6.2 Подшипники тихоходного вала
Исходные данные для расчета: частота вращения вала n = 400 мин-1; требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%: L'10ah = 27042.12 ч.; диаметр посадочных поверхностей вала d = 30 мм; максимальные длительно действующие силы: Fr1max = Fr/2 = 681.59 Н, Fr2max=Fr/2 = 681.59 Н, FAmax = 774 Н; режим нагружения - III - средний нормальный; ожидаемая температура работы tраб = 50oC.
Для типового режима нагружения III коэффициент эквивалентности KE = 0.56. Вычисляем эквивалентные нагрузки:
Fr1 = KEFr1max = 0.56 ∙ 681.59 = 381.69 Н;
Fr2 = KEFr2max = 0.56 ∙ 681.59 = 381.69 Н;
FA = KEFAmax = 0.56 ∙ 774 = 433.44 Н.
Предварительно назначаем
Для выбранной схемы установки подшипников следует:
Fa1 = FA = 433.44 Н;
Fa2 = 0.
Дальнейший расчет производим для более нагруженной опоры 1.
1. Для принятых подшипников из табл. 24.10 [1] находим:
Cr = 19500 Н;
C0r = 10000 Н.
2. Отношение iFa/C0r = 1∙433.44/10000 = 0.043.
Из табл. 7.1 [1, стр.104] выписываем, применяя линейную интерполяцию значений (т.к. значение iFa/C0r является промежуточным) X = 0.56, Y = 1.84, e = 0.24.
3. Отношение Fa/(VFr) = 433.44/(1∙381.69) = 1.136, что больше e = 0.24 (V=1 при вращении внутреннего кольца). Окончательно принимаем X = 0.56, Y = 1.84.
4. Эквивалентная динамическая
Pr = (VXFr + YFa)KбKт.
Принимаем Kб [1, табл. 7.4 стр 107]; Kт = 1 (tраб < 100o).
Pr = (1 ∙ 0.56 ∙ 381.69 + 1.84 ∙ 433.44) ∙ 1.4 ∙ 1= 1415.79 Н.
5. Расчетный скорректированный ресурс подшипника при a1 = 1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 7.5 [1]), a23 = 0.7 (обычные условия применения, см. стр. 108 [1]), k = 3 (шариковый подшипник):