Развитие познавательного интереса на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в необходимости трудового развития и воспитания в процессе обучения на внеклассных занятия по технологии в области декоративно-прикладного искусства. Возрождение народного искусства, развитие традиций народной культуры в настоящее время актуально во всех странах постсоветского пространства. В суверенном Казахстане возрождение ремесел является одной из важных задач государства по сохранению национального наследия. В законе РК «Об образовании» в статье 11 «Задачи системы образования» главной задачей системы образования – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе нравственных, национальных и общественных ценностей, достижений науки и практики.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Вышивка в прикладных изделия Казахстана.......................................7
1.2. Специфика организации декоративного творчества при выполнении панно в технике вышивки...........................................................................11

2. Методы трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии


2.1. Характеристика педагогической технологии «Мастерская».................18

2.2 Методические разработки внеклассных занятий по технологии............21
Заключение……………………………………………………………….… . 26
Список литературы……………………………………………………….… 27

Файлы: 1 файл

дипломка.DOC

— 177.00 Кб (Скачать файл)


 

                                        Содержание 

Введение...........................................................................................................3

  1. Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
  2. Вышивка в прикладных изделия Казахстана.......................................7

1.2. Специфика организации  декоративного творчества при  выполнении панно в технике  вышивки...........................................................................11

 

  2. Методы трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии

 

 

2.1. Характеристика  педагогической технологии «Мастерская».................18

 

2.2 Методические разработки  внеклассных занятий по технологии............21

Заключение……………………………………………………………….…  . 26

Список литературы……………………………………………………….…   27

Приложение…………………………………………………………………... 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы состоит в необходимости трудового развития и воспитания в процессе обучения  на внеклассных занятия по технологии в области декоративно-прикладного искусства. Возрождение народного искусства, развитие традиций народной культуры в настоящее время актуально во всех странах постсоветского пространства. В суверенном Казахстане возрождение ремесел является одной из важных задач государства по сохранению национального наследия. В законе РК «Об образовании» в статье 11 «Задачи системы образования» главной задачей системы образования – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе нравственных, национальных и общественных ценностей, достижений науки и практики. Приоритетными задачами системы образования являются: развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности, внедрение новых технологий обучения, информация образования. Актуальность трудового развития и воспитания в процессе внеклассных занятий по технологии обусловлено возросшим вниманием к развитию народного прикладного искусства в современной школе [2,. 56].

На современном этапе  возникла необходимость в организации  нового подхода по рассмотрению всей организации внеклассной деятельности по предмету технология. Исследованию процессов декоративной обработки текстиля и изделий из текстиля в школьной программе уделяется малое количество часов, вследствие этого пробел в знаниях учащихся по вопросу декоративных и прикладных техник восполняются часами внеклассных занятий по предмету технология. Поэтому следует огромное значение уделять развитию процесса обучения на кружковых занятиях в системе современной школы, необходимы конкретные меры по развитию кружковой деятельности, привлечению школьников ко внеклассным занятиям[4,с.32].

Труд на внеклассных занятиях по технологии можно рассматривать как источник формирования познавательной самостоятельности учащихся, и тех черт характера, которые отражают творческий потенциал личности. Одним из важных умений можно назвать умение выбирать из гипотетических вариантов наиболее оптимальный и представлять конечный результат работы. Это можно назвать умением моделировать результат труда. Как любому умению, умению выполнять вышивку можно научить, развивая заложенные возможности[17 с.20].

  Вышивка  может быть рассмотрена как специфическая система закономерностей формообразования и как последовательно развивающийся творческий акт в процессе обучения.

Анализ источников

Для написания первой главы исследования была изучена и проанализирована литература, рассматривающая применение вышивки в декоративно-прикладных изделиях, следующих авторов Джанибеков У, Каптерева Т.П., Омирбекова М.Ш., Маргулан А.Х. и др.

Для написания методической части исследования была использованы труды следующих авторов Бабанский Ю.К., Виноградов Г.Г., Калыбекова А., Неменский Б.М., Макаренко А.П., Сухомлинский М.С.

Проблема исследования заключается в отсутствии у учащихся мотивации освоения многообразия ручных технологий обработки материалов, так как в современном быту в основном человек пользуется изделиями, изготовленными промышленным способом. Так как нет практической необходимости в освоении технологий ручной работы познавательный интерес к декоративной и прикладной деятельности у большинства подростков утрачен, вследствие этого развитие процесса обучения  находится на невысоком уровне. Поскольку любые умения и навыки формируются и закрепляются в процессе деятельности, усвоение школьниками определенной суммы знаний, умений и навыков в различных техниках  декоративного искусства и не обеспечивает прочного закрепления знаний в этой области.  На внеклассных занятиях по  технологии, связанных с развитием умений выполнять декоративные  изделия, слабые пространственные представления учащихся не позволяют добиться качественного результата при выполнении самостоятельных заданий репродуктивно-вариативного и творческого уровня[11,с.24].

  Тема исследования сформулирована на основании наблюдений за практической декоративной деятельностью учащихся на внеклассных занятиях по технологии и сформулирована следующим образом: «Трудовое развитие и воспитание учащихся в процессе прикладного искусства»

Цель исследования курсовой работы состоит в разработке методики внеклассных занятий по технологии, направленных на трудовое развитие и воспитание учащихся технике вышивки на внеклассных занятиях по технологии.

Объект исследования: Процесс трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии.

Предмет исследования: Анализ применения групповых форм работы и технологии «Мастерская» как возможности роста трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии.

Гипотеза исследования: Если внеклассные занятия по технологии строить на основе педагогической  технологии «Мастерская» в сочетании с групповыми формами работы, то это может способствовать динамики трудового развития и воспитания учащихся, так как повысится познавательный интерес к процессу творчества.

Задачи исследования:

  1. Провести психолого-педагогический анализ литературы, методики технологии с целью выявления теоретических основ для трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии;
  2. Разработать методику обучения вышивки во  внеклассных формах работы через элементы технологии «Мастерская», групповые формы работы, наглядный материал;
  3. провести педагогический эксперимент технологии «Мастерская», групповые формы работы, наглядный материал для проверки разработанной модели в практической деятельности;
  4. Выполнение творческой работы декоративного панно «Народные мотивы»

Методология и  методы исследования:

В курсовой работе в процессе сбора и обработки информации был применен аналитический метод, в процессе выполнения творческой работы применены аналитический и экспериментальный методы

Практическая  значимость исследования: результаты исследования и метода и приемы трудового развития и воспитания могут быть использованы в процессе обучения преподавания основам вышивки на внеклассных занятиях по технологии учителями и практике обучения студентов специальности «профессиональное обучение»

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства
    1. Вышивка в прикладных изделия Казахстана

 

Ручная вышивка –  один из самых распространенных видов  рукоделия. Современная вышивка  восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого. Вышивкой украшают самые разнообразные изделия: скатерти, дорожки, полотенца, салфетки, одежду. В пределах школьной программы изучение технологических приемов вышивки логично начинать с небольших по размеру работ.

Классификация вышивок позволяет разделить их на две больших группы:

  1. вышивки, выполненные по счету нитей ткани (счетные вышивки);
  2. вышивки, выполненные по свободно нанесенному контуру.

 Счетные вышивки  удобнее делать по полотну  и другим тканям полотняного  переплетения, на которых не трудно производить отчет нитей. Еще проще делать счетные вышивки на специально вышивальной ткани, похожей на канву, где вся поверхность разделена на квадратики. Счетные вышивки (к ним относятся большинство старинных народных швов) делятся на сквозные, или строчевые, выполняемые на ткани, разреженной путем выдергивания нитей, и вышивки по целой ткани, называемые также глухими. Строчевых вышивок насчитывается большое количество, к ним относятся все мережки, строчка-перевить, цветная перевить, гипюры, стяги. К глухим швам относятся крест, роспись (полукрест), двойной крест, различные виды счетной глади. Счетные вышивки обычно выполнены рисунками геометрического характера[5, с.252].

Изучение счетных вышивок  во внеклассной работе предмета технологии позволяет учащимся сформировать практические навыки работы над данным видом рукоделия, умением разработать и  подготовить мотив вышивки, подобрать цветовое сочетание узора, разобрать технологическую карту процесса, применить индивидуальные приемы вышивания. Наиболее оптимальный путь в области вышивки следует начать со счетной вышивки.

Вышивка – распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения  выполняются ручным или машинным способом на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.

Этот вид искусства  возник давно – корни его уходят в глубину веков. Из-за недолговечности  ниток и ткани наука лишена возможности точно, определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к пятому столетию нашей эры. Данные археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого позволяют утверждать, что искусство вышивания на территории Казахстана  берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалась никогда – начиная с незапамятных времен и до сегодняшнего дня. Элементы символики современных орнаментов народной вышивки перекликаются с орнаментами, которые украшали  посуду древних народов (трипольские племена; эпоха позднего неолита и начало периода бронзы) [6,с.256].

Вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских  степей, о чем свидетельствует  древнегреческий историк Геродот. Известно много археологических доказательств давности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датируемый седьмым столетием нашей эры, среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластины с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, подобные пластины  обнаружены в Фессалии, на Балканах. Ученые считают, что их занесли туда славяне со среднего Поднепровья. На фессалийских бляшках изображение видна настолько выразительно, что на рубахе видна вышитая вставка.

Арабский путешественник Ибн-Фадлан (Х в. Н.э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что носили вышитую одежду[12,с.46].

В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки  очень высоко ценилось. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

Археологические раскопки подтверждают широкое распространение  вышивки в странах Востока  и Азии, эти данные находят подтверждение на рисунках, нанесенных на вазы, бытовую утварь, где изображение человека представлено в расшитой одежде.В Ипатьевской летописи  от 1252 г. говорится, что князь Даниил Галицкий во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками[12,с.46].

Творческое общение  народов имело определенное влияние  на историю формирования художественной вышивки мастеров, но в своей самобытности она оставалась неизменна, народ  творил, находил и утверждал свой собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работай вырабатывали разнообразные установившиеся техники, которые благодаря стойкости традиций дошли до сегодняшнего дня.Итальянский путешественник Жильбер де Лануа, который пребывал в 1412 и 1421 гг. на территории Украины, вспоминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. На рисунках и иконах того времени видны изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало отличающимися то современных, характерных для определенной местности орнаментов. Следует отметить, что старинные образцы более напоминают тканный орнамент, более геометризованные, чем вышивки позднего времени[8,с.99].

 На рубеже XVI – XVII вв. начинается могучая волна возрождения культуры, развитие различных видов искусства, в том числе и вышивки. Арабский путешественник и писатель Павел Алеппский, который в 1654 и1656 гг. проезжал через Украину по дороге в Москву и обратно описывал быт украинцев, отмечал, что у дочерей Уманских мещан и киевских вельмож головные уборы расшиты золотыми нитками.  По литературным источникам, по сохранившимся образцам вышивки разных времен и народов древнейших цивилизаций Азии, Америки, Европы можно проследить эволюцию аппликации как одного из древнейших способов  украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемых и поныне у многих народов[15 с.50].

          Ведущие этнографы современности  (вторая половина 20века), изучили  археологические раскопки древних  цивилизаций на всех континентах.  Определили, обобщив виды изобразительной  техники вышивки,  конкретизировали способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.

Информация о работе Развитие познавательного интереса на уроках технологии