Развитие познавательного интереса на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в необходимости трудового развития и воспитания в процессе обучения на внеклассных занятия по технологии в области декоративно-прикладного искусства. Возрождение народного искусства, развитие традиций народной культуры в настоящее время актуально во всех странах постсоветского пространства. В суверенном Казахстане возрождение ремесел является одной из важных задач государства по сохранению национального наследия. В законе РК «Об образовании» в статье 11 «Задачи системы образования» главной задачей системы образования – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе нравственных, национальных и общественных ценностей, достижений науки и практики.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Вышивка в прикладных изделия Казахстана.......................................7
1.2. Специфика организации декоративного творчества при выполнении панно в технике вышивки...........................................................................11

2. Методы трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии


2.1. Характеристика педагогической технологии «Мастерская».................18

2.2 Методические разработки внеклассных занятий по технологии............21
Заключение……………………………………………………………….… . 26
Список литературы……………………………………………………….… 27

Файлы: 1 файл

дипломка.DOC

— 177.00 Кб (Скачать файл)

      Высоким  художественным мастерством отмечены  уже самые ранние из  сохранившихся  вышивки Пазырыкских курганов (5-3 вв. до н.э.) на Алтае.  Произведенные раскопки пяти курганов – могил вождей племен – обнаружили колоды с  различными предметами. Найдены останки 10 лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Несмотря на условность и схематичность изображений, в них с удивительным мастерством подмечены особенности изображения людей, птиц, зверей, даны меткие и верные их характеристики[5,с.252]. 

Высокими художественными достоинствами отличаются вышивки в убранстве коня, украшения женской и мужской одежды и головных уборов. Казахские мастерицы украшали вышивкой изделия из кожи, войлока, бархата, шерстяной и хлопчатобумажной ткани, используя шёлковые и хлопковые нитки.

    У казахов были и мозаичные ковры, вышитые из различными нитками.  Узоры располагались в виде ромбов, квадратов, треугольников, эти ковры отличались особой красочностью и нарядностью. До сих пор казашки так украшают верх лёгких матрацев – құрақ, которые постилают на пол, усаживая гостей. Русский ученый И.И. Георги – этнограф, естествоиспытатель и путешественник, который в 1768 -1769 гг. побывал как участник академической экспедиции в Казахстан, писал, что одежда казахов состоит из вышитых орнаментальных композиций.В XVШ – XIX вв. почти во всех регионах Казахстана развития вышивки были созданы художественные мастерские, в которых  вышитые изделия выставлялись на продажу. Со второй половины XIX в. Искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. Возникают артели и первые кооперативные объединения вышивальщиц[19 с.371].

Художественной вышивкой начинают интересоваться собиратели коллекционеры  и ученые-этнографы, усилиями которых  устраиваются первые выставки прикладного искусства и кустарных промыслов.

 

1.2. Специфика организации декоративного творчества при выполнении работ в технике вышивки.

Вышивка – древнейший вид казахских домашних художественных ремесел. Оно родилось в трудных условия кочевой жизни. Вышитые вручную искусными мастерицами многоцветные ворсовые и безворсовые ковры и сегодня славятся красотой и прочностью. Красоту ковров определяет их орнаментальная основа, стилизация и условность изображений, композиционный строй, цветовая гармония, декоративное обогащение деталей. В современном доме ковры составляют предметы украшения и убранства, а в быту казахов – кочевников утепляли юрту, заменяли мебель, служили тарой при переезде.

    • Курс вышивки рассматривается как предмет прикладного искусства и одно из разнообразных эстетических видов ДПИ  к декоративному творчеству при овладении традиционным ремеслом ковроткачества.
    • Как и любой вид декоративно – прикладного искусства, искусство вышивки имеет свой художественный язык, выражаемый через декоративную композицию, под которой понимается творческий процесс создания произведения декоративного искусства на основе эмоционального восприятия и образной переработки явлений действительности; систему построения декоративного образа, основным признаком которого является условность и обобщенность; средство выражения замысла в определенном материале и технике; конечный результат творчества – декоративное произведение[4,с.252].

Особенности композиционной структуры вышивок придают своеобразие и узнаваемость национальным композициям. Можно выделить следующие компоненты композиционной орнаментальной структуры – пропорции, ритм и метр, линейная и цветовая организация, симметрия, асимметрия, архитектоника и тектоника, динамика и статика.

Слово «пропорция» ввел в употребление еще в 1 веке до н.э. древнеримский оратор Цицерон, переведя им на латынь платоновский термин «аналогия», который буквально означал «соотношение». Различают пропорции арифметические (рациональные) и геометрические (иррациональные). Арифметические пропорции представляют собой соотношения величин, которые выражаются соотношением целых чисел. Арифметические отношения применяются в композиции, когда нужно ясно выразить подчиненность частей целому.  Пропорция – это рассчитанная размерная система, в которой отношения элементов формы организуют объемно-пространственную структуру орнаментальной композиции, с ее помощью достигается гармоничность изделия и организуется его форма.  С поиском пропорций непосредственно связано такое средство костюмной композиции, как масштабность. Под масштабностью подразумевается соотнесенность размеров, массы предметов и их деталей с размерами человеческого тела[15 с.50]. 

Многим явлениям природы  свойственно чередование и повторение. Повторяемость движений характерна для всех процессов в жизни человека. Закономерное чередование, повторение, последовательное изменение сопоставляемых элементов называется ритмом. Частным случаем ритма является метр. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки. Метрическое чередование элементов сообщает композиции не только устойчивость, уравновешенность, но и некоторую монотонность. Примерами метрических рядов могут служить заложенные в одну сторону элементы орнамента, а также орнаментальные полосы рисунка ткани, из которой изготовлена одежда. Метр придает орнаментальной композиции ощущение упорядоченности. А ритм, представляет собой убывание или нарастание в чередовании объемов, конструктивных деталей, а также сгущение цвета, тона, фактуры. Ритм может проявляться в трех видах:

- изменяется величина  чередующихся элементов при сохранении    интервалов между ними;

- сохраняется величина  чередующихся элементов при изменении  интервалов между ними;

-   изменяются и  величины элементов, и интервалы  между ними.

Часто ритм и метр присутствуют в композиции одновременно. В любом случае умело спроектированная ритмическая организация объекта проектирования придает ему особую музыкальность, усиливает его образность и идейное звучание. Меняя ритм в композиции, художник изменяет и характер ее восприятия зрителем.

Орнаментальные композиции можно разделить на симметричные и асимметричные.  Симметрия является одним из наиболее ярких композиционных средств, с помощью которого форма  организуется, приводится к порядку, устойчивости и стабильности. Наблюдая и осмысливая симметрию в природе, человек стал воспринимать ее как своеобразную норму прекрасного.  Асимметрия – средство композиции, в котором равенство частей и их расположения заменяется зрительным равновесием непохожих друг на друга частей. Основной способ создания единства в асимметричной композиции состоит в согласованности ее частей, подчиненности ее элементов композиционному центру, а также в расстановке акцентов[14, с.50].

 При центрально-осевой  симметрии равные части расположены вокруг центральной оси и при повороте вокруг центральной оси и при повороте вокруг нее они полностью совмещаются. Примерами такой симметрии разнообразные розетки, вписанные в круг. Симметрия винта и спирали – композиция создается путем вращения элемента вокруг оси. В спиральной симметрии элементы могут перемещаться в одной плоскости, постепенно приближаясь к центру.

  Композиция, построенная  на принципе асимметрии, - случай  более сложный и редкий. Особую  остроту и оригинальность имеет  объект, асимметричный по своей форме, обусловленной спецификой материала. Подобное решение более характерно для авангардных объектов, а также для средового дизайна, в котором приоритет отдается не практичности, а образности и оригинальности.

  Статику симметричной  композиции помогает разбить диссимметрия, т.е частичное нарушение симметрии. Любое отклонение в симметричной системе, устранение или добавление хотя бы мелкой детали привлекает внимание, вносит в композицию некоторую напряженность. Диссимметрия используется как художественное средство композиции в том случае, когда симметричные формы производят излишне строгое впечатление[19 с.371].

  Качеством, противоположным  динамике, является статика. Статика  представляет собой отсутствие  зрительного движения. Она подчеркивает состояние покоя, неподвижности во всем строе композиции. Композиция объекта состоит из многих форм и элементов, при этом для статичности или динамичности его композиции важны и форма каждого элемента, и их взаимное расположение. В динамичной композиции движение может быть направленно к центру и иметь как бы точку движения; может быть направленного от центра, уводя взгляд зрителя за пределы композиции; вверх или вниз, вертикально или наклонно[13,с.304].

Условно все типы орнаментальных композиций можно разделить на 4 вида: устойчивые статичные, т. е. наиболее спокойные, совершено ненаправленные; неустойчивые статичные, т.е. такие, в которых нет внутреннего движения, но и нет строгой упорядоченности; - устойчивые динамичные, т.е. производящие впечатление движения, но не разрушающие общего порядка; неустойчивые динамичные – наиболее активные, привлекающие внимание своим направленным движением, обладающие особой напряженностью. 

Цветовые акценты также  строятся относительно осей симметрии. Характерна  цветовая симметрия – ритмическое чередование и сочетание различных тонов. Варьируются несколько локальных цветов. Наиболее распространенные сочетания цветов: черное и белое – в основном в войлочных изделиях, черное и малиновое, голубое и зеленое, голубое и желтое, многокрасочные узоры – шим. Цвет в народном искусстве представляет собой отражение понятий и представлений, сложившихся на протяжении столетий. Это тоже своего рода закодированная информация. Каждый цвет что-то символизирует:

Синий – цвет неба –  символ высоты, величия, божественного, поклонения небу

Красный – цвет огня, солнца – символ жизни и смерти

Белый – цвет истины –  символ радости, счастья

Желтый – цвет разума

Черный – цвет земли  – поклонение земле, Родине

Материалами для вышивки служат нити натуральные и синтетические разной фактуры -  гладкой, ворсистой, блестящей, матовой.

Фоном для вышивки может быть: полотно, сукно, парусина, редина, мешковина (пастельные тона), габардин.  Если нет подходящих по цвету пряжи и нитей, их можно окрасить.  Для выполнения эскизов нужна писчая бумага для эскизов и копировальная бумага для переведения эскиза на фон. Копировальная бумага должна быть черной для светлых фонов, белой, желтой или цветной для темных фонов.

Оборудование для выполнения вышивки несложное: ножницы большие и маленькие с прямыми и загнутыми концами, специальные иглы, булавки, наперсток, пяльцы и подрамник, нити мулине 15 цветов.

          Ведущие этнографы современности  (вторая половина 20века), изучили  археологические раскопки древних  цивилизаций на всех континентах. Определили, обобщив виды изобразительной техники вышивки,  конкретизировали способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.

     Технологическая последовательность выполнения узелковой вышивки.

  1. Определение эскиза к работе.
  2. Подбор фактур, материалов и инструментов.
  3. Определение палитры нитей для работы
  4. Перенос рисунка на основу
  5. Узелковая вышивка выполняется следующим образом: рабочая нитка, появляясь на поверхности, накручивается на иголку один или три раза и возвращается к тому месту, откуда вышла. При вкалывании иглы узелок надо придерживать пальцем, пока рабочая нитка не притянет его к материи.
  6. Таким приемом заполняется весь рисунок. Примерная плотность данной вышивки: 12 узелов на 1 кв. сантиметр (диаметр одного узелка 2 мм.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2. Методы трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии

2.1. Характеристика  педагогической технологии «Мастерская»

 

  Мастерские получили  развитие от творческих мастерских  французских педагогов. Мастерская  получила своё название, потому  что дети сами добывают и  обрабатывают предметные знания  и умения. В ходе мастерских  учащиеся также обучаются осознавать  свои различные психические состояния и учатся ими управлять. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и её развития, как в индивидуальной, так и в групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведёт к новому видению проблемы. В настоящее время разработаны мастерские по разным предметам, по разным темам предметов. Имеются мастерские обучения педагогов, мастерские ведения мастерских.

       Цели  мастерской:

    -  Обучающие:  обучение умениям ставить проблемы; обучение умениям творчески искать  ответ.

     -     Развивающие: развитие креативных  умений.

     - Воспитывающие:  воспитание уверенности в своих  творческих    способностях.

В мастерских также как и на обычных уроках в начале занятия проводится организационный момент (поверка наличия учащихся, проверка рабочей одежды), в среднем это длится от 3 до 5минут. После организационного момента идёт фаза индукции. На этой фазе учащиеся  формулируют, ставят проблему. Нередко при традиционном обучение либо нет проблемы, либо её формулирует учитель. В мастерских проблемы ставят участники. Задание должно быть приближено к потребностям учащихся, опираться на их имеющийся опыт. Предлагаемый для постановки проблемы материал (предметы, рисунки, какие-то физические явления) должен быть в зоне понимания учащихся.  За фазой индукции следует работа с материалом, т.е. идёт анализ материала. Учащиеся анализируют материал, выдвигая разные идеи. На этом этапе детям можно подсказать какие-то  приёмы творчества. На первом этапе каждый самостоятельно работает над своим изделием. Мешать друг другу нельзя. Иногда в мастерской работа начинается сразу в  группе. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. При индивидуальной работе у каждого ученика есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение проблемы, не подвергаться воздействию мыслей других учеников. Если материал предназначен для работы в малой группе, то тогда идёт сразу коллективный поиск.

Информация о работе Развитие познавательного интереса на уроках технологии