Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы состоит в необходимости трудового развития и воспитания в процессе обучения на внеклассных занятия по технологии в области декоративно-прикладного искусства. Возрождение народного искусства, развитие традиций народной культуры в настоящее время актуально во всех странах постсоветского пространства. В суверенном Казахстане возрождение ремесел является одной из важных задач государства по сохранению национального наследия. В законе РК «Об образовании» в статье 11 «Задачи системы образования» главной задачей системы образования – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе нравственных, национальных и общественных ценностей, достижений науки и практики.
Введение...........................................................................................................3
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Вышивка в прикладных изделия Казахстана.......................................7
1.2. Специфика организации декоративного творчества при выполнении панно в технике вышивки...........................................................................11
2. Методы трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии
2.1. Характеристика педагогической технологии «Мастерская».................18
2.2 Методические разработки внеклассных занятий по технологии............21
Заключение……………………………………………………………….… . 26
Список литературы……………………………………………………….… 27
Высоким
художественным мастерством
Высокими художественными достоинствами отличаются вышивки в убранстве коня, украшения женской и мужской одежды и головных уборов. Казахские мастерицы украшали вышивкой изделия из кожи, войлока, бархата, шерстяной и хлопчатобумажной ткани, используя шёлковые и хлопковые нитки.
У казахов были и мозаичные ковры, вышитые из различными нитками. Узоры располагались в виде ромбов, квадратов, треугольников, эти ковры отличались особой красочностью и нарядностью. До сих пор казашки так украшают верх лёгких матрацев – құрақ, которые постилают на пол, усаживая гостей. Русский ученый И.И. Георги – этнограф, естествоиспытатель и путешественник, который в 1768 -1769 гг. побывал как участник академической экспедиции в Казахстан, писал, что одежда казахов состоит из вышитых орнаментальных композиций.В XVШ – XIX вв. почти во всех регионах Казахстана развития вышивки были созданы художественные мастерские, в которых вышитые изделия выставлялись на продажу. Со второй половины XIX в. Искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. Возникают артели и первые кооперативные объединения вышивальщиц[19 с.371].
Художественной вышивкой начинают интересоваться собиратели коллекционеры и ученые-этнографы, усилиями которых устраиваются первые выставки прикладного искусства и кустарных промыслов.
1.2. Специфика организации декоративного творчества при выполнении работ в технике вышивки.
Вышивка – древнейший вид казахских домашних художественных ремесел. Оно родилось в трудных условия кочевой жизни. Вышитые вручную искусными мастерицами многоцветные ворсовые и безворсовые ковры и сегодня славятся красотой и прочностью. Красоту ковров определяет их орнаментальная основа, стилизация и условность изображений, композиционный строй, цветовая гармония, декоративное обогащение деталей. В современном доме ковры составляют предметы украшения и убранства, а в быту казахов – кочевников утепляли юрту, заменяли мебель, служили тарой при переезде.
Особенности композиционной структуры вышивок придают своеобразие и узнаваемость национальным композициям. Можно выделить следующие компоненты композиционной орнаментальной структуры – пропорции, ритм и метр, линейная и цветовая организация, симметрия, асимметрия, архитектоника и тектоника, динамика и статика.
Слово «пропорция» ввел в употребление еще в 1 веке до н.э. древнеримский оратор Цицерон, переведя им на латынь платоновский термин «аналогия», который буквально означал «соотношение». Различают пропорции арифметические (рациональные) и геометрические (иррациональные). Арифметические пропорции представляют собой соотношения величин, которые выражаются соотношением целых чисел. Арифметические отношения применяются в композиции, когда нужно ясно выразить подчиненность частей целому. Пропорция – это рассчитанная размерная система, в которой отношения элементов формы организуют объемно-пространственную структуру орнаментальной композиции, с ее помощью достигается гармоничность изделия и организуется его форма. С поиском пропорций непосредственно связано такое средство костюмной композиции, как масштабность. Под масштабностью подразумевается соотнесенность размеров, массы предметов и их деталей с размерами человеческого тела[15 с.50].
Многим явлениям природы
свойственно чередование и
- изменяется величина
чередующихся элементов при
- сохраняется величина
чередующихся элементов при
- изменяются и
величины элементов, и
Орнаментальные композиции можно разделить на симметричные и асимметричные. Симметрия является одним из наиболее ярких композиционных средств, с помощью которого форма организуется, приводится к порядку, устойчивости и стабильности. Наблюдая и осмысливая симметрию в природе, человек стал воспринимать ее как своеобразную норму прекрасного. Асимметрия – средство композиции, в котором равенство частей и их расположения заменяется зрительным равновесием непохожих друг на друга частей. Основной способ создания единства в асимметричной композиции состоит в согласованности ее частей, подчиненности ее элементов композиционному центру, а также в расстановке акцентов[14, с.50].
При центрально-осевой
симметрии равные части располо
Композиция, построенная
на принципе асимметрии, - случай
более сложный и редкий. Особую
остроту и оригинальность
Статику симметричной композиции помогает разбить диссимметрия, т.е частичное нарушение симметрии. Любое отклонение в симметричной системе, устранение или добавление хотя бы мелкой детали привлекает внимание, вносит в композицию некоторую напряженность. Диссимметрия используется как художественное средство композиции в том случае, когда симметричные формы производят излишне строгое впечатление[19 с.371].
Качеством, противоположным динамике, является статика. Статика представляет собой отсутствие зрительного движения. Она подчеркивает состояние покоя, неподвижности во всем строе композиции. Композиция объекта состоит из многих форм и элементов, при этом для статичности или динамичности его композиции важны и форма каждого элемента, и их взаимное расположение. В динамичной композиции движение может быть направленно к центру и иметь как бы точку движения; может быть направленного от центра, уводя взгляд зрителя за пределы композиции; вверх или вниз, вертикально или наклонно[13,с.304].
Условно все типы орнаментальных композиций можно разделить на 4 вида: устойчивые статичные, т. е. наиболее спокойные, совершено ненаправленные; неустойчивые статичные, т.е. такие, в которых нет внутреннего движения, но и нет строгой упорядоченности; - устойчивые динамичные, т.е. производящие впечатление движения, но не разрушающие общего порядка; неустойчивые динамичные – наиболее активные, привлекающие внимание своим направленным движением, обладающие особой напряженностью.
Цветовые акценты также строятся относительно осей симметрии. Характерна цветовая симметрия – ритмическое чередование и сочетание различных тонов. Варьируются несколько локальных цветов. Наиболее распространенные сочетания цветов: черное и белое – в основном в войлочных изделиях, черное и малиновое, голубое и зеленое, голубое и желтое, многокрасочные узоры – шим. Цвет в народном искусстве представляет собой отражение понятий и представлений, сложившихся на протяжении столетий. Это тоже своего рода закодированная информация. Каждый цвет что-то символизирует:
Синий – цвет неба – символ высоты, величия, божественного, поклонения небу
Красный – цвет огня, солнца – символ жизни и смерти
Белый – цвет истины – символ радости, счастья
Желтый – цвет разума
Черный – цвет земли – поклонение земле, Родине
Материалами для вышивки служат нити натуральные и синтетические разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой.
Фоном для вышивки может быть: полотно, сукно, парусина, редина, мешковина (пастельные тона), габардин. Если нет подходящих по цвету пряжи и нитей, их можно окрасить. Для выполнения эскизов нужна писчая бумага для эскизов и копировальная бумага для переведения эскиза на фон. Копировальная бумага должна быть черной для светлых фонов, белой, желтой или цветной для темных фонов.
Оборудование для выполнения вышивки несложное: ножницы большие и маленькие с прямыми и загнутыми концами, специальные иглы, булавки, наперсток, пяльцы и подрамник, нити мулине 15 цветов.
Ведущие этнографы
Технологическая последовательность выполнения узелковой вышивки.
2. Методы трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии
2.1. Характеристика
педагогической технологии «
Мастерские получили
развитие от творческих
Цели мастерской:
- Обучающие:
обучение умениям ставить
-
Развивающие: развитие
- Воспитывающие:
воспитание уверенности в
В мастерских также как и на обычных уроках в начале занятия проводится организационный момент (поверка наличия учащихся, проверка рабочей одежды), в среднем это длится от 3 до 5минут. После организационного момента идёт фаза индукции. На этой фазе учащиеся формулируют, ставят проблему. Нередко при традиционном обучение либо нет проблемы, либо её формулирует учитель. В мастерских проблемы ставят участники. Задание должно быть приближено к потребностям учащихся, опираться на их имеющийся опыт. Предлагаемый для постановки проблемы материал (предметы, рисунки, какие-то физические явления) должен быть в зоне понимания учащихся. За фазой индукции следует работа с материалом, т.е. идёт анализ материала. Учащиеся анализируют материал, выдвигая разные идеи. На этом этапе детям можно подсказать какие-то приёмы творчества. На первом этапе каждый самостоятельно работает над своим изделием. Мешать друг другу нельзя. Иногда в мастерской работа начинается сразу в группе. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. При индивидуальной работе у каждого ученика есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение проблемы, не подвергаться воздействию мыслей других учеников. Если материал предназначен для работы в малой группе, то тогда идёт сразу коллективный поиск.
Информация о работе Развитие познавательного интереса на уроках технологии