Развитие познавательного интереса на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в необходимости трудового развития и воспитания в процессе обучения на внеклассных занятия по технологии в области декоративно-прикладного искусства. Возрождение народного искусства, развитие традиций народной культуры в настоящее время актуально во всех странах постсоветского пространства. В суверенном Казахстане возрождение ремесел является одной из важных задач государства по сохранению национального наследия. В законе РК «Об образовании» в статье 11 «Задачи системы образования» главной задачей системы образования – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе нравственных, национальных и общественных ценностей, достижений науки и практики.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Вышивка в прикладных изделия Казахстана.......................................7
1.2. Специфика организации декоративного творчества при выполнении панно в технике вышивки...........................................................................11

2. Методы трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии


2.1. Характеристика педагогической технологии «Мастерская».................18

2.2 Методические разработки внеклассных занятий по технологии............21
Заключение……………………………………………………………….… . 26
Список литературы……………………………………………………….… 27

Файлы: 1 файл

дипломка.DOC

— 177.00 Кб (Скачать файл)

      На следующем  этапе идёт обсуждение в малой  группе, если до этого была  индивидуальная работа. Это представление  всем какого-то промежуточного  результата. Этот этап французские  педагоги называют «социализацией».  На этом этапе может быть  коррекция своей работы, дополнение, улучшение. Очень важным требованием является обучение учащихся умениям и желаниям искать в других работах положительное, примечательное, уникальное[7 с.320].

      Социализация. После обсуждения в малой группе  дополнения своих работ,  ребята  расставляют их на партах. Можно  знакомиться с другими работами, рассказывать о своей. Идёт  свободное общение. Дети ходят  по классу, смотрят, задают вопросы, высказывают свои мнения.  Целесообразно ввести принцип общения «нахождение успеха». Нужно пытаться в любой работе найти интересный, примечательный момент и об этом сообщить автору работы. Отрицательные моменты не высказываются.

      Таким  образом, первичная социализация своего творчества может быть  в малой группе, а основная перед всем классом. Здесь необходимо соблюдать принцип добровольности. Если кто-то из учащихся сегодня не хочет представлять свою работу, то он должен иметь право это сделать. Фазы «работа с материалом» и «социализация» могут чередоваться в процессе работы мастерской.

      Рефлексия.  Учащиеся рассказывают о своих  чувствах, которые у них возникали  в процессе работы  мастерской. Дети учатся ощущать свои чувства  и их высказывать. Это очень  важный момент мастерской и поэтому мастерские можно называть не только педагогическими, но и психологическими, так как в них идёт работа с психическим материалом.

      На этой  фазе учащиеся могут также  сообщить о том, чему они  сегодня научились.

      Принципы  проведения мастерских: 1. равенство всех участников, включая педагога; 2. ненасильственное вовлечение в процесс деятельности; 3. отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная); 4. отсутствие соперничества, соревнования; 5. чередование индивидуальной и групповой работы; 6. важность не столько результата творчества, сколько самого процесса; 7. разнообразие использованного материала; 8. ответственность каждого за свой выбор. Мастерские являются разновидностью проблемного метода обучения.

      В мастерских  у детей развивается креативное  мышление, воображение. У учащихся  развивается мотивация интерес  к предмету. Дети, сами открыв  какие-то истины, лучше их запоминают  и лучше могут их использовать  в разных ситуациях. У детей развиваются умения и желания сотрудничать при выполнение коллективной творческой деятельности. Идёт становление позитивной, адекватной Я-концепции, формируется ответственность[11,с. 46].

      Технологии  проведения мастерских разработаны  хорошо. Но есть ещё перспективы в этом направлении. Технологии внедрения технологии имеются. Временные затраты оправдываются развивающими, воспитывающими результатами. Однако для обучения предметным знаниям, умениям есть менее трудоёмкие технологии, которые более эффективны при условии, если в данном классе имеется сильная мотивация на усвоение знаний, умений. К сожалению, такое желание бывает не часто в обычных классах обычных школ. Однако это очень сильно зависит от педагогов.

      Требуется  основательная подготовка педагогов. Противопоказаниями применения мастерских является недостаточная подготовка педагогов в организации творческого процесса в классе.

Одним из наиболее востребованных современных  видов  оформления предметной среды является декоративное и прикладное искусство, в основе которого лежат традиции народного искусства – наследие, сохраненное на протяжении веков. Возрождение народного искусства, развитие традиций народной культуры в настоящее время актуально во всех странах постсоветского пространства. В суверенном Казахстане возрождение ремесел является одной из важных задач государства по сохранению национального наследия.

 

2.1. Методические  разработки внеклассных занятий  по технологии

Разработка  календарно -тематического плана  кружка « Волшебная нить»

Для учащихся 6-7 классов по предмету технология.

 

Тема занятия

Кол-во

часов

Вид деятельности

Материалы

инструменты

1

Вводное занятие:

«Красота и многообразие вышивок»

2

Беседа

Иллюстративный материал

2

Материалы и инструменты  применяемые в вышивки

4

Беседа,

Инструктаж, ТБ

Пяльца, нитки, иглы, различные  ткани.

3

Виды применения вышивок

4

Беседа,

Практическая деятельность

Пяльца, нитки, иглы, различные  ткани.

4

Виды ручных швов. Приемы декорирования ткани

4

Комбинаторный

Пяльца, нитки, иглы, различные  ткани.

5

Счетные вышивки. Разнообразие приемов выполнения.

6

Комбинаторный

Пяльца, нитки, иглы, различные  ткани.

6

Выполнение столовой дорожки с использованием шва  крест

1.разработка эскиза

2. подготовка материалов

3. выполнение работы

12

 

 

2

2

8

Комбинаторный

Пяльца, нитки, иглы, различные  ткани.

Иллюстрации,

Схемы,

Инструкционные карты

7

Выполнение воротника, декорированной

вышивкой узелковой  гладью

1.разработка эскиза

2. подготовка материалов

3.выполнение работы

14

 

 

2

2

10

Комбинаторный

Пяльца, нитки, иглы, различные ткани.

Иллюстрации,

Схемы,

Инструкционные карты

8

Выполнение панно в  технике смешанной вышивки

1.разработка эскиза

2. подготовка материалов

3.выполнение работы

16

 

 

2

2

12

Комбинаторный

Пяльца, нитки, иглы, различные  ткани.

Иллюстрации,

Схемы,

Инструкционные карты

9

"Моделирование в  графическом редакторе Paint. Эскиз  вышивки. 

1.разработка эскиза

2. подготовка материалов

3.выполнение работы

14

 

 

2

2

10

Комбинаторный

Пяльца, нитки, иглы, различные  ткани.

Иллюстрации,

Схемы,

Инструкционные карты

10

Выставка работ

4

   

 

 

Занятие №1

Тема занятия  «Красота и многообразие применение вышивки в костюмах»

Цели занатия:

  учебная 

Знать классификацию вышивки

научить трудовым приемам  классификации вышивки;

умения соотносить вид  вышивки и основы изделия

Воспитательная

  • воспитать самостоятельность, добросовестное отношение к труду, аккуратность, ответственность, внимательность;

Развивающая

  • самостоятельные способности в области вышивки.
  • групповые формы работы в ходе практической деятельности.

Материалы

инструменты

Образцы  вышивок, народных  костюмов

Иглы, нитки, ножницы

Иллюстрации журнальные

Карандаш, альбом

Альбомы мод

Манекен,иглы


План занатия

  1. Орг.момент
  2. Теоретические сведения
  3. Практическая работа
  4. Заключительная часть занятий

Ход занятия

1.Орг.момент.

2.Беседа. История возникновения одежды уходит далеко в глубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а её развитие  с составлением производительных сил и средств производства.

Одежда, возникшая первоначально  в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических  условий, атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, общество претерпело множество изменений, достигло большого многообразия видов и форм прикладного искусства.

Под конструированием одежды подразумевается расчет и чертеж конструкции, разработка расчетов и  конструктивное моделирование.

Одной из основных задач конструирования одежды является получение из плоского материала оболочек тел пространственной формы и решение обратной задачи, т.е. сгибание (спрямление) частей поверхности одежды на плоскость, - построение разверток деталей одежды.

Целью конструирования одежды является: научиться правильно производить чертежи на любую фигуру человека.

Конструирование любой  одежды предполагает, прежде всего, построение чертежа выкройки с нанесением всех основных линий. Этот чертеж может пригодиться  для моделирования лифов, юбок и брюк любых фасонов.  
Чтобы построить такой чертеж необходимо снять мерки с фигуры. 
При построении выкроек нужно учитывать все особенности фигуры. Женская фигура делится на три основных типа: нормальные, сутулые и перегибистые.  
Нормальная фигура - ровная осанка, хорошо развитая грудь, живот подтянут и на спине лопатки не выступают. Сутулая фигура - лопатки резко выделяются, грудь развита слабо, живот выступающий. Перегибистая фигура отличается резким перегибом в талии, сильно развита грудь и резко выступают ягодицы при относительно плоской спине. При снятии мерок следует обратить внимание на плечи - они могут быть низкие, покатые или чересчур высокие; а также на бюст - высоко поднятый, опущенный или нормальный. 
На форму тела оказывают влияние: осанка, форма шеи, спины, грудной клетки, размер и положение грудных желез, живота, бедер, степень жироотложений.  
Одежда на человеке должна быть легкой, не мешающей измерению.

 

3.Практическая часть  заключается в формировании умений  и навыков ручных швов как основы для технологии вышивки.

Способы «наколки»:

- от целого полотна

- от куска полотна

- от полосы полотна

4. Уборка рабочих мест. Домашнее задание.

 

Занятие №2

Тема занятия  «Выполнение воротника, декорированного узелковой гладью»

Цели занатия:

  учебная

Знать классификацию вышивок;

научить трудовым приемам выполнения узелковой глади;

Развить умения выполнять  узелковую гладь как часть  декора одежды

 

Воспитательная

  • воспитать самостоятельность, добросовестное отношение к труду, аккуратность, ответственность, внимательность;

Развивающая

  • самостоятельные способности в области декорирования одежды.
  • групповые формы работы в ходе практической деятельности.

Материалы

инструменты

Образцы  воротников, схемы для вышивки

Иглы, нитки, ножницы

Иллюстрации журнальные

Карандаш, альбом

Варианты воротников

Манекен,иглы


План занатия

  1. Орг.момент
  2. Теоретические сведения
  3. Практическая работа
  4. Заключительная часть занятий

1. Орг. Момент. Просьба  подготовить рабочие места

2.Ручная вышивка –  один из самых распространенных  видов рукоделия. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого. Вышивкой украшают самые разнообразные изделия: скатерти, дорожки, полотенца, салфетки, одежду. В пределах школьной программы изучение технологических приемов вышивки логично начинать с небольших по размеру работ.

Классификация вышивок  позволяет разделить их на две  больших группы: / приложение 4 /

  1. вышивки, выполненные по счету нитей ткани (счетные вышивки);
  2. вышивки, выполненные по свободно нанесенному контуру.

 Счетные вышивки удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых не трудно производить отчет нитей. Еще проще делать счетные вышивки на специально вышивальной ткани, похожей на канву, где вся поверхность разделена на квадратики. Счетные вышивки (к ним относятся большинство старинных народных швов) делятся на сквозные, или строчевые, выполняемые на ткани, разреженной путем выдергивания нитей, и вышивки по целой ткани, называемые также глухими. Строчевых вышивок насчитывается большое количество, к ним относятся все мережки, строчка-перевить, цветная перевить, гипюры, стяги. К глухим швам относятся крест, роспись (полукрест), двойной крест, различные виды счетной глади. Счетные вышивки обычно выполнены рисунками геометрического характера.

Изучение счетных вышивок  во внеклассной работе предмета технологии позволяет учащимся сформировать практические навыки работы над данным видом рукоделия, умением разработать и  подготовить  мотив вышивки, подобрать цветовое сочетание узора, разобрать технологическую карту процесса, применить индивидуальные приемы вышивания. Наиболее оптимальный путь в области вышивки следует начать со счетной вышивки.

Истоки счетной вышивки  следует искать в стилевой основе Украинского декоративно-прикладного  творчества. Искусно подобранные узоры с использованием швов крест, путанный крест, мережка встречались в вышивки Полтавщины. Техника вышивания Харьковской, Ворошиловградской областей имеет много общего с формами вышивки, установившимися в центральных областях республики, но ей свойственны своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестом и крестом /приложение 5/ . Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Одноцветные вышивки усилены четкостью ритма, ромболоманными линиями и геометрическими мотивами. Для вышивок Закарпатья характерным мотивом служит зигзаг в сочетании с широкой цветовой гаммой /приложение 6/.

Информация о работе Развитие познавательного интереса на уроках технологии