Развитие познавательного интереса на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в необходимости трудового развития и воспитания в процессе обучения на внеклассных занятия по технологии в области декоративно-прикладного искусства. Возрождение народного искусства, развитие традиций народной культуры в настоящее время актуально во всех странах постсоветского пространства. В суверенном Казахстане возрождение ремесел является одной из важных задач государства по сохранению национального наследия. В законе РК «Об образовании» в статье 11 «Задачи системы образования» главной задачей системы образования – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе нравственных, национальных и общественных ценностей, достижений науки и практики.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Вышивка в прикладных изделия Казахстана.......................................7
1.2. Специфика организации декоративного творчества при выполнении панно в технике вышивки...........................................................................11

2. Методы трудового развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии


2.1. Характеристика педагогической технологии «Мастерская».................18

2.2 Методические разработки внеклассных занятий по технологии............21
Заключение……………………………………………………………….… . 26
Список литературы……………………………………………………….… 27

Файлы: 1 файл

дипломка.DOC

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Технологические аспекты счетных вышивок

Вышивка крестом

Данный вид вышивки  выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние  стежки должны лежать в одном направлении. При правильном выполнении креста на изнанке должны проходить ровные прямые полосы в одном направлении – по вертикали или по горизонтали. Соблюдение этих правил достигается следующими приемами. Когда крест идет по одной ровной линии, горизонтально, то все стежки выполняются сначала в одну сторону, затем перекрываются стежками в противоположную сторону /приложение 7/.

Когда крест шьется по вертикали, то сделав один стежок снизу  вверх, надо на изнанке перейти прямо  вверх и , проколов иглу на лицевую сторону, сделать косой стежок вниз налево. Сделав на изнанке прямой стежок кверху, перейти к образованию третьего стежка /приложение 7/.

Сложнее всего работа по диагонали, так как в некоторых  случаях приходится подводить второй диагональный стежок под уже выполненным первым, для того чтобы верхние стежки на лицевой стороне лежали в одном направлении, анна изнанке шли прямыми полосками.

Вышивка двойным  крестом.

 Данный вид вышивки  состоит из четырех перекрещивающихся  стежков – двух по диагонали и двух по основе и утку. Делают каждый крестик полностью. Сначала обыкновенный крестик, затем после второго стежка иглу вкалывают на середину между двух верхних проколов, выполняют долевой стежок сверху вниз, а также поперечный слева направо.

Вышивка «полукрест», или «роспись» 

Данный вид вышивки  представляет собой двусторонний шов, в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную  линию. Выполняется он в два хода.

Первый ход: слева направо  прокладывают диагональные лицевых  стежки по счету ниток. Наизнанке получают такие же по  величине стежки, но наклонные в другую сторону.

Второй ход: работая  в обратном направлении, заполняют  промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в местах проколов первого ряда.

Сквозные  счетные вышивки. Мережка.

Мережку делают по выдернутым только в одну сторону нитям. Мережка  часто входит в различные виды вышивки, но применяется и как  самостоятельный вид украшения  тканей.

Мережка «столбик»

Выполняется следующим  образом: из ткани выдергивается 3-4 нити; закрепляется нитка у нижнего левого края мережки, рабочую нитку ведут прямо вверх в продернутую полоску ткани, подхватывают ею слева направо пучок вертикальных нитей(3-4, в зависимости от плотности ткани), обвивают их один раз справа налево и вкалывают иглу в ткань с изнанки на лицевую сторону за 2 нити ткани от края мережки для следующего стежка. Наизнанку под каждым стянутым «пучком» образуется диагональный стежок.

«Паучок»

Если мережку делают в двух направлениях – горизонтальном и вертикальном, то при скрещивании ее рядов образуются пустые квадратики. Эти квадратики можно заполнить простым или сложным узором, в зависимости от сложности рисунка мережки.

Самый простой рисунок  по выполнению – это «паучок». Сначала  рабочую нитку натягивают с угла на угол квадрата по диагонали, а затем по горизонтали и вертикали. Натягивая нитку, ее обвивают, причем последнюю нитку обвивают только наполовину. Дойдя до центра перекрещения натянутых ниток, рабочей ниткой делают узелок в центре.

Чтобы образовался «паучок», рабочая нитка должна двигаться по кругу, переплетая нитки. Обойдя круг, нитка зацепляет за последнюю натянутую нитку и поворачивает назад, переплетая нити в обратной последовательности. Сделав последний круг, нитка закрепляется возле незаконченной (необвитой) нитки и обвивает ее до конца. В готовом виде рисунок напоминает паука. Края квадратов заделывают петельным швом или гладевым валиком. 

Раскрой воротника производится на основании снятия мерок  и табличных  данных о конструировании воротников

 

Тесты для текущего контроля проверки знаний по циклу «Вышивка»

1 <test>

            Вышивка – это ….

            А) Декоративная работа выполненная  на ткани.

            В) Декоративная работа выполненная  на ткани ручным или машинным  способом с применением

                 ниток, бисера или другого декоративного материала путем пришивания

            С) Декоративная роспись ткани.

            D) Декоративная работа выполненная  на ткани ручным или машинным  способом с применением

                 ниток, бисера или другого декоративного материала.

            Е) Реалистическая композиция , выполненная  цветными нитками.

 

            2<test>

           Нитки, наиболее применяемые в  ручной вышивке.

            А) мулине

            В) армированные

            С) капроновые

            D) Х/Б

            Е) шелковые

 

            3 <test>

           Шов, представляющий собой ряд  стежков одинакового размера,  выполняемых с промежутками

           такой же величины.

           А) шов за иголку

           В) шов вперед иголку

           С) шов «козлик»

           D) шов «шнурок»

           Е) стебельчатый шов

 

            4 <test>

           Шов, представляющий собой непрерывный   ряд одинаковых по величине  стежков.

           А) шов за иголку

           В) шов вперед иголку

           С) шов «козлик»

           D) шов «шнурок»

           Е) стебельчатый шов 

 

            5 <test>

           Шов, представляющий собой ряд  косых стежков, плотно прилегающих  друг к другу.

           А) шов за иголку

           В) шов вперед иголку

           С) шов «козлик»

           D) шов «шнурок»

           Е) стебельчатый шов

 

            6 <test>

           Шов, представляющий собой ряд  петель, выходящих одна из другой.

           А) вперед иголку

           В) стебельчатый

           С) «козлик»

           D) тамбурный

           Е) петельный

 

            7 <test>

           Ажурная прорезная вышивка с  применением брид

           А) гладь односторонняя

           В) мережка

           С) «ришелье»

           D) сквозная прорезная вышивка.

           Е) «хардагер»

 

            8 <test>

          Вышивка, при которой узор выполняется  по отсчету нитей ткани.

          А) теневая гладь

          В) узелковая гладь

          С) счетная вышивка

          D) настил

          Е) «хардагер»

 

           9<test>

             Накладное шитье

A) “ришелье”

B)узелковая гладь

C)тамбур

D) аппликация

E) гладь атласная

 

           10 <test>

            Перевод рисунка на ткань осуществляется:

A) от руки

B) по шаблону

C) через кальку

D) по сетке

E) все варианты

 

          11<test>

            Строчка испопользуемая для заполнения  фона в деталях узора, выполняется       строчевым швом по кругу

A) узелковая гладь

B) атласная гладь

C) “насыпь”

D) теневая гладь

E) “настил”

 

           12<test>

            Конструктивная особенность в вышивке “ришелье”- это ….. 

 

 

           13<test>

            Вид вышивки, при которой с  лицевой стороны образуются перекрещенные  стежки, а с изнанки вертикальные 

             и горизонтальные стежки.

A) гладь

B) “ришелье”

C) “крест”

D) “хардагер”

E) счетная вышивка

 

           14<test>

            Вид вышивки, выполняемой по  разреженной полосе –это…

 

 

 

           15<test>

             Стилевые особенности счетных  вышивок

A) рисунок выполнен  по свободному контуру

B) рисунок вышивается  по свободному контуру гладьевым валиком.

C) рисунок геометрический, выполнен по отсчету нитей  ткани.

D) рисунок прорезной,  выполняются бриды.

E) вышивка выполняется  в цвет ткани.

 

           16<test>

            Преобладающий вид вышивки в  декоративных изделиях Средней Азии и Казахстана-….

 

 

 

 

           17<test>

            Лицевое шитье это-..

A) Изображение святых  или сюжеты на религиознве  темы

B) орнаментальные композиции

C) вышивка, выполненная  золотом,серебром

D)свободная вышивка

E) счетная вышивка

 

           18<test>

           Технология последовательности  выполнения вышивки “ришелье”

A) перевод рисунка  на ткань и подбор ниток

B) прорезание деталей  рисунка и влажно-тепловая обработка  изделия

C) выполнение контура  швом” иголка назад” и брид 

D) подбор эскиза

E) заполнение контура петельным швом

 

           19 <test>

Вышивка прямыми или  косыми стежками, заполняющими свободный  контур узора-это…

 

 

           20<test>

           Предмет, используемый в вышивке  для защиты от проколов иглы

A) пяльца

B) наперсток

C) щит

D) перчатки

E) ножницы

 

4. Разбор типичных  ошибок. Уборка рабочих мест. Домашнее  задание.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Казахское декоративно-прикладное искусство, веками существуя с народом, превратилось в его духовное и материальное благо. Оно играет немаловажную роль в совершенствовании эстетического и художественного мышления народа. Обогащение искусства вышивки современными приемами – один из видов совершенствования декоративного и прикладного искусства, трудового развития и воспитания учащихся. Совершенствование приемов работы в области вышивки позволяет не только формировать специальные умения и навыки, но и воспитывать толерантное отношение к самобытности народа. Принятое несколько лет назад постановление «О художественных народных промыслах» отметило огромное значение этой отрасли творчества как неотъемлемой части культуры, вдохнуло новую жизнь в традиционные промыслы, помогло возродить многие утраченные виды народного ремесла. В наше время слишком мала доля произведений ручного авторского труда, несущих черты подлинной неповторимости. Привлечение к работе старых мастеров, несомненно, будет способствовать повышению квалификации кадров, продолжению традиций, заложенных старшими поколениями, формирование основ дизайна промышленных изделий.

Традиции казахского народного прикладного искусства прямо и опосредованно повлияло на изобразительное искусство республики. Они прослеживаются в живописи, графике, скульптуре, отдельных работах монументально- декоративного искусства. Черты народного искусства вливаются в современное профессиональное дизайнерское искусство.

Данная творческая работа в технике узелковой глади  представлена сюжетной стилизованной  композицией, отождествляющей образ  родных просторов. Цветовое решение  композиции характеризуется сближенной цветовой гаммой с абрисом контрастного характера. Сюжет композиции основан на динамики диагонали уравновешенной статичными акцентами фигур и орнаментальных пятен. В основе стилизации лежит орнаментальный ритм, благодаря которому прослеживается национальная самобытность дано творческой работы.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Закон об образования РК
  2. Назарбаев Н.А. Государственная программа «Культурное наследие»1997г.
  3. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура,1999. – с. 296
  4. Агапов В., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана  – Алматы: Жалын, 1979.,252 с.
  5. Амирбекова М.Ш. Древнее орнаментальное искусство. – Алматы, 1989.-252
  6. Артамонов А.И. Сокровище Саков. М., 1973.- 256с.
  7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе М.: Просвещение 1989г.-320 с.
  8. Басенов Т.К. Орнамент Казахстана в архитектуре. – Алматы., 1957г.- 99с.,ил.
  9. Бахти А. Шумеры, скифы, казахи. – Алматы: Доп. изд-е. Кочевники, 2002 г.- 24 с.,ил.
  10. Богатеева З.А. Мотивы народных вышивок в детских работах. – М.: Просвещение, 1986.- 207.- с.,ил.
  11. Виноградов Г.Г. Основы декоративного искусства в школе М.: Просвещение, 1990г.-46 с.
  12. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
  13. Джанибеков У. Эхо … – Алматы: Онер, 1990.- 304.- с.
  14. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. /Авторы-составители Т. Жумаханов, Т. Шанбай, Б.Жуматаев, Л. Тетенко –
  15. Ибраев К. Казахский орнамент. – Алматы, 1994-с. 50
  16. Калыбекова Асма. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – Алматы. БАУР, 2005. – 200 с., ил.
  17. Калыбекова Асма. Возможности декоративно- прикладного искусства казахов в нравственном воспитании на уроках труда. //Наука и образование Южного Казахстана. – Шымкент, 1999, №9 (16) –с.20-23.
  18. Каптерева Т.П. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. – М.: Детская литература, 1986. – 326с.,ил
  19. Маргулан А.Х. Казахское народное декоративно-прикладное искусство. В 3-х тт. - 1т. – Алматы: Онер, 1988.-371с.
  20. Неменский Б.М. «Художественное образование, как фундамент системы эстетического воспитания учащихся в школе»

Информация о работе Развитие познавательного интереса на уроках технологии