Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 09:58, шпаргалка

Описание работы

1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
5. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ
6. АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В CP И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Файлы: 1 файл

ответы по тср.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

4

1. Технология социальной работы как отрасль 
социальных технологий

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы. Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы — это одна из 
отраслей социальных технологий,

ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку  граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. Технологию    социальной    работы     можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане —  как систему теоретических знаний и практику. Во-вторых,     как     совокупность     частных технологий, специфика  которых  обусловлена конкретным субъектом  и объектом социальной работы

Основные этапы разработки TCP: 
Теоретический      формулирование      целевой 
установки, определение предмета

технологизации.

Методический решение задач выбора источников, путей и способов получения информации.

Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности

2. Задачи учебного курса «Технология 
социальной работы»

— овладение теоретическими основами TCP с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;

— развитие творческого мышления,

— формирование практических навыков и умений

1. Сущность и структура технологического процесса

Процесс — это изменение (динамика) состояния 
предмета под воздействием внешних или 
внутренних факторов. В CP в качестве внешних 
факторов рассматриваются социальные условия 
и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а 
внутренними факторами выступают

нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы  человека или группы людей.

Функция TCP: целенаправленное воздействие специалиста CP на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента — основная

Алгоритм — это программа  решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. В применении к CP это т термин понимается как последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта CP и перевод его в искомое состояние.

Операция — это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более  простые, осознанной цели (подцели).

Инструментарий   —   это   арсенал   средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность. Процедурные этапы:

  1. Формулирование цели воздействия.
  2. Выработка и выбор способов воздействия.
  3. Организация воздействия.
  4. Оценка и анализ результатов воздействия.

2. Содержание технологического  процесса

Этапы и операции технологического процесса 1 .Предварительный.    Выявления,    оценки    и ранжирования        проблемы,        выяснения совокупности   факторов,   обусловивших   ее возникновение.

2. Целеполагания. Первичное формулирование

целевой установки деятельности специалистов и

организаторов социальной работы.

3.Обработка информации.

Поиск дополнительных источников информации,

сбор и систематизация информации, ее анализ и

обобщение.

4.Процедурно-организационный этап. Последовательная    реализация     намеченных программой мер социального воздействия. 5.Контрольно-аналитический этап. Организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов.

1. Многообразие социальных технологий

Обусловлено:

-обширностью социальных  отношений и видов социального  действия;

-системным, сложным характером  объектов социальных технологий;

-разнообразием средств,  методов и форм, используемых  в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма  разработчиков и исполнителей  социальных технологий.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ.

Типология в социальной работе: а) выступает формой научного обоснования  и программирования социальных технологий, б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки  используемого на практике инструментария открывает возможность прогнозировать результат примет нения тех или  иных технологий в различных условиях); в) выполняет ориентировочную функцию.

Основой   типологии   социальных  технологий могут стать "следующие признаки: -степень ассоциированности объекта воздействия (личность,   общество,   социальные    группы, трудовой коллектив);

-масштабы и иерархия  воздействия (глобальные, континентальные,  региональные и т.д.); -сфера   социализации   и   жизнедеятельности  людей     (производственная,      политическая, социальная, духовная  сферы); -степень зрелости социальных  объектов; -инструментарий,     способы     и     средства  воздействия,    используемые    для    решения поставленных  задач;

-область общественной  жизни: экономика, образование,  здравоохранение, научная деятельность;

-уровень разработки  социальных  технологий (теоретический, конкретно-прикладной); -цель, реализуемая в результате  применения данной технологии.

 

Глава IV

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО

В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Технология выработки цели социальной

работы

Технология социальной работы как процесс 
включает: подготовительный этап,

целеполагание, сбор и анализ информации, формулирование программы  действий, практические действия по реализации программы.

Целеполагание — это процесс  выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.

Центральной        проблемой        процедуры  целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения Цель — это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. TCP    —   это    целенаправленный    процесс социального воздействия субъекта на объект. Целеполагание, таким образом, выступает как аналитическая деятельность, которая возможна,

когда субъекты целеполагания (специалисты

социальной работы различного уровня):

а)умеют анализировать  ситуацию;

б)знают правовое пространство деятельности по

решению реальной проблемы;

в)имеют опыт практической работы.

2. Принципы целеполагания

1.Точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации.

2.Определение целей других лиц и организаций, на которые предполагается направлять воздействие.

Ъ, Определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач.

4.Определение вероятных последствий достижения сформулированных целей. Многие цели могут оказываться по сути средством достижения других, более отдаленных или побоч пых целей.

Глава V

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА:

ЦЕЛИ,        ЭТАПЫ        И        СПОСОБЫ

ПРОВЕДЕНИЯ

1. Сущность и характеристика социальной 
диагностики

«Диагностика» — общий  способ получения исчерпывающей  информации об изучаемом объекте  или процессе.

Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социальною проектирования действий по оказанию социальной помощи. Принципы

-конфиденциальности, -научной  обоснованности, -не нанесения ущерба, -объективности, -эффективности

Социальная диагностика  — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника.

Процедурные этапы технологии социальной диагностики :

-ознакомление с клиентом, постановка задач, -выделение состава  диагностируемых ситуаций, параметров  ситуации,

-выбор основных показателей  или критериев; -измерение и анализ  показателей;

2. Социально-диагностические методы в 
социальной работе

Наблюдение — метод, который  используется при изучении внешних  проявлений поведения человека, по которым можно составить представление  о нем.

Беседа в социальной диагностике  — метод получения и корректировки  информации на основе вербальной коммуникации. Анкетирование — метод сбора  статистического материала путем  формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов  для изучения и оценки отдельных  свойств и проявлений личности.

Метод экспертной оценки- опрос  экспертов путем анкетирования  и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте  исследования.

Социометрия — это метод  опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений.

Мониторинг — это организация  постоянного отслеживания      информации,      включенное

 

наблюдение,   оценка   и   анализ   социальных ситуаций    в    фокусе    их    изменения,    с прогнозированием     этих     изменений     на определенную перспективу. Методы тестирования.

Тест-опросник — тщательно  продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах  испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии  степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Биографический метод  — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

 

Глава VI АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В CP И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Сущность и содержание социальной 
адаптации

Социальная адаптация - состояние  человека и процесс, в течение  которого социальный организм приобретает  равновесие и устойчивость к влиянию  и воздействию социальной среды.

Социальная адаптация  — процесс управляемый. Виды адаптации

Экономическая - сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.

Педагогическая - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Психологическая - процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Профессиональная — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

2. Технология социальной работы по 
регулированию адаптивных процессов

Формы адаптационных  процессов

1.Преимущественно    стихийное     протекание

адаптационных    процессов    проявляется    в

неудовлетворенности человека условиями его

самореализации   без  достаточного   осознания

путей выхода из существующего  положения.

2.Примерно равное соотношение  стихийных и

сознательных     элементов,     проявляется     в

конструировании        идеальных        моделей

воображаемой

деятельности без реального  их воплощения. 3.Преобладание   сознательных   элементов   и выражается в  формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности.

Глава VII

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И  МЕТОДИКА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

1. Сущность и содержание  социальной терапии

Слово  «терапия»  в  переводе  с  греческого

означает «забота, уход, лечение».

Социальная     терапия     тесно     связана     с

психотерапией, в которой  используются методы

воздействия на психику.

модели психотерапии:

лечение, манипулирование;        психологическая модель (процесс научения личности); -комплекс      явлений,       возникающих       в ходе      взаимодействия      между      людьми философская модель-.

2.Основные        формы        и методы

терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе

В содержательном аспекте  социальны й 
работник, использующий терапевтические 
методы, опирается на достижения психологии, 
психиатрии, психотерапии. Этот

междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность технологии социальной терапии. В целом методы социальной (психологической) терапии  основываются на двух формах работы —  индивидуальной и групповой. Технология работы в группе решает следующие  задачи:

исправление, корректировка  цели, когда дело касается поведения  одного или нескольких ее членов;

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"