Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 09:58, шпаргалка
1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
5. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ
6. АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В CP И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
1) формирование проблем; 2) решение
проблем.
Последний этап разделяется на три стадии,
каждая из которых предусматривает ряд
процедур для ответа на типовые вопросы:
I)
аналитическая стадия 2)оперативная стадия
3)синкретическая стадия Ч
Содержательные характеристики социальной коммуникации
Коммуникативные средства общения чрезвычайно разнообразны. К ним относятся: речевые (вербальные) средства:
• лексика; стилистика, грамматика; семантика; неречевые (невербальные) средства:
- проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта: интимная (от 0 до 40—45 см), личная (от 45 до 120—150 см), социальная (150-400 см), публичная (от 400 до 750—800 см), угол поворота к собеседнику;
Заражение Внушение. Убеждение . Подражание Оптимальное межличностное общение — это всегда общение диалогическое. Основными характеристиками диалога являются:
• равенство сущностных позиций общающихся (отношения «субъект — субъект»);
• доверительная взаимная открытость обеих сторон;
• отсутствие оценки, «измерения» каких-бы то ни было индивидуальных особенностей каждого;
• восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.
Содержание технологий связи с общественностью
Связь с общественностью (от англ. public relations — работа с общественностью) — метод социальной работы, возникший в США и получивший широкое распространение в последние десятилетия.
Технология программно-целевого
проектирования
Важную роль в социальной работе
может сыграть технология программно-целевого
проектирования, задача которой —
выработка организационных
Алгоритмы разрешения социальных проблем не могут разрабатываться без учета и соблюдения основных принципов прогнозного
проектирования:
• принцип научного обоснования нормативной модели решения,
принцип научного обоснования эксплоративной модели решения;
• принцип
социальной целесообразности и
Пеле-обусловленности.
соответствие ожидаемых эффектов нормативным
(ценностным) целям общественного развития;
• принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека;
" принцип комплексности,
• принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.
Роль социологического знания в социальной работе
Социальная работа основана на знании
социологии как основного компонента
освоения современного общественного
бытия и наличии
Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении 3. Фрейда — основателя метода исследования бессознательного в психике человека и его влияния на поведение и личность. 3. Фрейд выделил три уровня психики: сознание, подсознание, бессознательное. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.
Технологии, ориентированные на
гуманистические модели личности
Гуманистические психосоциальные
технологии используют идеи, развиваемые
в гуманистической психологии (К.
Роджерс, А. Маслоу), экзистенциональном
подходе (В. Франкл) и гештальт-традиииях
(Ф. Перле), которые иногда называют
экзистенционально-
Основы медико-социальной работы
Мировая практика свидетельствует
о том, что социальный работник обязан
владеть теоретическими и практическими
знаниями в области медицины и
здравоохранения, поскольку независимо
от специализации и места работы
он участвует в решении проблем
индивидуального и
Технологии социальной работы с семьей
Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. — используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
Технологии социальной работы с женщинами
Сложность, комплексность
социальных проблем женщин, обусловленность
их причин общей социально-экономической
и социально-психологической
Прежде
всего, безусловно,
необходимо гарантировать
возможность найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и (при необходимости) свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные и внесемейные составляющие. Согласно исследованиям потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами мотивов:
* необходимость второго заработка в
семье, так как для обеспечения семьи, имеющей детей, необходим заработок как отца, так и матери. Если же семья неполная, то зарплата единственного родителя (в подавляющем большинстве случаев — матери) является важнейшим (иногда — единственным) источником доходов (пособия на детей покрывают в среднем не более 10% общих расходов на них);
• работа важнейшее средство
«социальной страховки» как для
женщины, так и для ее семьи. В
условиях нарастающей безработицы,
массовых невыплат зарплаты работа
обоих супругов (желательно в
разных местах) может служить хотя
бы относительной гарантией
выживания семьи. Семейная
нестабильность, опасность распада
семьи заставляют женщину в ряде
случаев стремиться сохранить статус
работающей, даже если для этого нет
экономических оснований. (Кстати,
одной из причин ограничения числа
желаемых детей является в
известной мере нестабильность
семьи.) Природные и антропогенные
катастрофы, военные действия и
национальные конфликты, в которых
чаще гибнут мужчины, чреваты для
женщины опасностью
остаться
о
вдовой, поэтому работа представляет для нее своеобразный вил. страховки еще и по этой причине;
работа— средство
самоутверж:дения,саиоразвития,
соб получения признания, место, где
можно получить удовольствие от
интересного общения, отдых от
однообразных домашних дел (ото
характерно для женщин н основном
с высоким образовательным
статусом). Согласно
данным
социально-психологических
исследований дети (особенно
мальчики) не слишком приветствуют
в не домашнюю занятость своих
матерей, если те заняты рутинным,
нидкоквалифицированным, плохо
оплачиваемым трудом, но с большим
уважениям относятся к матерям,
занимающимся престижным
высококвалифицированным трудом, сделавшим карьеру. Статус и интеллект домохозяйки дети оценивают традиционно низко.
Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Задачам и учрежден и й для
дезадептированных детей и
• профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
• психолого-медицинская помощь детям,
попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
• формирование у детей и подростков
положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
• выполнение попечительских функций
по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
• психологическая
и педагогическая
поддержка, способствующая
ликвидации кризисных состояний
личности,
• содействие возвращению в семью;
обеспечение возможности получить образование;
• забота о дальнейшем благоустройстве,
месте жительства.
Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:
• диагностическая работа;
• реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
• постреабилитационная защита ребенка.
Схематично категории
дезадаптированных детей и подростков, прошедших эти этапы и имеющих общие истоки отклонений в поведении и развитии, можно представить следующим образом:
1) трудновоспитуемые дети, имеющие
близкий к норме уровень
дезадаптации, который обусловлен
особенностями темперамента,
наличием
легких дисфункций мозга,
нарушением внимания^
недостаточностью возрастного
развития,
особенностями социально-
2) нервные дети, неспособные в силу
возрастной незрелости
эмоциональной сферы
самостоятельно
справляться с
тяжелыми переживаниями,
обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми;
3) «трудные» подростки, не умеющие
решать
свои проблемы социально
приемлемым образом,
характеризующиеся
внутренними
конфликтами, акцентуациями
характера, неустойчивой
эмоционально-воле вой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми;
4) фрустрированные подростки, которым
свойственны
устойчивые формы
саморазрушающего поведения1,
опасного
для их здоровья
(употребление наркотиков,
\ алкоголизм), духовного и
Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"