Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 09:58, шпаргалка

Описание работы

1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
5. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ
6. АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В CP И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Файлы: 1 файл

ответы по тср.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  повышения уровня благосостояния престарелых  являются:

— увеличение размера пенсий;

— совершенствование системы пенсионного обеспечения;

  • развитие услуг по уходу на дому;
  • расширение сети домов престарелых;
  • улучшение условий проживания в этих домах.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО  МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

1. Социальные истоки и причины 
бродяжничества и бездомности

2. Организация, формы и методы социальной 
работы с лицами бомж

Сейчас в Российской Федерации  сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:

  • дома ночного пребывания;
  • специальные лома-интернаты для инвалидов и престарелых:
  • центры социальной адаптации;
  • социальные гостиницы и приюты.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ

1. Миграции как социальное явление

Выделяют 4 основных типа миграции: эпизодическую (поездки на отдых, учебу), маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно), сезонную (например, путина у рыбаков или лесозаготовки) — возвратные типы; и безвозвратный  тип миграции, который и является таковой в строгом смысле слова.

2. Технологии социальной работы с 
мигрантами

В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:

1. Практическая социальная работа (работа с 
конкретным человеком или группой людей, 
нуждающихся в социальной помощи).

2. Организационная работа (организация работы 
социальной службы, разработка конкретных 
программ деятельности и т.п.). 
Практическая социальная работа с мигрантами 
проводится по следующим основным 
направлениям: социальному, социально- 
психологическому, социально-педагог и чес ком у, 
социально-правовому, медико-социальному, 
финансовому, социально-экономическому, 
материальному, социально-информационному и 
социально-трудовому.

1. Социальное направление (работа 
осуществляется в контакте с различными 
ведомствами, в том числе — Пенсионным 
фондом

  1. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):
  2. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):

4. Социально-педагогическое направление 
(работа осуществляется в контакте с органами 
образования, здравоохранения и правопорядка):

  1. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):
  2. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):
  3. Финансовое направление — оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):

8. Социально-экономическое направление:

9. Материальное направление (работа 
осуществляется в контакте с общественными 
организациями):

10. Социально-трудовое направление (работа 
осуществляется в контакте со службами 
занятости)

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Сущность и  содержание экономических методов  в социальной практике

Существуют два основных способа  государственного регулирования экономики:

  • централизованный, или законодательный, т.е. административно-директивный ;
  • децентрализованный, или косвенный, через воздействие на механизм рынка, т.е. предпринимательская деятельность регулируется посредством товарно-денежных отношений, свободной купли-продажи, цен, правил торговли, налогообложения и т.д.

Среди прямых и косвенных методов государственного регулирования можно выделить следующие  направления:

1. Государство является собственником и 
активным субъектом рынка.

2. Мероприятия по деэтатизации 
(разгосударствлению) государственной 
собственности.

3. Законодательная регламентация 
предпринимательства.

  1. Государственная поддержка малого бизнеса.
  2. Налоговая политика.
  3. Государственное регулирование цен.

7. Государственная регламентация учета и 
отчетности.

  1. Кадровая политика.
  2. Внешнеэкономическая, протекционистская и фритредерская политика.

10. Разработка государственных программ и 
прогнозов.

2. Основные методы социальной зашиты при 
переходе к рыночным отношениям

1 .Минимальный  потребительский бюджет

а) Абсолютный подход. Основан на понимании 
бедности как абсолютной категории. Уровень 
бедности определяется на основе прожиточного 
минимума. При этом подходе границы бедности 
(так же как и богатства) определяются экспертно, 
путем изучения уровня удовлетворения 
социальных потребностей семей разного типа и 
размера дохода.

б) Относительный подход. Бедность 
рассматривается как относительная категория. 
Бедными считаются семьи, доходы которых в 
значительной степени отстают от принятого в 
данном обществе стандарта благосостояния и не 
позволяют вести образ жизни, наиболее 
распространенный в обществе.

2) Вторая важнейшая функция минимального  бюджета — собственно функция  нормативной основы социальной  защиты. От минимального бюджета  зависят размеры законодательно  устанавливаемой минимальной зарплаты, а от нее, в свою очередь,  — размеры всех пенсий, пособий,  стипендий и прочих выплат, устанавливаемых  как процентное отношение к  размеру минимальной зарплаты.

3. «Потребительская корзинка» — набор 
предметов, входящих в состав минимального 
потребительского бюджета, — служит основой 
для регистрации индекса цен на товары и услуги, 
что, в свою очередь, является важнейшим 
элементом формирования системы социальной 
поддержки населения.

СОДЕРЖАНИЕ        И        ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ       С       РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ

1. Сущность и содержание социальной 
профилактики

термин «профилактика» обычно ассоциируется  с запланированным предупреждением  какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных  вызвать те или иные нежелательные  последствия. Под профилактикой  подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые  действия, направленные на:

— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

'■— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

2. Основные профилактические методы, 
применяемые в практике социальной работы 
Социальному работнику необходимо знать 
существующие методы профилактической 
работы, уметь эффективно использовать 
накопленный опыт для решения практических 
задач.

Во-первых, негативные тенденции, как  правило, имеют прежде всего социально-экономический  характер

Во-вторых, формулировка конкретных целей  профилактической работы может вестись  только на основе учета специфики  конкретной ситуации.

В-третьих, подбор адекватных средств  для 
оптимизации социального        состояния

(самочувствия) клиента может вестись  только на основе тщательно  конкретизированной цели работы.

Консультирование , беседа, метод коррекции

Понятие социальной экспертизы

Под      экспертизой      принято      понимать 
исследование какого-либо вопроса, требующего 
специальных     знаний,     с     представлением 
мотивированного заключения. 
4 функции социальной экспертизы: 
диагностическая функция —

освидетельствование состояния социального  объекта в момент исследования; информационно-контрольная  функция — исследование информации о социальном объекте и его  окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие  коррективы, если информация содержит искажения;

прогностическая функция — выявление  возможных состояний социального  объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев  достижения объектом этих состояний;

проектировочная функция — выработка  рекомендаций по тематике экспертирования  социального объекта для социального  проектирования и принятия управленческих решении.

 

Организационные модели социальной экспертизы

Модель I: «Рецензия». Рецензирование в организационном отношении  — наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая:

* заказ на рецензию лицу (организации^ выступающему в качестве эксперта;

предоставление  эксперту материалов, подлежащих рецензированию;

• принятие итогового документа — рецензии и соответствующие действия

Модель 2: «Мониторинг». Эта модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе. Модель 3: «Проект». Эта модель экспертного исследования используется при решении группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает  инструментальное  значение  как  основа проектирования желаемых

общественных состояний и тенденций.

Социальные инновации: особенности, структуры, типы

Понятие «социальная инновация» можно  определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление  в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения. По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.

По масштабу использования различают 
единичные социальные инновации,

осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.

Технологии социального  прогнозирования

Технологии  социального прогнозирования (от 
греч. prognosis — предвидение, предсказание) — 
незаменимый инструментарий социального 
предвидения, исследования и разрешения 
социальных проблем современного мира. 
В настоящее время насчитывается около 150 
различных методов и процедур прогнозирования. 
Их разделяют на три основные группы: 
общенаучные, интернаучные, частнонаучные, — 
основу которых составляют как практические, 
так и теоретические данные. 
Информационный аспект в технологиях 
социального прогнозирования занимает особое 
место — это совокупность знаний, сведений, 
данных и сообщений, которые формируются и 
воспроизводятся в обществе и используются 
индивидами, группами, организациями, 
классами, различными социальными

институтами для регулирования  социального взаимодействия, общественных отношений между человеком, обществом  и природой.

Моделирование социальных отношений  и структур

В социальном прогнозировании все большее  распространение получает метод  прогнозного моделирования социальных процессов. Все количественные технологии, использующиеся в прогнозировании, по существу являются методами моделирования (от лат. modulus — мера, норма; от франц. modele — образец, прообраз) — одной из основных категории теории познания, многопланового метода, предполагающего исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем.

Моделирование как технология социального 
прогнозирования - это исследование объектов 
различной природы на их аналогах (моделях) на 
уровне структур, функций и результатов. 
Цель моделирования — воспроизвести данные, 
оценивающие натуральные нагрузки, ход работы 
объекта, а также исследовать его внутренние 
процессы. Моделирование —

многофункциональное исследование,

применяющееся для определения  или уточнения характеристик  существующих или вновь конструируемых объектов.

 

Метод групповой работы

Социальная работа с группой  — метод, который используется с  целью оказания человеку помощи посредством  передачи группового опыта для развития его физических и духовных сил. формирования социального поведения

 

В рамках теории поля группа рассматривается  как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление  ее движения, способствуя или препятствуя  ему. Теория социального обмена представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая  пожертвовать чем-то взамен. Хотя все  теории групп в той или иной степени опираются на понятие  «система», некоторые теоретики  уделяют ему особое внимание, в  связи с чем возникла теория социальных систем. Под методом групповой  работы будем понимать совместную Деятельность людей, которые, работая в группах  по 2—10 человек над определенными  задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают  нормы взаимодействия. Группа, как  и индивид, проходит несколько стадий развития. В литературе описан ряд  процедур коллективного поиска решений. Алгоритм решения организационных  проблем включает два этапа:

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"