Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 09:58, шпаргалка
1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
5. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ
6. АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В CP И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);
обеспечение нормального развития членов
группы, особенно в критические периоды роста;
утверждение личности;
воспитание чувства
Трудовая терапия
Терапия самовоспитания.
Дискуссионная терапия
является основным методом социального
работника и используется регулярно
с различными клиентами. Социотералия
- воздействие на социальное окружение
клиента с помощью
Глава VIII
МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Сущность научных методов и их роль в
практике социальной работы
Социальная работа как
система научных знаний
состоит из двух основных разделов: ,
1) теоретико-
даментального, в котором изучается
методология, рассматриваются закономерности,
принципы, категориальный аппарат,
2) прикладного, социально-практического,
управленческого приложения теоретического
и
эмпирического знания к решению практических
социальных задач.
Технология социальной работы
как отрасль социальных технологий
и система знаний опирается на
теоретические положения
Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и
применения
знаний, выработанных в науках, изучающих
различные аспекты жизнедеятельности
человека
и социальной практики;
2) как определенное конкретное
действие,
способствующее качественному изменению
существующего объекта (субъекта).
Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов:
1) целью и характером задач, решаемых
в ходе
исследования;
2) наличием материально-технической
и
источниковедческой базы, на основании
которой
ведется исследование;
3) состоянием знаний по той или
иной проблеме,
квалификацией и опытом исследователя
или
практического работника.
2. Классификация социальных методов
Можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и
методологической
позиций субъекта
в различных видах
метод восхождения от простого к сложному единство качественного и количественного анализа
генетический метод конкретно-
системно-структурный или структурно-функциональный метод
3.Частные специальные
научные методы — это
Глава IX
ОРГАНИЗАЦИОННО-
1. Сущность управления в социальной
работе
Управление в рамках отдельной организации
представляет собой совокупность следующих
процессов:
формулирование социальной политики и ранжирование се в виде оперативных целей; разработка программы и руководство ее реализацией:
организация финансирования и обеспечения
материальными и кадровыми ресурсами,
руководство деятельностью по налаживанию
взаимодействия между другими организациями
(по вертикали и по горизонтали);
организация и контроль за работой кадров;
выполнение представительских функций и связь
с общественностью;
просвещение, обучение и воспитание;
оценка и внедрение инноваций с целью
повышения эффективности работы.
2. Характеристика основных методов
управления
Система управления предполагает:
механизм управления — цели, средства, методы,
функции, принципы,
структуру управления - кадры,
технику
управления, организационно-
структуру;
процесс управления — органы управления, технологию, материальную часть органов управления,
рационализацию системы
управления — внедрение достижений
науки в управление, обновление кадров,
совершенствование
Регламентирующие методы — это жесткий тип воздействия.
Организационные методы. Применяются при необходимости создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.
Инструктирование — процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.
Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины.
Психологические методы
1. Сущность и значение психологии
в
социальной практике
Основная задача, которую ставит перед собой психология, — это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты:
— тест — тест-опросник, тест-задание, проективный тест;
— моделирование — математическое, логическое, техническое, кибернетическое;
— - эксперимент — естественный, лабораторный.
2. Характеристика и специфика
применения
психологических методов в социальной
работе
Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:
— психологическое консультирование — психопрофилактическая работа
Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.
Первый тип. Решение социальных задач. 2этических Третий тип. Нравственные задачи. Четвертый тип Собственно психологические задачи,
Можно выделить следующие основные методы саморазвития человека, его психики:
I. Методы аутогенных тренировок. 2. Медитация 3. Гипноз и самогипноз
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Роль педагогики в развитии общества
2. Система педагогических методов
в
практике социальной работы
Для процесса обучения взрослых применяется термин «андрогогика»,
1. Основная ответственность
за обучение лежит
на самом обучаемом.
Все методы воспитания можно подразделить на две категории:
1) методы, оценивающие и
стимулирующие деятельность
2) методы, побуждающие
и формирующие определенную
деятельность, сознание личности. Сюда
относятся убеждение и
Метод побуждения. Метод поощрения. Метод порицания.
ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ и ПОСРЕДНИЧЕСТВА
1. Консультирование как метод
социальной
помощи
Консультирование как
технологический способ решения
социальных задач — это процедура,
часто используемая в социальной
работе, в медицинской, юридической
практике специалистами разных направлений
с целью ориентации граждан, отдельных
лиц, семей, групп, общин путем советов,
указания на альтернативные формы оказания
помощи, в определении целей и
обеспечении необходимой
В практике социальной работы
встречаются и широко используются
несколько типов
— общее консультирование клиентов специалистами социальной работы.
По форме различают групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию — конкретное и программное.
2. Процесс консультирования »
Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов: Целесообразность и целеустремленность. Добровольность и ненавязчивость. Методическая грамотность и компетентность. Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника.
3. Методика посреднической деятельности
Организационно в
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
1. Проблемы пожилых людей
По оценкам специалистов,
положение пожилых
людей в Российской Федерации характеризуется
тремя основными особенностями: 1)
неудовлетворительным состоянием
здоровья
данной категории граждан; 2) их
малообеспеченностью и 3) одиночеством.
2. Формы и методы работы с пожилыми
.
людьми
1) социальной помощи на дому; 2) временного дневного пребывания; 3) срочной социальной помощи.
Основными задачами и функциями центров являются:
— привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы;
— предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;
— обеспечение постоянного и
комплексного
социально-бытового
нетрудоспособных пожилых людей,
— оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра.
Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"