Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 09:58, шпаргалка

Описание работы

1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
5. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ
6. АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В CP И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Файлы: 1 файл

ответы по тср.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);

обеспечение   нормального   развития   членов

группы, особенно в критические  периоды роста;

утверждение личности;

воспитание чувства гражданственности.

Трудовая терапия

Терапия самовоспитания.

Дискуссионная   терапия   является   основным методом социального  работника и используется регулярно  с различными клиентами. Социотералия  -  воздействие  на социальное окружение  клиента с помощью государственных  и общественных организаций. Музыкотералия  — один из старейших методов воздействия  на  психику  человека,  который  может использоваться и в лечебных целях. Арттерапия — лечение искусством. Цветотерапия. Библиотерапия. Имаготерапия — использование в целях терапии  игры образами.

 

Глава VIII

МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Сущность научных методов  и их роль в

практике социальной работы

Социальная работа как  система научных знаний 
состоит из двух основных разделов: ,

1) теоретико-методологического, фун- 
даментального, в котором изучается 
методология, рассматриваются закономерности, 
принципы, категориальный аппарат,

2) прикладного, социально-практического, 
управленческого приложения теоретического и 
эмпирического знания к решению практических 
социальных задач.

Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и  эмпирический материал

Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:

1) как способ, путь познания и применения 
знаний, выработанных в науках, изучающих 
различные аспекты жизнедеятельности человека 
и социальной практики;

2) как определенное конкретное действие, 
способствующее качественному изменению 
существующего объекта (субъекта).

Роль того или иного  метода в каждом случае обусловливается  рядом факторов:

1) целью и характером задач, решаемых в ходе 
исследования;

2) наличием материально-технической и 
источниковедческой базы, на основании которой 
ведется исследование;

3) состоянием знаний по той или иной проблеме, 
квалификацией и опытом исследователя или 
практического работника.

 

2. Классификация социальных  методов

Можно   выделить   всеобщие   (философские) методы,   общенаучные   методы   и   частные специальные научные  методы. Всеобщий, или философский  метод понимается как      единство      мировоззренческой      и

методологической     позиций     субъекта     в различных видах деятельности. Одним   из   основных   методов   социального познания       является       всеобщий       метод] материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления    фактов,   событий    и    явлений основывается    на   отражении    в    сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. 2. Общенаучные методы применяются во многих областях  деятельности,   в  том   числе   и   в социальной работе. Среди них следует выделить: метод научной абстракции метод анализа и синтеза метод индукции и дедукции метод единство общего и особенного исторический метод.

метод восхождения от простого к сложному единство   качественного   и   количественного анализа

генетический метод конкретно-социологический  метод методы формализации метод  аналогии

системно-структурный или  структурно-функциональный метод

3.Частные специальные  научные методы — это специфические  способы познания и преобразования  отдельных областей реального  мира, присущие той или иной  конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.

Глава IX

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Сущность управления в социальной работе 
Управление в рамках отдельной организации 
представляет собой совокупность следующих 
процессов:

формулирование    социальной    политики    и ранжирование се в виде оперативных целей; разработка    программы    и    руководство   ее реализацией:

организация   финансирования   и   обеспечения

материальными и кадровыми  ресурсами,

руководство деятельностью  по  налаживанию

взаимодействия между  другими организациями

(по вертикали и по  горизонтали);

организация и контроль за работой кадров;

выполнение представительских  функций и связь

с общественностью;

просвещение, обучение и воспитание;

оценка   и   внедрение   инноваций   с   целью

повышения эффективности  работы.

2. Характеристика основных методов 
управления

Система управления предполагает:

механизм управления —  цели, средства, методы,

функции, принципы,

структуру управления - кадры, технику 
управления, организационно-штабную

структуру;

процесс управления — органы управления, технологию, материальную часть органов управления,

рационализацию системы  управления — внедрение достижений науки в управление, обновление кадров, совершенствование хозяйственной  системы управления. Если в качестве критерия или основания классификации  взять функцию, которую выполняют  способы административного воздействия  в реальном управлении, то можно  выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

Регламентирующие методы — это жесткий тип воздействия.

Организационные методы. Применяются  при необходимости создания той  или иной социальной системы, при  проектировании организационной структуры  предприятия, учреждения.

Инструктирование — процесс  наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с  помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права  работников.

Распорядительные (административные) методы используются для коррекции  системы и оперативного уточнения  задач управления, для совершенствования  организации и направлены на решение  конкретных задач. Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо  без соответствующего порядка и  правил дисциплины.

 

Психологические методы

1. Сущность и значение психологии в 
социальной практике

Основная задача, которую  ставит перед собой психология, —  это помочь человеку сделать жизнь  более осмысленной, значимой, развить  жизненные силы, оказывать помощь и Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты:

  • наблюдение — внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное;
  • опрос — устный, письменный, свободный, стандартизированный;

— тест — тест-опросник, тест-задание, проективный тест;

— моделирование — математическое, логическое, техническое, кибернетическое;

— - эксперимент — естественный, лабораторный.

2. Характеристика и специфика применения 
психологических методов в социальной 
работе

Социальная помощь населению  оказывается по тем же направлениям практической психологии:

  • сообщение клиенту объективной информации
  • психологическая коррекция

— психологическое консультирование — психопрофилактическая работа

Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие  на психику клиента с целью  ее восстановления или трансформации. Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.

Первый   тип.   Решение   социальных   задач. 2этических  Третий тип. Нравственные задачи. Четвертый  тип   Собственно  психологические  задачи,

Можно выделить следующие  основные методы саморазвития человека, его психики:

I.     Методы аутогенных  тренировок. 2. Медитация 3. Гипноз  и самогипноз

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ        МЕТОДЫ ВСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Роль педагогики в развитии общества

2. Система педагогических методов в 
практике социальной работы

Для процесса обучения взрослых применяется термин «андрогогика»,

1. Основная ответственность за обучение лежит 
на самом обучаемом.

  1. Личные и профессиональные потребности стимулируют у специалиста желание повышать свою квалификацию.
  2. Следует применять разнообразные формы непрерывного образования:
  3. Необходимы новые формы признания и поощрения,

 

  1. Творческий активный подход преподавателя к образовательному процессу,
  2. Система образования для взрослых опирается на важнейший принцип: образование по потребности, выступающее основным стимулом к социальному развитию индивида.

Все методы воспитания можно  подразделить на две категории:

1) методы, оценивающие и  стимулирующие деятельность личности. К ним относятся поощрения  и порицания;

2)   методы,   побуждающие   и   формирующие определенную  деятельность, сознание личности. Сюда  относятся убеждение и побуждение. Метод убеждения..

Метод побуждения. Метод поощрения. Метод порицания.

 

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ и ПОСРЕДНИЧЕСТВА

1. Консультирование как метод социальной 
помощи

Консультирование как  технологический способ решения  социальных задач — это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической  практике специалистами разных направлений  с целью ориентации граждан, отдельных  лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и  обеспечении необходимой информацией.

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:

— общее      консультирование      клиентов специалистами социальной работы.

  • специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений.
  • обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения.
  • договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

По форме различают  групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию — конкретное и программное.

2. Процесс консультирования »

Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов: Целесообразность и целеустремленность. Добровольность и ненавязчивость. Методическая грамотность и компетентность. Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального  работника.

3. Методика посреднической деятельности

Организационно в посреднической деятельности социального работника  можно выделить три этапа:

  1. определение   проблемы   клиента,   оценка возможностей ее решения;
  2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;
  3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

1. Проблемы пожилых людей

По оценкам специалистов, положение пожилых 
людей в Российской Федерации характеризуется 
тремя основными особенностями: 1) 
неудовлетворительным состоянием здоровья 
данной категории граждан; 2) их

малообеспеченностью и 3) одиночеством.

2. Формы и методы работы с пожилыми . 
людьми

1) социальной помощи на дому; 2) временного дневного пребывания; 3) срочной социальной помощи.

Основными задачами и функциями  центров являются:

  • выявление  престарелых,  нуждающихся  в социальной поддержке;
  • определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

— привлечение      государственных      и общественных   организаций   для   совместной работы;

— предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;

— обеспечение постоянного и комплексного 
социально-бытового обслуживания 
нетрудоспособных пожилых людей,

  • предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра;
  • оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продуктами и предметами санитарно-бытового назначения, медикаментами, услугами здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.;
  • организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера;

— оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"