Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:53, реферат
Цель исследования: проанализировать современное состояние плодоовощной отрасли.
Предмет исследования: развитие современного рынка плодоовощной продукции.
Объект исследования: плодоовощная продукция.
Задачи исследования:
- определить проблемы современного рынка плодовоовощной продукции в Краснодарском крае;
- изучить состояние и перспективы развития рынка плодовоовощных товаров;
- рассмотреть региональную структуру производства плодовоовощной продукции в Краснодарском крае.
Сегодня спрос постоянно увеличивается, потребитель становится все более взыскательным, он требует качественного товара, больше уделяя внимание внешнему виду, упаковке и вкусовым качествам. В последнее время мы можем наблюдать положительные изменения в торговле овощами. Кубанский рынок плодоовощной продукции, в отличие от западного, в силу исторических, а также климатических факторов имеет свои особенности. Производство овощей зависит от погодных условий, объемов выращивания, условий хранения и качества послеуборочной доработки продукции.
Отечественного потребителя отличают от европейского не только объемы потребления. Основными овощами, которые пользуются популярностью, является так называемый «борщевой набор», другие овощи покупаются намного меньше. Кроме того, закупку овощной продукции в основном осуществляют жители городов, потребители со средним и высоким уровнем доходов. Сельские жители большую часть плодовоовощной продукции, как правило, выращивают самостоятельно.
В последнее время мы наблюдаем, стремительное развитие розничных сетей почти по всей территории Кубани, что, в свою очередь, создает новые возможности для производителей в плане увеличения каналов реализации и расширения ассортимента. К сожалению, на сегодня ассортимент овощей и фруктов, которые выращиваются местными производителями, небольшой. Большинство отдает предпочтение выращиванию стандартного набора овощей и его оптовой реализации. Большие же объемы продукции супермаркеты купить не в состоянии, при отсутствии возможностей хранения. Но стремительные тенденции развития розничной торговли могут в ближайшее время привести к уменьшению части рынков. Торговля плодовоовощной продукции будет постепенно перемещаться в гипер- и супермаркеты, и именно они станут стратегическими партнерами производителя наряду с оптовыми компаниями, которые будут обеспечивать первых плодовоовощной продукцией. Сейчас в розничных сетях супермаркетов нет бывших пустых овощных прилавков, но это означает, что все проблемы решены. Большие торговые предприятия самостоятельно ищут пути к нормальной цивилизованной плодовоовощной торговле. Супермаркеты все чаше пользуются предложениями, которые поступают от самих производителей овощной продукции. Работа с ними ведется на договорной основе. Если возникают перебои со снабжением или удовлетворяется качество товара, приходится использовать возможности местных оптовых рынков и перекупщиков, но проблемы бесперебойного снабжения овощами на протяжении года остаются.
Продажа овощей и фруктов
в последние десятилетия
В новых
экономических условиях
По итогам
последних лет рынок овощной
продукции, включая картофель,
в Краснодарском крае
Рисунок1.1 - Структура рынка овощей Краснодарского края, %
Краснодарский край также является одним из наиболее крупных производителей плодово-ягодной продукции. Валовой сбор плодов составляет около 70% от производимой продукции в ЮФО. Кроме того, природно-климатические условия края дают возможность производства столовых и технических сортов винограда, что делает регион ведущим в промышленном виноградарстве России.
Рынок плодов и винограда остается одним из устойчиво развивающихся. Относительно высокий уровень платежеспособности местного населения позволяют ежегодно увеличивать объемы потребления фруктов.
Вместе
с динамичным и неоднозначным
развитием самого рынка овощей
и фруктов, в Краснодарском
крае отмечаются значительные
колебания в ценовой политике
рынка. К примеру, ежегодный
рост цен по различным
Еще одной
особенностью краевого рынка
овощей и фруктов является
значительная доля импортной
продукции, наиболее крупные
Рисунок 1.2. - Структура краевого рынка овощей, %
Благодаря активно ведущейся
политике со стороны властей, направленной
на повышение качественных и количественных
показателей в растениеводстве,
на территории Краснодарского края планируется
увеличение собственного производства.
Развитие отрасли садоводство
В то
же время в регионе остро
стоит проблема нехватки
АПК Краснодарского края принадлежит важная роль в снабжении населения продуктами питания, имеющими высокую биологическую ценность, содержащими ряд необходимых компонентов, минеральных веществ и витаминов.
Краснодарский край является одним из наиболее крупных производителей плодово-ягодной продукции. Общая площадь садов в коллективных сельхозпредприятиях края составляет 16% от всех насаждений России. Так, площадь плодово-ягодных насаждений на территории края в 2010 г. составляет 45,3 тыс. га. Валовой сбор плодов составляет более 40% от российского объема и около 70% от производимой продукции в Южном Федеральном округе.
Одним из факторов, оказывающих влияние на темпы роста объёмов рынка фруктов является переход на новые системы садоводства. Для повышения эффективности использования территорий, а также ускорения возврата вложенных средств, в последнее время всё чаще применяются высокоинтенсивные типы садов. Сроки вступления в плодоношение в садах интенсивного типа заметно короче, чем в экстенсивных садах, урожайность – выше, следовательно, сроки окупаемости вложенных в создание интенсивного сада средств заметно короче, нежели при использовании старых технологий. Целесообразность применения интенсивного типа посадок очевидна.
Однако интенсивное
Всего же в 2010 г. в Краснодарском крае валовые сборы плодов и ягод составили порядка 215 тыс. тонн. Однако, как и в целом по России, по данным службы государственной статистики, в 2010 г. валовые показатели урожая были ниже 2009 г., а рекордный урожай 2008 г. на уровне 256 тыс. т плодов и ягод так и не удалось повторить. Говорить об урожае 2013 г. пока еще рано.
Рисунок 1.3. – Динамика валовых сборов плодово-ягодных культур в Краснодарском крае, тыс. тонн
Однако, несмотря на колебания в сельскохозяйственном секторе, рынок плодов остается одним из устойчиво развивающихся. Относительно высокий уровень платежеспособности местного населения позволяют ежегодно увеличивать объемы потребления фруктов.
Реализацией плодово-ягодной продукции, в отличие от овощной, занимаются в большей степени сельскохозяйственные организации. Всего по итогам 2010 г. на территории края ими было реализовано немногим порядка 150 тыс. т плодов и ягод, что в стоимостном выражении составило 2 500 млн. руб.
Основная доля всей реализуемой
продукции в натуральном
Рисунок 1.4.– Структура реализации плодово-ягодных культур, %
Если же говорить о географии продаж плодово-ягодных культур, то основная доля зафиксированных сделок осуществляется в Славянском и Динском районах, располагающихся в близи столицы, а также непосредственно г. Краснодар. Всего по итогам 2010 г. объемы реализации здесь превысили 75 тыс. т в натуральном выражении или 1 470 млн руб. в стоимостном выражении.
Рисунок 1.5.– Структура реализации плодово-ягодных культур по районам
В плодах и овощах содержатся балластные вещества: клетчатка, гемицеллюлозы и т.п., которые вместе с пектиновыми веществами образуют растительные пищевые волокна и способствуют выведению из организма человека вредных веществ, в том числе радионуклидов. Витаминную ценность плодоовощных товаров связывают прежде всего с витамином С, так как свежие плоды и овощи, а также продукты их переработки, к которым можно отнести и соки, служат для человека единственным источником аскорбиновой кислоты. Этот витамин отсутствует в зерномучных, мясных и рыбных товарах. Небольшое количество витамина С есть в молоке и некоторых продуктах его переработки, а также в обогащенных продуктах. Однако большого значения молочные продукты для удовлетворения потребности в витамине С не имеют. Содержание витамина С в плодах и овощах, а также продуктах переработки находятся в пределах от 5 до 1200 мг%. Наиболее богаты витаминов С шиповник свежий и сухой, черная смородина, овощной перец (от 200 до 1200 мг%). Средним содержанием витамина С (от 40 до 150 мг%) отличаются цитрусовые плоды, земляника, киви, капустные, салатно-шпинатные овощи, низким — остальные виды. При переработки плодов и овощей, особенно при традиционных способах сушки и консервирования, витамин С в значительной мере разрушается. Замораживание, квашение, сублимационная сушка способствуют лучшему сохранению витамина С. Вторым по значимости в питании является витамин Р, которого содержится больше в плодах, особенно богатых витамином С и имеющих вяжущий вкус или красную окраску. Овощи по сравнению с плодами беднее витамином Р. Исключение составляет овощной перец, отличающийся высоким содержанием витаминов С и Р. Среди плодов высоким содержанием витамина Р выделяется черная смородина. Фолиевой кислотой богаты листовые овощи и земляника, особенно лесная. Кроме этих витаминов, многие плоды и овощи являются важным источником витаминоподобных веществ, бетта-каротин, инозит, тартановая кислота. Бетта-каротин — провитамин А содержится в значительных количествах в желто- или оранжевоокрашенных плодах и овощах (облепихе, абрикосах, персиках, моркови, тыкве, кабачках) и меньше в зеленых листовых овощах (петрушке, сельдерее, салате).
Витаминная ценность свежих плодов и овощей выше, чем переработанных, так как витамины при переработке разрушаются, особенно при стерилизации и сушке. Минеральная ценность свежих и переработанных плодов и овощей примерно одинакова. Лишь у квашеных овощей минеральный состав сильно изменяется за счет осмоса поваренной соли, в результате чего увеличивается содержание натрия, хлора и в небольшом количестве калия, магния и кальция. Важнейшим элементом минерального состава большинства плодоовощных товаров является калий (примерно 50%), за ним следует магний, натрий, кальций, железо. Железом богаты абрикосы, персики, виноград, яблоки, белые грибы. Из других элементов в плодах и овощах содержатся сера, бор, марганец, йод (его много содержит фейхоа). Общее количество элементов в плодоовощных товарах превышает 60. Зам счет потребления плодоовощных товаров в пределах физиологических норм удовлетворяется до 50% суточной потребности человека в калии и до 30% в магнии.
Основные районы садоводства
расположены в западной и южной
части Азово-Кубанской
Субтропики края по своему
географическому положению
Урожайность мандаринов в отдельные годы достигала 200—350 ц/га. Но часто повторяющиеся холодные зимы привели к необходимости выращивать только карликовые сорта. Возделывают мандарины в Адлерском, Хостинском и Лазаревском районах на узкой (от 3 до 7 км) прибрежной полосе.
Информация о работе Современное состояние плодоовощной отрасли