Современное состояние плодоовощной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Цель исследования: проанализировать современное состояние плодоовощной отрасли.
Предмет исследования: развитие современного рынка плодоовощной продукции.
Объект исследования: плодоовощная продукция.
Задачи исследования:
- определить проблемы современного рынка плодовоовощной продукции в Краснодарском крае;
- изучить состояние и перспективы развития рынка плодовоовощных товаров;
- рассмотреть региональную структуру производства плодовоовощной продукции в Краснодарском крае.

Файлы: 1 файл

Современное состояние плодоовощной отрасли.docx

— 321.44 Кб (Скачать файл)

Современное состояние  плодоовощной отрасли

Цель исследования: проанализировать современное состояние плодоовощной отрасли.

Предмет исследования: развитие современного рынка плодоовощной продукции.

Объект исследования: плодоовощная продукция.

Задачи исследования:

- определить проблемы  современного рынка плодовоовощной  продукции в Краснодарском крае;

- изучить состояние и перспективы развития рынка плодовоовощных товаров;

- рассмотреть региональную структуру производства плодовоовощной продукции в Краснодарском крае.

  1. Введение

   Краснодарский край, являющийся самым южным регионом России, расположен на крайнем юго-западе страны. Площадь региона – 75,5 тыс. кв. км.

В состав Краснодарского края входят 38 районов, 15 городов краевого и 11 районного подчинения, 12 посёлков городского типа, 399 сельских административных округов, объединяющих более 1,7 тыс. сельских населённых пунктов.

По данным Росстата за 2013 год, население Краснодарского края составляет 5,3 млн. человек (3,6% населения  России). Край занимает 3-е место среди  регионов РФ по числу жителей. Экономически активное население составляет 50% от общей численности населения края.

Динамичное развитие агропромышленного  комплекса Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны: край обладает богатейшими ресурсами  сельскохозяйственных земель, в том  числе чернозёмами, площадь которых  превышает 4,8 тыс. га (это более 4% российских и около 2% мировых запасов). Край занимает первое место среди субъектов  РФ по объёму производства зерна, сахарной свёклы, плодов и ягод, второе – по производству семян подсолнечника  и мёда. Краснодарский край находится  на втором месте среди субъектов  РФ по производству яиц, мяса скота  и птицы (в живом весе), на третьем  – по производству молока, овощей.

В Краснодарском крае производится более трети российских объемов  производства сахара-песка, масла растительного, плодоовощных консервов, около 40% —  фруктовых концентрированных соков, 100% — мясных консервов детского питания, по 6% — твердых сыров, мяса и субпродуктов, консервированных молочных продуктов. В отрасли функционируют  свыше 1000 предприятий.

В консервной промышленности наиболее крупными производителями  плодоовощных консервов являются ООО  «Интерагросистемы», г. Белореченск, ОАО «Славянский консервный завод», г. Славянск, ОАО «Крымский консервный комбинат», г. Крымск.

Основными предпосылками  развития АПК в крае являются его агроклиматические ресурсы, разнообразие почвенного покрова, преимущественно равнинный характер территории, наличие трудовых ресурсов, возможности технического оснащения сельского хозяйства. Научная база, созданная за последние десятилетия, позволила поднять АПК на достаточно высокий уровень. Ученые вывели много новых высокоурожайных сортов растений. В настоящее время край занимает ведущее место по производству многих видов сельскохозяйственной продукции. Так, 75% всего выращиваемого в России риса приходится на долю края. По винограду, фабричной сахарной свекле доля Кубани составляет 55 и 23% соответственно. Значительное место в агропромышленном комплексе края занимают крестьянские (фермерские) хозяйства, их более 23 тысяч. Разработана и осуществляется программа их развития, предусматривающая финансовую поддержку, помощь в обустройстве фермерских усадеб дорогами, в обеспечении их электроэнергией, водоснабжением и связью.

Высокая биологическая ценность, приятный вкус, аппетитный аромат делают плоды и овощи обязательной составной  частью ежедневного рациона человека. Необходимые биологически активные вещества содержатся в плодах и овощах в легкоусвояемой форме, а употребление в сыром виде делает возможным  практически полностью использовать содержащиеся в них витамины, микроэлементы. Изучение ассортимента рынка плодоовощных товаров имеет большую значимость. Человек должен знать, какой товар  он потребляет, также изучение рынка  плодоовощных культур помогает человека узнать, какие товары появились на рынке и в чем их особенности. Особенностью этой группы товаров растительного  происхождения является то, что они  после выращивания, уборки и минимальной  товарной обработки могут быть использованы в пищу в свежем виде, а также  после переработки: замораживания, сушки, квашения или соления. При  этом свежие плоды и овощи являются живыми биологическими организмами  с уникальной, неизменной ферментативной системой, иммунными свойствами, обеспечивающие, с одной стороны, длительную сохранность  отдельных видов и сортов, с  другой стороны, оказывающие физическое активное воздействие на организм человека.

  1. Проблемы современного рынка плодовоовощной продукции в Краснодарском крае.

Экономическая эффективность  овощеводства и плодоводства в значительной мере зависит от эффективности организации путей реализации плодов и овощей, определение оптимальной цены и умении ориентироваться и учитывать основные тенденции на рынке.

Произошедшие в стране социально-экономические преобразования разрушили в Краснодарском крае существовавшую ранее систему централизованной организации производства и распределения плодоовощной продукции. Крупнотоварное, по своей природе экономически эффективное сельскохозяйственное производство овощей и фруктов в новых условиях стало терять свой экономический потенциал. Контрастное расслоение населения по уровню доходов привело в последние годы к тому, что объективно существующее изобилие плодов и овощей приблизило и потребительский уровень наиболее обеспеченных покупателей, особенно в крупных городах, к западной продукции. В то же время основная часть российских граждан вынуждена отказывать себе в природных витаминах вследствие своей низкой платежеспособности. Потребление овощной продукции в 2012 г. составило в Краснодарском крае 86 кг на душу населения, что в два раза ниже медицинских норм.

Недостаток качественных овощей на внутреннем рынке восполняется поставками по импорту, объёмы которого ежегодно растут. Прирост объемов  производства отмечается по всем основным ассортиментным группам: по овощным - на 9 %, томатным - на 34 %, фруктовым —  на 9 %. Одновременно наблюдается значительный спад (почти на 25 %) производства быстрозамороженной плодоовощной продукции. В целом  прирост производства плодоовощных консервов по-прежнему обеспечивается за счет фруктовой группы и, в частности, соков и нектаров. На долю фруктовых  консервов приходится 78 % общего объема, на долю фруктовых соков и нектаров - 76 %. Ассортимент соков, вырабатываемых на основе отечественного сельскохозяйственного  сырья, весьма ограничен и не удовлетворяет  потребности населения. Развитие собственной  сырьевой базы остается узким местом в развитии соковой индустрии  и требует значительных капиталовложений в развитие садоводства, овощеводства и первичной переработки. Сегодня, по расчетам специалистов, только 20 % валового сбора плодов и ягод используется на промышленную переработку. В немалой  степени это связано с тем, что более 80 % плодов и ягод выращивается в хозяйствах населения. В группе томатных консервов рост объемов  производства обеспечивается за счет томатного сока и томатных соусов (кетчупов), которые также вырабатываются на основе импортных концентрированных  томатопродуктов. В овощной группе консервов увеличение объемов производства обеспечено за счет консервов из зеленого горошка, сахарной кукурузы, фасоли, грибов, икры из кабачков и баклажанов, маринованных и консервированных огурцов и томатов.

В отрасли последовательно  проводится политика импортозамещения за счет увеличения выработки и организации нового производства продукции, востребованной на российском рынке. С участием иностранных и частных отечественных инвестиций активно осуществляются строительство новых и модернизация действующих предприятий по производству плодоовощных консервов, быстрозамороженной продукции, продуктов из картофеля, сухого картофельного пюре.

В последнее время в  плодоовощной промышленности отмечается тенденция укрупнения существующих российских производителей. Это связано  с тем, что крупные торговые сети более охотно продают раскрученные бренды и предпочитают заключать  договоры с крупными производителями  или холдингами. Мелким производителям не под силу выдержать необходимые  объемы поставок и прочие требования крупных сетевиков. Налаживание связей с современными видами розничных сетей (супер- и гипермаркетами) для поставщиков представляет определенные трудности.

Плодоовощеконсервное производство - одна из важнейших отраслей АПК страны, которая обеспечивает равномерное потребление плодоовощной продукции в течение года, улучшает снабжение продуктами питания население страны. Объем производства плодоовощной продукции определяется потребительским спросом, который, в свою очередь, формируется под воздействием предложения консервной продукции на рынке. Исходя из нормативов, среднее потребление продукции в свежем виде на душу населения должно составлять 80 %, а в переработанном виде - 20 %. В США этот показатель составляет 50 %, а в ряде европейских стран превышает 80%. На практике же увеличение предложения в одной форме продукта изменяет потребность в другом виде того же продукта. Увеличение потребления овощей в свежем виде значительно уменьшает потребность в плодоовощной продукции в консервированном виде. Так как плодоовощная продукция - скоропортящийся товар, потребление ее в свежем виде в течение длительного срока, а также доставка ее к месту сбыта - не простая проблема, поэтому требуется ее быстрая и качественная переработка. С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий по переработке овощной продукции, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных точек, хотя часто они не получают ожидаемую прибыль в силу неналаженности каналов реализации. Вместе с тем уровень переработки вторичных сырьевых ресурсов и внедрение малоотходных и безотходных технологий в плодоовощном комплексе становятся недостаточными. Промышленная переработка плодов и овощей сельских товаропроизводителей находится на низком технологическом уровне.

Сложившаяся система и  состояние заготовки, хранения, транспортировки  и реализации плодоовощной продукции  не отвечают современным требованиям  потребительского рынка. Выпускаемая  продукция должна выдерживать жесткую  конкуренцию, правила которой диктует  мировой рынок. Неудовлетворительное хранение и транспортировка ведут  к утрате природных достоинств свежей продукции, а потери превышают 40 % объема ее среднегодового производства. Производство плодоовощной продукции с каждым годом только увеличивается, а качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего, да и несвоевременность переработки овощной продукции приводит к очень большим потерям на пути от производителя до потребителя. К сожалению, в виду особенностей продукции, теряются их товарные характеристики.

  1. Состояние и перспективы развития рынка плодовоовощных товаров.

Экономическая эффективность  плодоовощеводства в значительной мере зависит от эффективности организации путей реализации плодов и овощей, определения оптимальной цены и умения ориентироваться и учитывать основные тенденции на рынке. Сегодня большинство местных овощеводов имеют ограниченные знания и навыки, которые бы позволяли им эффективно использовать систему маркетинга. В условиях отсутствия централизованных государственных закупок для многих сельхозпроизводителей актуальной проблемой остается необходимость определения каналов сбыта произведенных плодов и овощей.

На сегодня большие  торговые предприятия ищут пути к нормальной плодоовощной торговли. Супермаркеты все чаще пользуются предложениями, которые поступают от самих производителей овощной продукции. Работа с ними ведется на договорной основе. Основными поставщиками ранней плодоовощной продукции в розничную торговлю являются посредники оптового рынка. Сейчас каждое торговое предприятие решает проблемы со снабжением овощей своими силами. Супермаркеты стараются устанавливать прямые связи не только с местными производителями овощей, но и с производителями из других регионов или большими оптовыми компаниями. Это позволят предложить потребителям салат, кабачок, капусту брокколи, кольраби, савойскую, брюссельскую, цветную, лук-порей, разные зеленые овощи более свежими и в сроки, когда на эти товары существует повышенный спрос. В современных магазинах плодоовощной отдел организовывают ближе к входу, так как яркая цветная гамма обязательно привлечет внимание покупателей, даже если овощи и фрукты на данный момент им не нужны.

Конечной целью плодоовощеводства является эффективная реализация произведенной продукции, отладка стойких каналов сбыта и удовлетворение нужд потребителей наиболее экономически эффективным способом. Выбор правильного канала сбыта имеет принципиальное значение: от выбора канала может зависеть получение приемлемой цены и эффективное продвижение продукции на рынке.

Плодоовощная продукция, бесспорно, является товаром первой необходимости. До сих пор большая  часть населения в зимне-весенний период потребляет овощи, которые закладывают  на хранение осенью или импортируют. К началу второго квартала запасы плодовоовощной продукции заканчиваются, и к следующему урожаю наблюдается  сезонное увеличение спроса. Поскольку предложение овощей на данное время является ограниченным, цены возрастают. Отечественные сельскохозяйственные производители, фермеры могли бы полностью обеспечивать потребителя овощами круглый год. Но этого, к сожалению, не происходит. Что же мешает фермерам выращивать, а магазинам продавать достаточно овощей.

Информация о работе Современное состояние плодоовощной отрасли