Техническое оснащение торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
определить нормативно-правовую базу торгового оборудования магазина;
изучить теоретические аспекты основного вида торгового оборудования;
рассмотреть методику выбора торгового оборудования для оснащения магазина;
анализировать торгово-технологическое оборудование на примере гипермаркета «Главмаг»;

Файлы: 1 файл

курсовая по Организация, технология и проектирование предприятий.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предпринимательской деятельности обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.    При открытии любой торговой точки одной из первых выступает задача удачной подборки торгового оборудования. Ведь от внешнего вида магазина напрямую зависит эффективность продаж.

Оборудование для торгового  зала играет одну из главных ролей в правильной организации работы магазина, ведь от него во многом зависит впечатление покупателей о торговом объекте и их желание или нежелание делать покупки.

Торгово-технологическое  оборудование, попадая в торговлю, становится существенной частью материально-технической базы предприятия, важнейшим прогрессивным элементом торгово-технологического процесса и процесса товародвижения в целом.            Участники рынка торгово-технологического оборудования являются, с одной стороны, предприятия, формирующие предложения, к которым относятся производственные предприятия отечественных и зарубежных фирм. Основные потребители рынка торгово-технологического оборудования — различные производственные, торговые, пищевые предприятия и предприятия сферы быта и услуг. Все они являются участниками процесса товародвижения.       Товародвижение - специально организованный процесс перемещения товаров от сферы производства до сферы потребления.       Целью курсовой работы является изучение основных видов торгового оборудования и инвентаря на примере гипермаркета «Главмаг» в г. Иваново.    Объектом исследования является гипермаркет «Главмаг» в г. Иваново. Предметом курсовой работы является торговое оборудование данного предприятия.

 

 

  Задачи курсовой работы:

  1. определить нормативно-правовую базу торгового оборудования магазина;
  2. изучить теоретические аспекты основного вида торгового оборудования;
  3. рассмотреть методику выбора торгового оборудования для оснащения магазина;
  4. анализировать торгово-технологическое оборудование на примере гипермаркета «Главмаг»;

5) предложить мероприятия по повышению эффективности использования

торгового оборудования на данном предприятии;

Структура курсовой работы состоит из: введения, главы I, главы II, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I отражает теоретические вопросы по основным видам торгового оборудования магазина.

Глава II представляет собой сведения о деятельности данного предприятия с практической точки зрения. Здесь уже оценивается определенный вид торгово-технологического оборудования, рассматривается его назначение, а так же предложены мероприятия по усовершенствованию.

Научная новизна данной курсовой работы состоит в том, что  здесь предложены  разнообразные пути по повышению эффективности использования

торгового оборудования в гипермаркете «Главмаг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты по основным видам торгового оборудования магазина

1.1 Нормативно-правовое регулирование торгового оборудования магазина

К законодательным актам  общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки. [5, c. 111]      Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов (Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением» от 18 июня 1993 г. № 5215-1), а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «О защите прав потребителей» от 07.01.92г. с изменениями и дополнениями от 05.12.95г. и 09.01.96г. Государственная защита прав  потребителей закреплена законом РФ: «О защите прав потребителей от 7 февраля 1992 года». [6, c. 107] 

Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ. В нем  декларируется право потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. [6, c. 108] 

Так же существуют ГОСТы, регулирующие нормативы различного оборудования. Например, ГОСТ 24831-81 «Тара-оборудование (см. приложение № 1). Типы, основные параметры и размеры» распространяется на тару-оборудование, предназначенную для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из нее товаров в потребительской таре, товаров в мягкой потребительской таре, не имеющей постоянной формы и размеров, а также плодов и овощей без упаковки продаваемых поштучно. [12, c. 152]       ГОСТ 23833-95 «Оборудование холодильное торговое. Общие технические условия» распространяется на торговое холодильное оборудование (шкафы, камеры, прилавки, витрины и т.д.) с компрессионными холодильными машинами и агрегатами, предназначенное для кратковременного хранения, демонстрации и продажи пищевых продуктов на предприятиях торговли и общественного питания. Стандарт не распространяется на оборудование, устанавливаемое на всех видах транспорта, предназначенное для эксплуатации в тропиках, а также для специальных условий эксплуатации. [8, c. 89]        ГОСТ 16318-77 «Оборудование технологическое для предприятий торговли и общественного питания. Термины и определения» устанавливает термины и определения технологического оборудования для предприятий торговли и общественного питания. [4, c. 208] 

Торговое оборудование должно соответствовать общим требованиям безопасности, установленным ГОСТ 12.2.003, и использоваться в соответствии с требованиями техники безопасности эксплуатационной документации завода-изготовителя. [19, c. 111]           Торговое оборудование предприятий продовольственной торговли должно быть сертифицировано в соответствии с Номенклатурой продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации.

Стандартизация торговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приёмки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели. [15, c. 96] 

 

1.2 Торгово-технологическое оборудование в магазине: основные виды, классификация, требования

Торговое оборудование делится на следующие виды: торговое немеханическое оборудование (торговая мебель), измерительное и весоизмерительное оборудование, контрольно-кассовое оборудование, холодильное оборудование, торговый инвентарь.

Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операции, связанных с приёмкой, хранением и продажей товаров[3, с.236].

Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции. Наглядно это представлено на рис 1.






 


 


 



 


 


 

 

Рис. 1. Классификация мебели для торговых предприятий

Мебель до торговых предприятий  делится на следующие основные типы: пристенные и островные горки; секций замкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители; прилавки; немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания; корзины для покупок; вешала для одежды. [9, c. 153] 

Для оснащения магазинов  также применяются: примерочные  кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвижные для телевизоров, подиумы, столы-подиумы. [14, c. 153] 

Наиболее распространенными  типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.

Различают горки универсальные, предназначенные для выкладки и  продажи различных продовольственных или непродовольственных товаров, и специализированные (для обуви, головных уборов). Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные – в средней части торгового зала. [3, c. 305] 

Прилавки используются для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров. [17, c. 254] 

Прилавки-витрины, в отличие  от прилавков, имеют частично или  полностью застеклённую верхнюю часть. [15, c. 106] 

Вешала служат для  показа и продажи готового платья. Они бывают одно- или двухъярусные, стационарные и передвижные. [10, c. 274] 

Мебель для торговых помещений  должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров  и создавать максимум удобств  при отборке товаров покупателями. Она должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобств при отборке товаров покупателями. Она должна отвечать эксплуатационно-техническим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям [11,с. 236].


 




 


 

Рис.2. Требования, предъявляемые к торговой мебели

Эксплуатационно-технические  требования. Они, прежде всего, предусматривают, чтобы торговая мебель имела стандартные размеры, что позволяет производить её сборку из отдельных элементов методом агрегатирования. Длина, высота и широта изделий должны отвечать параметрам помещений магазина и соответствовать различным свойствам товаров и стандартизированным размерам упаковки.

Важным технико-эксплуатационным требованием торговой мебели является её прочность и устойчивость, а также надёжность соединений отдельных деталей. [21, c. 339] 

Экономические требования. При проектировании мебели для торговых залов магазинов стремятся к тому, чтобы она была недорогой и экономичной в эксплуатации. Она должна изготовляться простой и облегчённой конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием современной технологии производства. Важными условиями снижения стоимости торговой мебели является организация массового индустриального производства, простота технологического процесса, возможность замены отдельных деталей и узлов в процессе ремонта, а также реконструкции и перепланировки магазина. [17, с. 262]

Эргономические требования. Они предусматривают, что основные размерные соотношения мебели, т.е. ее высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, должны устанавливаться с учётом роста и пропорций фигуры человека и обеспечивать минимальную утомляемость обслуживаемого персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей. [13, c. 110] 

Эстетические требования. Форма, пропорции и цвет торговой мебели должны соответствовать её функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина. Она должна подчёркивать единство ансамбля интерьера магазина. Иначе говоря, устройство торговой мебели не должно играть самостоятельной роли. [2, c. 225] 

Санитарно-гигиенические  требования. Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для изготовления этой мебели, не должны затруднять её чистку в процессе эксплуатации и уборки помещений. В связи с этим мебель должна иметь доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без лишних углублений, зазоров и выступов. [11, c. 356] 

Важным дополнением  торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы. Рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и повышению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения. [10, c. 259] 

Классификация торгового  инвентаря наглядно представлена на рис.3.


 



 







 





Рис. 3. Классификация торгового инвентаря

Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарём.

 

Инвентарь для вскрытия тары и упаковки – гвоздодеры, ножницы, клещи, овоскоп (для определения качества яиц), пробоотборники (для взятия проб сыпучих товаров), съемщики обручей с деревянных бочек.

Рекламно-выставочный инвентарь – вазы, корзины для фруктов, лотки для выкладки гастрономических товаров и полуфабрикатов, окорят – для выкладки солёной рыбы. Ценникодержатели, ценники, таблички-информаторы.

Инвентарь для подготовки товара к продаже и самой продажи – разделочные доски, изготовленные из твердых пород дерева, мутовки (для перемешивания молока во флягах), ножи для сыра, хлеба и мяса, лопатки, вилки, щипцы (для отпуска полуфабрикатов), совки (для сыпучих товаров). 

Инвентарь для хранения запасов – фляги алюминиевые для молока, сметаны, творога, контейнеры и лотки.

Вспомогательный инвентарь – лестницы-стремянки, пломбиры и пломбы, корзины и тележки для покупателей.

Информация о работе Техническое оснащение торгового предприятия