Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:00, курсовая работа
Последние годы ознаменовались значительными изменениями в структуре ассортимента хлебопекарной продукции, вырабатываемой в стране. Значительное увеличение доли хлебопекарной продукции, вырабатываемой предприятиями малой мощности (пекарнями), по сравнению с долей продукции, вырабатываемой хлебозаводами, рассматриваемое поначалу как положительное явление, несет с собой и негативные последствия.
Введение 3
1. Анализ формирования рынка ассортимента и классификация хлеба и хлебобулочных изделий 7
2.Технология и оборудование получения пшеничного и ржано-пшеничного хлеба………………………………………………………………………………12
2.1. Сырьё, применяемое в хлебопечении ржано-пшеничного хлеба………..12
2.2 Производство хлеба пшеничного, ржано-пшеничного…………………...18
2.2.1 Подготовка сырья……………………………………………….…………18
2.2.2 Замес теста…………………………………………………………………19
2.2.3 Брожение теста…………………………………………………………….22
2.2.5 Расстойка…………………………………………………………………...22
2.2.6 Выпечка…………………………………………………………………….24
3. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение………………………27
4. Дефекты хлеба………………………………………………………………...31
Заключение 34
Список использованных источников 35
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
«Государственный университет –
учебно–научно–
Кафедра «Информационные системы»
Работа допущена к защите
___________ Руководитель
«___»______________20__г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Технология и оборудование в пищевой и перерабатывающей промышленности»
на тему: «Технология и оборудование производства пшеничного и ржано- пшеничного хлеба»
Студент _______________ Андреев А. В.
Шифр 091114
Учебно-научно-
Специальность 220501 «Управление качеством»
Группа 51 –УК
Руководитель __________________ Ладнова О.Л.
Оценка «___________»
Орел 2013
Содержание
Введение 3
1. Анализ формирования рынка ассортимента и классификация хлеба и хлебобулочных изделий 7
2.Технология и оборудование
получения пшеничного и ржано-пшеничного
хлеба…………………………………………………………………
2.1. Сырьё, применяемое в хлебопечении ржано-пшеничного хлеба………..12
2.2 Производство хлеба пшеничного, ржано-пшеничного…………………...18
2.2.1 Подготовка сырья……………………………………………….…………18
2.2.2 Замес теста…………………………………………………………………
2.2.3 Брожение теста…………………………………………………………….
2.2.5 Расстойка………………………………………………………
2.2.6 Выпечка……………………………………………………………
3. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение………………………27
4. Дефекты хлеба……………………………………………
Заключение 34
Список использованных источников 35
Введение
Развитие хлебопекарной промышленности осуществляется на базе внедрения новой техники, прогрессивной технологии, увеличения выработки хлеба и булочных изделий с различными добавками и улучшителями, повышающими их биологическую ценность и качество.
Последние годы ознаменовались
значительными изменениями в
структуре ассортимента хлебопекарной
продукции, вырабатываемой в стране.
Значительное увеличение доли хлебопекарной
продукции, вырабатываемой предприятиями
малой мощности (пекарнями), по сравнению
с долей продукции, вырабатываемой
хлебозаводами, рассматриваемое поначалу
как положительное явление, несет
с собой и негативные последствия.
К числу нежелательных
В промышленном хлебопечении
работают квалифицированные технологи,
установлены специализированные технологические
линии для выработки ржаного
хлеба, применяются технологии с
использованием биологических заквасок,
которые готовят с применением
чистых культур молочнокислых
В пекарнях, которые
оснащены, как правило, оборудованием
для выработки изделий из пшеничной
муки, вырабатывать ржаной хлеб с привычными
для потребителя
Использование при
выработке ржаного хлеба
Актуальной задачей, стоящей перед хлебопекарной отраслью, является необходимость повсеместно восстановить производство ржаного хлеба и сортов из смеси ржаной и пшеничной муки. Выпечку ржаного хлеба можно осуществлять в условиях не только хлебозаводов, но и в условиях небольших предприятий, о чем свидетельствует тысячелетний опыт отечественного хлебопечения. Имеются также разработки отечественных ученых, посвященные реализации технологии производства ржаного хлеба в условиях пекарен.
1. Анализ формирования рынка ассортимента и классификация хлеба и хлебобулочных изделий
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. Хлебопечение является социально значимой отраслью экономики. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую задачу обеспечения дешевым хлебом как можно большего количества человек.
Потребление хлеба и хлебобулочных изделий связано в первую очередь с благосостоянием населения, с ростом которого российский потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам.
Известно, что современный россиянин потребляет в среднем около 100 кг хлеба в год, при этом для Москвы этот показатель составляет, по разным данным, от 70 до 90 кг в год, в то время как в некоторых российских регионах - до 260 кг.
Объем производства хлеба
и хлебобулочных изделий в
России за 2006 год оценивается в 7702
тыс. тонн или 4,5 млрд. долл. в стоимостном
выражении. В последние 5 лет в
России наблюдается тенденция к
снижению объемов производства хлеба.
По оценкам экспертов, производство
хлебобулочной продукции в
Среди основных причин сокращения
рынка следует отметить снижение
численности населения, а также
изменение в структуре
По результатам исследования компании "АМИКО", для рынка хлеба и хлебобулочных изделий характерны сезонные колебания объемов производства, что связано с неравномерностью спроса на хлеб: он имеет сезонные, недельные и праздничные колебания. Так, спрос падает летом: в это время года горожанин съедает в два раза меньше хлебобулочных изделий, чем во все остальные сезоны. В течение недели спрос также подвержен колебаниям: он значительно возрастает в будние дни, а в выходные потребление хлеба падает почти в два раза. Возрастает спрос на хлеб также в праздничные дни.
На рынке хлеба и хлебобулочных изделий России присутствует как отечественная, так и зарубежная продукция, доля которой, однако, невелика. Наибольшая доля ввезенного в нашу страну хлеба в денежном выражении принадлежит Финляндии, которая в 2006 году ввезла хлеба на сумму $6,9 млн., что составило 34,5% от общего объема импорта, на втором месте находится Литва - $3,3 млн или 16,3%. Доли Германии, Франции и Украины в 2006 году составили 9,6%, 9,4% и 9,3% соответственно.
По оценкам экспертов, производством хлебобулочных и кондитерских изделий в России занимаются 16-20 тысяч предприятий. Хлебная отрасль в России представлена, в основном, предприятиями малого и среднего бизнеса. С точки зрения характеристики хлебобулочной отрасли наиболее показателен рынок Москвы.
По данным, приведенным в журнале «СФЕРА. Кондитер. Хлебопек», структура предложения на московском рынке хлеба и хлебобулочных изделий такова: 70% хлебобулочных изделий, употребляемых москвичами, производят заводы Москвы, 15% - частные пекарни, 12% - пекут в супермаркетах, 2% - завозят из других регионов, 1% - из Подмосковья.
По данным "Института Аграрного Маркетинга", средняя цена на весь ассортимент продукции хлебобулочных предприятий в Москве в 2006 году составляла 50,2 руб./кг, а наибольшую среднюю цену имела сдобная и мелкоштучная хлебобулочная продукция. Наиболее распространенной сегментацией на рынке хлебобулочных изделий является сегментация по категориям: хлеб (стандартный ассортимент, 20-25 позиций), батоны (5-6 позиций), нетрадиционные сорта с полезными добавками (порядка 10), мелкоштучные и сдобные изделия (более 20 позиций).
По мнению экспертов, сегодня
развитие рынка хлебобулочных изделий
происходит в основном за счет нетрадиционных
сортов (низкокалорийный хлеб, различные
виды хлеба с добавками и выпечка
из слоеного теста), растет спрос на
новые сорта хлеба с более
сложной рецептурой и сдобу, в
то время как потребление «
Подобным образом сложилось и деление потребителей хлеба и хлебобулочных изделий:
- потребители с уровнем дохода ниже среднего, которые по данным ФСГС, 21% месячных затрат тратят на продукты питания. Для них основной критерий выбора - цена, при повышении которой они перейдут на более дешевый продукт;
- потребители с уровнем
дохода выше среднего, тратящих
на продукты питания 12% месячных
затрат. Хлеб занимает в структуре
их ежедневного потребления
По результатам исследования
"Института Аграрного
Основными критериями выбора
места покупки хлеба и
В связи с тем, что последними тенденциями на рынке стали рост спроса на свежевыпеченный горячий хлеб, рост популярности хлеба с добавками злаков, диетического и диабетического, участники рынка значительно расширяют ассортимент хлебобулочных изделий, стремятся производить качественную продукцию и при этом быть «ближе» к покупателю.
Так в крупных городах
стали развиваться форматы, располагающие
собственными мини-пекарнями. С их развитием
усилилось влияние розничных
операторов на структуру рынка в
целом, поскольку собственное
Из новейших тенденций развития хлебного рынка эксперты называют рост интереса к производству обогащенных и лечебно-профилактических продуктов, интерес к которым возрастает с каждым годом. Несмотря на это, сейчас производство хлеба и хлебобулочных изделий с полезными добавками, в том числе и «премиум» сортов, в нашей стране развито недостаточно.
Таким образом, современный
рынок хлеба и хлебобулочных
изделий диктует жесткие
2.Технология и оборудование получения пшеничного и ржано-пшеничного хлеба
2.1. Сырьё, применяемое в хлебопечении ржано-пшеничного хлеба
Сырьё, применяемое в хлебопечении, делят на основное и вспомогательное. К основному сырью относят муку, соль и дрожжи. Мукомольная промышленность нашей страны выпускает пять сортов пшеничной муки и три сорта ржаной хлебопекарной муки .
Крупчатка - 10% Сеяная - 63%
Высший сорт - 30% Обдирная - 87%
Первый сорт - 72% Обойная - 95%
Второй сорт - 85%
Обойная - 96%
Информация о работе Технология и оборудование производства пшеничного и ржано- пшеничного хлеба