Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа
Главной целью данной работы является изучение применения социально-психологических методов управления на предприятии розничной торговли продуктами питания ИП Стенька А.З., магазины «Корона Урала» и разработка рекомендаций по их внедрению и более эффективному использованию.
Задачи курсовой работы:
· изучить современные подходы к проблеме социально-психологических методов управления;
· проанализировать современное состояние социально-психологических методов управления на предприятии;
· выявить резервы и пути повышения эффективности работы;
· выявить и обосновать связь работы персонала и эффективности деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы социально-психологических методов……………………...5
1.1 Коллектив. Социально-психологические приемы формирования коллектива. Установление нормального психологического климата в коллективе.………………………………………………………………..6
1.2 Лидер и руководитель……………………………………………….10
1.3 Конфликтные ситуации в коллективе……………………………...13
Глава 2. Анализ социально-психологических методов управления на
примере ИП Стенька А.З. , магазины «Корона Урала»……………………..18
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………..18
2.2 Оценка эффективности управления……………………………….19
2.3 Назначение и применение социально-психологических методов управления в условиях организации ИП Стенька А.З., магазины «Корона Урала»…………………………………………………………………………..21
Глава 3. Совершенствование социально-психологических методов управления ИП Стенька А.З., магазины «Корона Урала»…………………..26
Заключение……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………..30
Приложение……………………………………………………………………31
Уральский Федеральный Университет
имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Факультет Гуманитарного Образования
Кафедра СиСТУ
Курсовая работа по дисциплине «Социальные технологии» на тему:
«Технология использования социально-психологических методов управления в организации»
Екатеринбург, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основы социально-психологических методов……………………...5
1.1 Коллектив.
Социально-психологические приемы формирования
коллектива. Установление нормального
психологического климата в коллективе.…………………………………………………
1.2 Лидер и руководитель………………………………………………
1.3 Конфликтные ситуации в коллективе……………………………...13
Глава 2. Анализ социально-психологических методов управления на
примере ИП Стенька А.З. , магазины «Корона Урала»……………………..18
2.1 Краткая
характеристика предприятия…………
2.2 Оценка эффективности
2.3 Назначение
и применение социально-
Глава 3. Совершенствование социально-психологических методов управления ИП Стенька А.З., магазины «Корона Урала»…………………..26
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность данной темы объясняется появившимися в двадцатом столетии тенденциями к рассмотрению менеджмента как процесса управления людьми и взгляд на человека как на объект управления, а не часть механизма.
На это указывает не только развитие школ управления, но и появление в конце девятнадцатого века школы психоанализа, созданной З. Фрейдом и обозначившей серьезный перелом в структуре философского и психологического (как теоретического, так и прикладного) знания. В частности, Фрейд указал, рассматривая патологические случаи, на наличие многих, не учтённых ранее факторов, влияющих на поведение людей.
В настоящее время полки книжных магазинов пестрят книгами о психологии малой группы, о психологии коллектива, о значении правильного психологического климата в организации. Такое засилье книг по данной тематике заставляет предположить не только актуальность, но и востребованность прикладных разделов данной области человеческого знания.
Одной из причин интереса к данной теме послужило моё увлечение психологией, в том числе и в рамках получаемого мной высшего образования, то есть, с некоторым уклоном в науку управления.
Главной целью данной работы является изучение применения социально-психологических методов управления на предприятии розничной торговли продуктами питания ИП Стенька А.З., магазины «Корона Урала» и разработка рекомендаций по их внедрению и более эффективному использованию.
Задачи курсовой работы:
· изучить современные подходы к проблеме социально-психологических методов управления;
· проанализировать современное состояние социально-психологических методов управления на предприятии;
· выявить резервы и пути повышения эффективности работы;
· выявить и обосновать связь работы персонала и эффективности деятельности предприятия.
Правильное применение социально-психологических методов управления будет иметь большое значение для повышения эффективности работы предприятия в целом и по отраслям.
Глава 1. Основы социально-психологических методов.
Социально-психологические методы – это социальная политика предприятия, определяющая взаимоотношения между работниками, микроклимат в коллективе. Они включают широкий круг проблем теории и практики управленческой деятельности:
● управление
групповой деятельностью и
● взаимодействие коллектива и личности;
● психологию принятия решений;
● социально-психологический климат;
● стиль управленческой деятельности;
● теорию конфликтов и проблему ведения переговоров;
В теории
управления человек рассматривается
как элемент и ресурс организации,
основа ее существования и развития.
Модель управления с помощью социально-
запрос среды
Рисунок
1: Модель управления с помощью
социально-психологических
Следует отметить, что эта схема достаточно условна, так как на результат влияет множество факторов помимо человеческого. Логично рассматривать поведение работника, как результат его деятельности в организации, что является составной частью обратной связи.
Работа руководителя – это управление людьми в постоянно меняющейся ситуации с целью достижения заранее намеченных целей, мотивации работников и других факторов, на которых базируется деятельность. Руководство персоналом предполагает достаточное знание каждого подчиненного, как работника, так и личности. Цель его – сплотить людей в коллектив, максимально использовать их сильные стороны, а слабые сделать несущественными.
Руководитель
осуществляет управление, принимая на
себя власть, распределяя обязанности
и контролируя действия подчиненных.
Знание закономерностей механизма
социально-психологического управления
дает возможность выбирать соответствующие
методы, проектировать систему
1.1 Коллектив. Социально-
Коллектив
– это не просто группа людей
собранных под одной крышей для
решения каких-либо задач, а единомышленники,
для которых важны честь и
интересы организации, принципы, нарушение
которых недопустимо ни при каких
обстоятельствах. Как любая группа
коллектив подчиняется законам
групповой деятельности. Это живой
организм, проходящий стадии рождения,
развития, становления, зрелости, старения
и умирания. Каждая из стадий имеет
критические точки, сильные и
слабые стороны, следовательно, и требования
к сотрудникам будут
В динамике развития коллектива чаще всего выделяют три стадии:
Первая стадия – коллектив только формируется, люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Здесь определяющие значения имеют личностные отношения (симпатии и антипатии, большая или меньшая подверженность влиянию и т.д.), которые оказывают большое влияние на связи, возникающие в групповой деятельности, тогда как эти связи еще слабы и неустойчивы, не способны оказать существенное влияние на личностное отношения. Взаимная требовательность и заинтересованность в успехах коллектива формируются под воздействием организационной культуры и стиля управления руководителя.
Вторая стадия – организационная, характеризуется тем, что в коллективе почти завешается взаимное изучение друг друга, и определяются личные позиции каждого. Формируется неформальные группы, и выявляются неформальные лидеры. Личностные отношения еще достаточно сильны, но и производственные взаимоотношения становятся устойчивыми и прочными. Теперь эффективность работы коллективы в большей степени зависит от стиля управления им.
Третья стадия – стабильная жизнедеятельность коллектива – характеризуется тем, что в нем постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство. Деловые отношения оказывают определяющие влияние на личностные связи.
Коллектив – это сложное социальное явление, обладающие рядом характеристик. Коллектив организации является официальным (юридически оформленным образованием, действующим в рамках правового пространства). Как и любой официальный коллектив содержит в себе формальные и неформальные группы. Формальные группы представляют собой отношения между должностями, им свойственна иерархичность, неформальные существуют между личностями независимо от того, какое место они занимают на официальной служебной лестнице. Границы формального и неформального коллектива не совпадают.
Социально-психологические
способы и приемы воздействия
на процесс формирования и развития
коллектива, процессы, протекающие
внутри него основаны на использовании
социально-психологических
В решении
задач морально-
Психологическое
состояние коллектива характеризуется
степенью удовлетворенности своей
деятельностью и ее результатами.
Сплоченность коллектива проявляется
в силе притяжения к нему его членов,
возможности их совместного воздействия
на отдельного человека, побуждать
сохранять активность в группе и
препятствовать выходу из нее. Сплоченность
обусловлена тяготением людей друг
к другу в поисках помощи или
поддержки в достижении тех или
иных целей, взаимными эмоциональными
предпочтениями, пониманием роли коллективного
начала в обеспечении тех или
иных целей, тех или иных гарантий.
Сплоченность коллектива, удовлетворенность
людей своим пребыванием в
нем зависят также от их социально-психологической
совместимости. Основу первой составляют
совместимость темпераментов
Роль
непосредственного
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
1.2 Лидер и руководитель.
Руководитель
– это профессиональный менеджер
главной целью, которого является повышения
производственной, творческой отдачи,
активности персонала, ориентация на сокращение
доли и численности производственных
и управленческих работников, разработка
и реализация политики подбора и
расстановки персонала, решение
вопросов, связанных с обучением
и повышением квалификации персонала;
это человек с широким
Для реализации этих функций руководитель должен обладать необходимыми качествами.