Организация исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физики по теме «Звук»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы - изучение методики организации исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физике по теме «звук».
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
 Дать общее понятие о теме «звук»;
 Изучить условия успешного использования и организации домашних экспериментальных работ по теме «Звук»;
 Раскрыть логическую связь выполнения домашних экспериментальных работ по данной теме;
 Ознакомить с методами применения организационных и эмоциональных стимулов усиливающих познавательный интерес учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ 14
ДОМАШНЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 14
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ 14
ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ 14
1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 24
1.2. ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 29


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ 38
2.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРАКТИКУМА 38
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ ЗВУК 47


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61


ЛИТЕРАТУРА 63

Файлы: 1 файл

Организация исслед. дом эксп. по теме звук.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Бурятский государственный университет

Физико-технический факультет

Кафедра общей физики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

На тему: «Организация исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физики по теме «Звук»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Цыбикова С.С.

Студентка        06570 гр.                                                    

Проверила Скокова Л.В.

к.п.н., доцент        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

глава 1. Методика организации и проведения

домашней экспериментально-исследовательской

деятельности учащихся в современном учебном

процессе по физике

1.1. Педагогические условия оптимальной организации домашнего эксперимента

1.2. ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

глава 2. Методика организации экспериментально-исследовательской деятельности учащихся по физике через исследовательский практикум

2.1. общие вопросы организации исследовательского практикума

2.2. Организация исследований по теме звук

 

 

заключение

 

 

литература

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследований. Самостоятельное экспериментирование учащихся имеет еще большее познавательное значение, чем  эксперименты и демонстрации учителя. Целесообразное сочетание самостоятельных работ учащихся с опытами учителя - лучшая форма занятий. Самостоятельное экспериментирование учащихся  под руководством учителя с последующим обсуждением результатов этого экспериментирования и выводами из него называется методом экспериментальных работ учащихся. Исследование методики организации домашних экспериментальных работ должно помочь приблизить учащегося, готовящего уроки дома по учебнику, к экспериментальным условиям прохождения материала, в которых он находился в школе на уроке физики. Это значит, что учащийся при подготовке к уроку, прочитывая по учебнику заданный урок, одновременно повторяет (в домашнем варианте) или вновь осуществляет те (возможные для выполнения дома) наблюдения, опыты, измерения, которые описаны в учебнике и которые учащийся видел на уроке.

 

Цель и задачи и исследований.

Цель настоящей курсовой работы - изучение методики организации исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физике по теме «звук».

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

                  Дать общее понятие о теме «звук»;

                  Изучить условия успешного использования и организации домашних экспериментальных работ по теме «Звук»;

                  Раскрыть логическую связь выполнения домашних экспериментальных работ по данной теме;

                  Ознакомить с методами применения организационных и эмоциональных стимулов  усиливающих познавательный интерес учащихся.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Текст работы написан на 64 страницах машинописного текста и содержит  4 таблицы.

Теоретическая и практическая значимость.

Полученные данные могут быть использованы для решения теоретических и практических вопросов для преподавания в школьном курсе физики.

Общее понятие о звуке

Звук – это распространяющиеся в упругих средах – газах, жидкостях и твёрдых телах – механические колебания, воспринимаемые органами слуха.

Теперь немного поразмышляем. Если, например, в горах упал камень, а рядом не было никого, кто мог бы слышать звук его падения, существовал звук или нет? На вопрос можно ответить и положительно и отрицательно в равной степени, так как слово «звук» имеет двоякое значение. Есть другой вопрос. Хотите увидеть звук? Поэтому нужно условиться, что же считать звуком – физическое явление в виде распространения звуковых колебаний в воздухе или ощущения слушателя. Первое по существу является причиной, второе следствием, при этом первое понятие о звуке – объективное, второе – субъективное (Кошкин, 1988).

В первом случае звук действительно представляет собой поток энергии, текущей подобно речному потоку. Такой звук может изменить среду, через которую он проходит, и сам изменяется ею. Во втором случае под звуком мы понимаем те ощущения, которые возникают у слушателя при воздействии звуковой волны через слуховой аппарат на мозг. Слыша звук, человек может испытывать различные чувства. Самые разнообразные эмоции вызывает у нас тот сложный комплекс звуков, который мы называем музыкой. Звуки составляют основу речи, которая служит главным средством общения в человеческом обществе. И, наконец, существует такая форма звука, как шум. Анализ звука с позиций субъективного восприятия более сложен, чем при объективной оценке.

Распространение звука в пространстве и его воздействие на органы слуха человека.

При достижении звуковой волной какой-либо точки пространства, частицы вещества, до того не совершавшие упорядоченных движений, начинают колебаться. Любое движущееся тело, в том числе и колеблющееся, способно совершать работу, то есть оно обладает энергией. Следовательно, распространение звуковой волны сопровождается распространением энергии. Источником этой энергии является колеблющееся тело, которое и излучает в окружающее пространство (вещество) энергию.

Органы слуха человека способны воспринимать колебания с частотой от 15-20 герц до 16-20 тысяч герц. Механические колебания с указанными частотами называются звуковыми или акустическими (акустика – учение о звуке).

Итак, звук – это волновой колебательный процесс, происходящий в упругой среде и вызывающий слуховое ощущение. Однако восприимчивость человека к звукам избирательна, поэтому мы говорим о слышимых и неслышимых звуках. Совокупность тех и других напоминает спектр солнечных лучей, в котором есть видимая область – от красного до фиолетового цвета и две невидимые – инфракрасная и ультрафиолетовая. По аналогии с солнечным спектром звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом, называются инфразвуками, ультразвуками и гиперзвуками (Клюкин, 1986).

Свойства звука и его характеристики.

Основные физические характеристики звука – частота и интенсивность колебаний. Они и влияют на слуховое восприятие людей.

Периодом колебания называется время, в течение которого совершается одно полное колебание. Можно привести в пример качающийся маятник, когда он из крайнего левого положения перемещается в крайнее правое и возвращается обратно в исходное положение.

Частота колебаний – это число полных колебаний (периодов)за одну секунду. Эту единицу называют герцем (Гц). Чем больше частота колебаний, тем более высокий звук мы слышим, то есть звук имеет более высокий тон. В соответствии с принятой международной системой единиц, 1000 Гц называется килогерцем (кГц), а 1.000.000 – мегагерцем (МГц).

Распределение по частотам: слышимые звуки – в пределах 15Гц-20кГц, инфразвуки – ниже 15Гц; ультразвуки – в пределах 1,5·104 – 109 Гц; гиперзвуки - в пределах 109 – 1013Гц.

Ухо человека наиболее чувствительно к звукам с частотой от 2000 до 5000 кГц. Наибольшая острота слуха наблюдается в возраст 15-20 лет. С возрастом слух ухудшается.

С периодом и частотой колебаний связано понятие о длине волны. Длиной звуковой волны называется расстояние между двумя последовательными сгущениями или разрежениями среды. На примере волн, распространяющихся на поверхности воды, - это расстояние между двумя гребнями.

Звуки различаются также по тембру. Основной тон звука сопровождается второстепенными тонами, которые всегда выше по частоте (обертона). Тембр – это качественная характеристика звука. Чем больше обертонов накладывается на основной тон, тем «сочнее» звук в музыкальном отношении.

Вторая основная характеристика – амплитуда колебаний. Это наибольшее отклонение от положения равновесия при гармонических колебаниях. На примере с маятником – максимальное отклонение его в крайнее левое положение, либо в крайнее правое положение. Амплитуда колебаний определяет интенсивность (силу) звука.

Сила звука, или его интенсивность, определяется количеством акустической энергии, протекающей за одну секунду через площадь в один квадратный сантиметр. Следовательно, интенсивность акустических волн зависит от величины акустического давления, создаваемого источником в среде.

С интенсивностью звука в свою очередь связана громкость. Чем больше интенсивность звука, тем он громче. Однако эти понятия не равнозначны. Громкость – это мера силы слухового ощущения, вызываемого звуком. Звук одинаковой интенсивности может создавать у различных людей неодинаковое по своей громкости слуховое восприятие. Каждый человек обладает своим порогом слышимости.

Звуки очень большой интенсивности человек перестаёт слышать и воспринимает их как ощущение давления и даже боли. Такую силу звука называют порогом болевого ощущения.

Шум. Музыка. Речь.

С точки зрения восприятия органами слуха звуков, их можно разделить в основном на три категории: шум, музыка и речь. Это разные области звуковых явлений, обладающие специфической для человека информацией.

Шум – это бессистемное сочетание большого количества звуков, то есть слияние всех этих звуков в один нестройный голос. Считается, что шум – это категория звуков, которая мешает человеку или раздражает.

Люди выдерживают лишь определённую дозу шума. Но если проходит час – другой, и шум не прекращается, то появляется напряжение, нервозность и даже боль.

Звуком можно убить человека. В средние века существовала даже такая казнь, когда человека сажали под колокол и начинали в него бить. Постепенно колокольный звон убивал человека. Но это было в средние века. В наше время появились сверхзвуковые самолёты. Если такой самолёт пролетит над городом на высоте 1000-1500 метров, то в домах лопнут стёкла.

Музыка – это особое явление в мире звуков, но, в отличие от речи, она не передаёт точных смысловых или лингвистических значений. Эмоциональное насыщение и приятные музыкальные ассоциации начинаются в раннем детстве, когда у ребёнка ещё словесного общения. Ритмы и напевы связывают его с матерью, а пение и танцы являются элементом общения в играх. Роль музыки в жизни человека настолько велика, что в последние годы медицина приписывает ей целебные свойства.

С помощью музыки можно нормализовать биоритмы, обеспечить оптимальный уровень деятельности сердечно-сосудистой системы.

А ведь стоит лишь вспомнить, как солдаты идут в бой. Испокон веков песня была непременным атрибутом солдатского марша.

Речь – важнейшее средство мышления и общения людей. Речь состоит из более или менее длительных шумов и тонов, составляющих группы. Овладение речью происходит еще в младенческом возрасте, когда ребёнок еще только слушает и пытается воспроизвести самые несложные и легко произносимые слова: «мама» и «папа».

Законы распространения звука

К основным законам распространения звука относятся законы его отражения и преломления на границах различных сред, а также дифракция звука и его рассеяние при наличии препятствий и неоднородностей в среде и на границах раздела сред.

На дальность распространения звука оказывает влияние фактор поглощения звука, то есть необратимый переход энергии звуковой волны в другие виды энергии, в частности, в тепло. Важным фактором является также направленность излучения и скорость распространения звука, которая зависит от среды и её специфического состояния.

От источника звука акустические волны распространяются во все стороны. Если звуковая волна проходит через сравнительно небольшое отверстие, то она распространяется во все стороны, а не идёт направленным пучком. Например, уличные звуки, проникающие через открытую форточку в комнату, слышны во всех её точках, а не только против окна.

Характер распространения звуковых волн у препятствия зависит от соотношения между размерами препятствия и длиной волны. Если размеры препятствия малы по сравнению с длиной волны, то волна обтекает это препятствие, распространяясь во все стороны.

Звуковые волны, проникая из одной среды в другую, отклоняются от своего первоначального направления, то есть преломляются. Угол преломления может быть больше или меньше угла падения. Это зависит от того, из какой среды в какую проникает звук. Если скорость звука во второй среде больше, то угол преломления будет больше угла падения, и наоборот.

Встречая на своём пути препятствие, звуковые волны отражаются от него по строго определённому правилу – угол отражения равен углу падения – с этим связано понятие эха. Если звук отражается от нескольких поверхностей, находящихся на разных расстояниях, возникает многократное эхо.

Звук распространяется в виде расходящейся сферической волны, которая заполняет всё больший объём. С увеличением расстояния, колебания частиц среды ослабевают, и звук рассеивается. Известно, что для увеличения дальности передачи звук необходимо концентрировать в заданном направлении. Когда мы хотим, например, чтобы нас услышали, мы прикладываем ладони ко рту или пользуемся рупором.

Информация о работе Организация исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физики по теме «Звук»