Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - изучение методики организации исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физике по теме «звук».
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Дать общее понятие о теме «звук»;
Изучить условия успешного использования и организации домашних экспериментальных работ по теме «Звук»;
Раскрыть логическую связь выполнения домашних экспериментальных работ по данной теме;
Ознакомить с методами применения организационных и эмоциональных стимулов усиливающих познавательный интерес учащихся.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ 14
ДОМАШНЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 14
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ 14
ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ 14
1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 24
1.2. ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ 38
2.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРАКТИКУМА 38
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ ЗВУК 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 63
б) Возьмите самую тяжелую металлическую ложку и 1,5-2 м. рыболовной лески или шелковый шнур. Прочно привяжите ложку на середине шнура, а концы прижмите пальцами к закрытым ушам. Наклонитесь, чтобы ложка могла свободно раскачиваться и ударьте ею о край стола. Ну, как? Объясните: что произошло?
Опыт. «Поющая» линейка.
Привяжите на веревочку линейку. Другой конец веревки держите в руке. Заставьте линейку быстро вертеться, как показано на рисунке.
ВЫ скоро убедитесь, что невозможно вертеть линейку в вертикальной плоскости. Воздух, который давит на плоскую линейку, заставляет ее вращаться вокруг своей оси. Поэтому линейка вместо того чтобы описывать в пространстве окружность в вертикальной плоскости, будет описывать конус с вершиной у вашей руки. В зависимости от того, как быстро вы будете вертеть линейку, она станет издавать различные звуки: то крики, то глухое шипение, то жалобно стонать и завывать, как ветер во время бури.
Если вы утроите этот опыт где-нибудь за дверью, там где вас не видно, вы сильно заинтересуете вашу публику (Тит Том, 2008).
Урок. Звуковые волны. Распространение звука.
Скорость звука
ОСУ. Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Строение уха человека*. Хорошие и плохие проводники звука. Звукоизоляция. Скорость звука. Зависимость скорости звука от свойств среды и от температуры.
Демонстрации. Электрический звонок под колоколом воздушного насоса.
Решение задач типа [Л] № 902-905.
ДЗ. § 45,46; задание 34, 35.
Урок 5/49 Громкость и высота звука. Отражение звука.
ОСУ. Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр звука. Отражение звука. Эхо. Эхолот. Поглощение звука.
Демонстрации. Зависимость громкости звучания камертона от амплитуды его колебаний (индикатор – бусинка, подвешенная на нити около ножки камертона, или перо, прикрепленное к ножке и оставляющее след на законопаченной пластинке). Зависимость высоты звука от частоты колебаний камертонов (индикатор - перья, прикрепленные к ножкам двух камертонов, имеющих разную частоту колебаний, и оставляющие следы на закопченных пластинах). Отражение волн на воде (прибор «Волновая ванна»).
ДЗ. §47, 48; задания 36, 37.
Рекомендации для учителя. Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний может быть организовано при выполнении как демонстрационного эксперимента, так фронтального и домашнего. Ученический эксперимент может быть выполнен с использованием зажатой в лапке штатива линейки с прикрепленным к ней пером и закопченной пластинки.
В начале урока целесообразно провести кратковременную проверочную работу, рассчитанную на 15 минут.
I вариант (II вариант не приводится. –Ред.)
1. По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний бакена на озере если длина волны 3 м?
2. Расстояние от источника звука до приемника 68 м. За какое время звук пройдет это расстояние? Скорость звука в воздухе 340 м/с.
Развитие и модернизация школьного физического образования сегодня ведется по нескольким направлениям. В средней школе вводится профильное обучение. Созданы новые типы учебных заведений - лицеи, гимназии, колледжи. Появились значительно отличающиеся друг от друга по объему и содержанию варианты программ и учебников по физике. В педагогической литературе и практике обучения все большее внимание уделяется индивидуальному развитию учащихся, формированию их творческих способностей. На преподавание физики оказывают влияние новые информационные технологии и идеи компьютеризации учебного процесса. Новые веяния в преподавании физики сказались на состоянии и требованиях к экспериментальной подготовке школьников. На фоне всех проводимых преобразований, в современной методической литературе, в целом не подвергается сомнению то, что эксперимент продолжает оставаться одним из основных методов научного познания окружающего мира. Значение его в преподавании физики по-прежнему признается ведущим в обосновании и доказательстве теоретических высказываний, значительная часть которых должна быть подкреплена экспериментом. Эксперимент остается неотъемлемой частью объяснения нового и закрепления пройденного материала, развития самостоятельности и творческой активности учащихся.
В ходе выполнения работы нами охарактеризованы методики организации и проведения домашнего эксперимента и исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике. Показаны педагогические условия оптимальной организации домашнего эксперимента и общие вопросы организации исследовательского практикума.
Методика организации домашнего эксперимента должна держатся на возбуждении и поддержании постоянного и устойчивого интереса учащихся к предмету. Поэтом для формирования интереса должны быть созданы все условия для наилучшего выполнения домашних экспериментальных заданий. Усвоение знаний должно проводиться в процессе выполнения серии опытов. Развиваются у ребенка определенные качества личности как ответственность, самостоятельность и нравственность.
Клюкин Игорь Иванович: «Удивительный мир звука»;2-е издание, 1986г..
Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. Изд. Владос, 2007. 207 с.
Кошкин Н. И., Ширкевич М.Г.: «Справочник по элементарной физике»; 10-е изд., 1988г.
Тит Том. Научные забавы. Физика: опыты, фокусы и развлечения. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 222 с.
Хорбенко Иван Григорьевич: «За пределами слышимого»;2-е издание, 1986г..
http://reshen.ru/ist.HTM - сайт «ДЗБП (Дз без проблем) - для студентов и школьников», статья «Источники звука»
http://hardd.jinonet.ru/
http://www.newsounds.ru/index.
http://bessmerten.ru/
http://www.ozvuke.ru/ - сайт «Мир звуков»
http://cat.tmn.fio.ru/works/
http://class-fizika.narod.ru/
http://www-ki.rada.crimea.ua/
http://theremin.ru/lectures/
http://www.7not.ru/theory/01.
http://www.glossary.ru/cgi-
http://www.krugosvet.ru/
http://www.megabook.ru/bes_98/
http://alex-jet.narod.ru/
http://www.bankreferatov.ru/
http://www.2devochki.ru/88/
http://academout.ru/referates/
http://www.refodrom.ru/
http://www.bobych.ru/referat/
http://212.154.158.3/dissovet/
Начало формы
2