Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - изучение методики организации исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физике по теме «звук».
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Дать общее понятие о теме «звук»;
Изучить условия успешного использования и организации домашних экспериментальных работ по теме «Звук»;
Раскрыть логическую связь выполнения домашних экспериментальных работ по данной теме;
Ознакомить с методами применения организационных и эмоциональных стимулов усиливающих познавательный интерес учащихся.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ 14
ДОМАШНЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 14
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ 14
ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ 14
1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 24
1.2. ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ 38
2.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРАКТИКУМА 38
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ ЗВУК 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 63
Гипотезы, которые могут выдвигать школьники при изучении темы:
Чем длиннее колеблющаяся часть линейки (чем больше воды в сосуде), тем выше звук.
Высота звука не зависит от длины колеблющейся части линейки (от количества воды в сосуде).
Громкость звука не зависит от силы удара.
Чем сильнее удар, тем громче звук.
При одинаковой силе удара по разным предметам, громкость звука может быть разной.
Примерные эксперименты и задачи по теме:
Эксперимент №1.
1. Прижмите к столу металлическую линейку и приведите её в колебательное движение, обратите внимание на высоту звука и частоту колебаний линейки.
2.Увеличьте (или уменьшите) длину колеблющейся части линейки, повторите опыт.
3.Сравните высоту звука и частоту колебаний с результатами предыдущего опыта.
Эксперимент №2
Вливая струю воды в высокий цилиндрический сосуд, проследить, как изменяется высота тона прослушиваемого звука по мере наполнения сосуда.
Эксперимент №3
Возьми несколько стеклянных банок и налей в них воду так, чтобы в каждой банке ее уровень был разным. Теперь постучи ручкой по горлышку каждой банки. Какая из них издает самый высокий звук? Самый низкий? Попробуй сыграть какую–нибудь простую мелодию.
Эксперимент №4.
Слегка ударьте молоточком по одной ветви камертона. Запомните уровень громкости звука. Заглушите камертон и ударьте по нему сильнее, чем в первый раз. Как изменилась громкость звука?
Эксперимент №5. Попробуйте постучать по стене и двери комнаты с одинаковой силой. В каком случае стук получается более громким? Почему?
Задачи
1.Кто в полёте быстрее машет крыльями: муха, шмель или комар? Как это можно определить?
2.Крупный дождь можно отличить от мелкого по более громкому звуку, возникающему при ударе капель о крышу. На чём основана такая возможность?
3.Струна длиной 60 см издает звук с частотой основной моды 1 кГц. Какие обертоны может иметь звук? Чему равна скорость звука в струне?
4.Определите интенсивность звука в кабине автомобиля, если уровень интенсивности 69,9дБ.[5 MKВТ/М2]
Тема исследования № 3: «Распространение звука»
Проблемный вопрос: Как зависит скорость звука от среды?
Цель:
изучить процесс распространения звуковой волны, познакомить учащихся с условием возникновения звуковой волны, формулой расчета скорости волны, выяснить с какими скоростями распространяются звуковые волны в различных средах;
совершенствовать умение логически мыслить, решать качественные и расчетные задачи;
проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные при изучении темы.
Еще одна тема, при знакомстве с которой ученики узнают, что звуки распространяются в воздухе в виде звуковых волн; молекулы воздуха сначала сближаются друг с другом, потом удаляются друг от друга, затем вновь сближаются, и так далее, — в результате этого и образуются звуковые волны. Обязательно обращается внимание на необходимое условие распространения звуковой волны и зависимость скорости звука от среды и от свойств среды. Изучение темы начинается с исторического экскурса в 18 век, когда впервые была измерена скорость звука. В качестве интерактивных средств в сценарий урока включается демонстрация с СD-диска «Физикус» компании «МедиаХауз». Проверка знаний осуществляется с помощью вопросов, задач, заполнения таблиц. Каждый вопрос, проблема, мнение, результат проведенного эксперимента могут стать предметом обсуждения на форуме.
'Гипотезы, которые могут выдвигать школьники при изучении темы:
1. Скорость звука в разных средах неодинакова.
2. Скорость звука в разных средах одинакова.
3. Пористые и упругие тела неодинаково проводят звук.
Примерные вопросы, эксперименты и задачи по теме:
Эксперимент №1.
Сделайте игрушечный «телефон», состоящий из двух коробок, соединенных натянутой проволокой, Почему такое устройство позволяет переговариваться тихим голосом на расстоянии в несколько десятков метров.
Эксперимент №2.
Если ударить молотком по одному концу длинной металлической трубы(например, водопроводной), то стоящий у другого конца трубы услышит двойной удар. Почему?
Эксперимент №3.
Карманные часы, положите на одном конце стола, приложив ухо к другому концу стола можно отчетливо услышать даже такой слабый звук, как тиканье карманных часов.
Вопросы:
1. Может ли звук распространяться в газах, жидкостях, твердых телах? Ответы подтвердите примерами.
2. Какие тела лучше проводят звук: упругие или пористые? Приведите примеры упругих и пористых тел.
3. Каким образом обеспечивают звукоизоляцию помещений, т. е. защищают помещения от посторонних звуков?
4. Каким образом у человека вызывается ощущение звука?
5. Какую волну представляет собой звук, распространяющийся в газах и жидкостях?
6. Как была измерена скорость звука в воздухе?
7. От чего зависит скорость распространения звука в воде?
Задачи.1. Объясните, как слуга из рассказа «Барон Мюнхаузен» смог узнать, что скороход заснул: «Я позвал своего слугу, того самого, который слышал, как растет трава в поле. И спросил его, не слышит ли он топота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил, к моему величайшему горю, что бездельник скороход заснул».
2. Герой рассказа О. Генри ударил поросенка с такой силой, что он полетел, «опережая звук собственного визга». С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросенок, чтобы описанный случай произошёл в действительности?
3. Почему в туман гудки паровозов, пароходов слышны на более далеком расстоянии, чем в солнечную погоду.
4. Почему мы не слышим грохота мощных процессов, проходящих на Солнце?
5. Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 343 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния? (3430 м.)
6. Наблюдатель услышал раскаты грома спустя 6 с после вспышки молнии. На каком расстоянии произошел грозовой разряд? (Скорость v звука в воздухе принять равной 1/3 км/с.)
7. Определить длину звуковой волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волны равна 340 м/с.
8.Определите скорость звука в воде, если источник звука, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны длиной 2,9 м.
9.Звуковые колебания распространяются в воде со скоростью 1480 м/с, а в воздухе - со скоростью 340 м/с. Во сколько раз изменится длина звуковой волны при переходе звука из воздуха в воду?
Тема исследования № 4: "Отражение звука. Эхо"
Цель:
изучить процесс отражения звука от различных препятствий, познакомиться со способами усиления звука, выяснить условия возникновения резонанса;
совершенствовать умение логически мыслить, решать качественные и расчетные задачи;
проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные при изучении темы.
Проблемный вопрос: Когда мы слышим эхо?
Еще одна тема, изучение которой расширяет кругозор учащихся по разделу «Акустика». Каждый из нас знаком с таким звуковым явлением, как эхо. Изучая тему, школьники узнают, что эхо образуется в результате отражения звука от различных преград - стен большого пустого помещения, леса, сводов высокой арки в здании. И отвечают на вопрос: почему мы не слышим эха в небольшой квартире? Ведь и в ней звук должен отражаться от стен, потолка, пола. Проведение экспериментов дает возможность либо подтвердить, либо опровергнуть выдвигаемые гипотезы. Кроме того, эксперименты позволяют выяснить условия возникновения резонанса. Проверка знаний осуществляется с помощью вопросов, задач, тестов. Дополнительно указываются адреса сайтов, на которых можно принять участие в оnline тестировании.
Гипотезы, которые могут выдвигать школьники при изучении темы:
1. Отражение звука не зависит от наличия предметов в комнате.
2. Звук можно усилить, не повышая голоса.
3. Можно рассчитать наименьшее расстояние до преграды, чтобы услышать эхо.
4. Можно заставить звучать предмет, не дотрагиваясь до него.
Примерные вопросы, эксперименты и задачи по теме:
Эксперимент №1.
Опустите в сосуд с водой ручные водонепроницаемые часы и расположите ухо на некотором расстоянии. Звук почти не слышен. Расположите над сосудом под углом 45° плотный картон или книгу. Почему происходит усиление звука?
Эксперимент №2.
1.Поставьте рядом два одинаковых камертона, обратив отверстие ящиков, на которых они укреплены, друг к другу
2.Ударьте один из камертонов и приглушите его пальцами. Наблюдайте, как звучит второй камертон.
3.Возьмите два разных камертона или прикрепите к одной из ножек камертона кусок пластилина (т.е. различной высоты тоны), повторите опыт. Звучит ли второй камертон?
вопросы:
1. Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате, но возникает в большом полупустом зале?
2. Может ли возникнуть эхо в степи?
3. Стекло поглощает звук меньше, чем воздух. Почему же уличный шум лучше слышен при открытых окнах?
4. Для чего камертоны устанавливают на резонаторных ящиках?
Задачи.
1. С какой скоростью распространяется звук в атмосфере Венеры, если эхолот спускаемого аппарата космического корабля на высоте h = 1 км принял сигнал, отраженный от поверхности Венеры, через 8 с после излучения? (250 м/c)
2. Какова глубина моря, если промежуток времени между излучением и приемом сигнала эхолота t = 4 с, скорость звука в воде равна 1500 м/с? (3 км)
3. Во сколько раз изменится длина звуковой волны при ее переходе из воды в воздух? скорость звука в воздухе равна 343 м/с, скорость звука в воде равна 1483 м/с. Учтите, что частота волн при переходе из одной среды в другую не изменяется ( ~ в 4 раза.)
4. Частотный диапазон рояля от 90 до 9000 Гц. Найти диапазон длин звуковых волн в воздухе? скорость звука в воздухе = 340 м/с. (~ 3,8 м, ~ 0,038 м)
Тема исследования № 5: "Ультразвук и инфразвук"
Цель:
познакомить учащихся с понятиями ультразвук и инфразвук, выяснить источники ультразвука и инфразвука, их применение и влияние на жизнь человека;
совершенствовать умение логически мыслить, решать качественное и расчетные задачи;
проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные при изучении темы.
Проблемный вопрос: Как звуки влияют на человека?
План изучения темы таков: сначала учащимся предлагается ознакомиться с материалами печатных и Интернет-ресурсов по учебной теме «Ультразвук и инфразвук». Согласно поставленным гипотезам, проанализировать изученный материал. Представить результаты своего исследования в виде творческого отчета по одной из предложенных тем. Он должен состоять из текстовой, графической и звуковой составляющих, объединенных в виде сайта, презентации, фильма или учебного пособия.
Примерные темы для творческого отчета:
Звуки могут лечить.
От каких звуков надо защищать человека?
Что полезно слушать?
Ультразвук или о чём говорят дельфины?
Гипотезы, которые могут выдвигать школьники при изучении темы:
1. Ультразвук и инфразвук полезны для человека.
2. Ультразвук и инфразвук не влияют на человека.
3. Ультразвук и инфразвук оказывают вредное воздействие на человека.
Примерные вопросы и тесты по теме:
Вопросы:
1. Что такое ультразвук?
2. Что такое инфразвук?
3. Кто издает и воспринимает ультразвук и инфразвук?
4. Что такое ультразвуковая дефектоскопия?
5. Как ультразвук используют в медицине?
6. Где человек использует инфразвук?
Тесты
1. На поверхности океана волны достигают 300 м, а ее круговая частота 0,46 рад/с. Скорость распространения такой волны равна:
1) 138 м/с 2) 652 м/ 3) 22м/с 4) 430 м/ 5) 46 м/с
2. Рыболов заметил, что при прохождении волны поплавок за 10 с совершает 20 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волны равно 1,2 м.. С какой скоростью распространяется волна по поверхности воды?
1) 2,4 м/с 2) 0,6 м/с 3) 1,2 м/с 4) 1,8 м/с 5) 0,2 м/с
3. Во сколько раз изменится длина звуковой волны при переходе звука из воздуха в воду, если скорость звука в воде 1460 м/с, а в воздухе 340 м/с?
1) увеличится в 4,3 раза 2) уменьшится в 4,3 раза 3) увеличится в 2,1 раза 4) уменьшится в 2,1 раза 5) не изменится.
Опыт «Хотите увидеть звук?»
а) Хотите «увидеть» звук? Натяните полиэтиленовый пакет на глубокую чашку или пластиковый контейнер как можно туже, а сверху на него насыпьте соль или сахарный песок. Поднесите противень к чашке и ударьте несколько раз в него деревянной ложкой. Как вы думаете: почему начинают подпрыгивать частицы соли и сахара?