Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - изучение методики организации исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физике по теме «звук».
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Дать общее понятие о теме «звук»;
Изучить условия успешного использования и организации домашних экспериментальных работ по теме «Звук»;
Раскрыть логическую связь выполнения домашних экспериментальных работ по данной теме;
Ознакомить с методами применения организационных и эмоциональных стимулов усиливающих познавательный интерес учащихся.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ 14
ДОМАШНЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 14
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ 14
ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ 14
1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 24
1.2. ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ 38
2.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРАКТИКУМА 38
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ ЗВУК 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 63
Выполнение домашних экспериментальных работ проходит в спокойной обстановке и не ограничивается временем, как это бывает на уроке. У каждого ребенка есть возможность довести работу до конца. Кроме того, учитель может задавать индивидуальные задания, учитывая уже имеющийся уровень сформированности умений у каждого отдельного ученика, руководствуясь принципом, что обучение должно быть трудным, но посильным. При этом хорошим стимулом и помощью в выполнении заданий станут коллективные и индивидуальные консультации учителя.
Консультации могут быть общими и индивидуальными. Они нужны, когда учащиеся обращаются за помощью по проведению эксперимента. В помощи отказывать нельзя, но ее нужно оказывать в таком объеме, чтобы она стимулировала собственную дальнейшую мыслительную деятельность ребенка, такая помощь (или подсказка) может индивидуальной.
Для правильной организации домашнего экспериментирования учащихся являются целесообразными встречи с родителями, которые могут быть осуществлены на родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и анкетирования. Особенно важной является встреча в начале года, на которой нужно рассказать о целях и значении предлагаемой методики, чтобы родители были помощниками в создании домашней лаборатории, не запрещали ребятам использовать предметы домашнего обихода для проведения экспериментов. Это является хорошим организационным стимулом.
Для того, чтобы представить место и значение домашних экспериментальных работ в общей системе домашних заданий, рассмотрим виды основных учебных работ, которые ученик выполняет дома в определенном сочетании (см. таблицу 3):
Таблица 3
Основные виды учебных работ
№ | Виды работ |
1 | Работа с текстом учебника |
2 | Решение задач |
3 | Выполнение заданий экспериментального характера |
4 | Чтение научно-популярной литературы |
5 | Работа со справочной литературой |
6 | Подготовка к фронтальной лабораторной работе в классе |
7 | Выполнение чертежей, схем, рисунков, графиков |
8 | Подготовка сообщений и докладов |
Между этими видами учебной работы существует определенная связь. Домашние экспериментальные работы учащихся связаны со всеми этими видами работ. Для выполнения домашней лабораторной работы и объяснения опыта или наблюдения учащиеся сознательно обращаются к учебнику, работают со справочной литературой, выполняют чертежи, графики, рисунки, схемы, заполняют таблицы и т.д. Можно сказать, что домашние экспериментальные работы являются важным стимулом для выполнения всех домашних заданий учащихся. Мы их отнесли к предметной и практической группам стимулов.
Рассмотрим более подробно эмоциональные стимулы, усиливающие эффект применения домашних опытов и наблюдений и активизирующих познавательный интерес и мышление подростков.
Уже на первом уроке нужно применить «эффект актуальности», который, несомненно, способствует повышению результативности воспитательного процесса, это может быть рассказ учителя о развитии мышления подростков, которое будет актуально вне зависимости от их дальнейшей деятельности, будет она связано с физикой или нет, или это будет вдохновенный рассказ о том, как интересно самим узнавать о явлениях и законах природы из собственных исследований, стать участниками деловой игры в ученых-исследователей, если же это гуманитарный класс, то им будет интереснее писать сочинения о проведенных исследованиях и т.п., главное, чтобы учитель учитывал то, чем духовно живет детский коллектив.
Попробуем обобщенно представить структурные компоненты метода убеждения словом с точки зрения стимулирования у школьников положительной эмоции. За основу возьмем содержание разговора и его эмоциональную окрашенность. Выразительность.
Требования к содержанию:
Актуальность;
Информативность, новизна;
Выявление причинно-следственных фактов;
Доказательное сравнение.
Эмоциональная окрашенность, выразительные средства речи:
Интонационные: понижение и повышение голоса; смысловая, логическая пауза;
Эмоциональность и экспрессия речи:
- риторические вопросы;
- рассуждения и спросы с воображаемым оппонентом (с учениками в классе);
- диалоги, прямая речь;
-выразительный повтор;
- собственное оценочное отношение;
- мимика, пантомимика (артистизм).
Выделим «антистимулы» в отношении содержания и эмоциональной окрашенной речи учителя:
Стандартная, «дежурная» тематика;
Недостаточная информативная насыщенность, примитивизм содержания;
Однообразие, шаблон, бедность методики – преобладание монологической речи педагога;
Отсутствие эмоциональной окрашенности, выразительных приемов речи;
Преобладание авторитарного стиля отношений.
К эмоциональным стимулам относятся также игра, соревнование, романтика, проблемно-поисковые ситуации, эмоционально-образные средства, общественное мнение, оценки.
Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается как средство, включенное в другие виды деятельности – познавательную, трудовую, художественную и прочие. Это может длительная игра в ученых-исследователей, с подведением итогов в конце года, с вручением премий, присуждением званий и т.п. Это могут быть соревнования, КВНы, где в качестве домашнего задания командам дано проведение экспериментальных исследований, здесь же может присутствовать романтика, возвышенное чувство «приподнятости» участников игры над обыденным видением мира. В игре присутствует соревнование – эмоциональный стимул, направленный на усиление мотивов и активизацию коллективной деятельности.
Говоря о проблемно-поисковом стимуле, мы имеем в виду преднамеренное создание педагогом ситуаций активного обмена мнениями, коллективного поиска истины, спора, поиска правильного решения экспериментальной задачи, хода проведения опыта, создания прибора из подручных средств.
Общественное мнение – это, прежде всего, выражение общности нравственных суждений и оценок в коллективе школьников, коллективная установка на поддержку творческих усилий каждого и отрицательное отношение к тем, кто не работает вместе со всеми в классе.
Эмоциональные стимулы, взаимодействуя с другими средствами и стимулами, описанными нами, создают ситуации, наиболее благоприятствующие решению воспитательных и учебных задач.
Домашние экспериментальные работы, лабораторный и логический практикум подготавливают учащихся к работе над самостоятельным учебным и научным исследованием в рамках исследовательского практикума, который мы вводим для учащихся в 8 классе. Начинается исследовательская работа с простых исследований по физике, истории физики, естествознанию, экологии. В дальнейшем, в 9 классе и в рамках научного общества учащихся, которое продолжает свою работу в старшей школе (10-11класс), исследовательская работа обогащается новыми, более сложными взаимосвязями между понятиями, усложняются и дифференцируются задачи исследования, привлекаются методы исследования из смежных с физикой наук, дополняются психологическими методами исследования и философскими обобщениями.
Исследовательская работа дополняется обсуждениями современных научных проблем в рамках дискуссионного клуба (9 класс). Работе клуба способствует и общий подход к построению тематического курса физики 9 класса, основанный на теории аргументации, включающий в себя как теоретические и практические задания на доказательность суждений, так и постановку вопросов, умение вести дискуссию.
Примерами преемственности сформулированных тем исследований могут служить следующие. В 8 классе учащимся предлагается провести исследование по теме «Принцип симметрии Пьера Кюри и его роль в кристаллографии», в дальнейшем эта тема может трансформировать в исследование межпредметного и мировоззренческого характера «Универсальность принципа симметрии в естествознании, философии и искусстве», которое уже может выйти на научный уровень. Учащимся ,которые проводили в 8 классе физические исследования «Связь физических, психофизических и психологических характеристик цвета» или «Оптические и психологические особенности зрительного восприятия».
Звук являясь самой интересным и легко доступным механическим колебанием на Земле, изучается в курсах физики, поэтому мы предложили несколько тематических заданий, целью которых является исследование физических свойств звука. На примере одной из таких тем, в таблице 4 представлена структура деятельности учащихся при выполнении экспериментальной исследовательской работы по физике.
Таблица 4
Структура деятельности учащихся при выполнении домашнего экспериментального исследования
№ п/п
| Действие
| Цель действия
| Умения, формируемые в процессе выполнения действия
| Пример. Тема: «Распространение звука»
| ||||||
1 этап – мыслительно-ориентировочный | ||||||||||
1
| Определение цели эксперимента
| Формулировка цели работы
| Умение формулировать цель | Определить, как звуковые колебания доходят до уха и воспринимаются ухом? | ||||||
2
| Выдвижение гипотезы
| Выдвинуть предположение о конечном результате
| Умение прогнозировать результат (интуитивно-научное предположение)
| Учащиеся могут выдвинуть гипотезы: 1) Звук передается газообразными телами; 2) Звук передается жидкими телами; 3) Звук передается твердыми телами. | ||||||
3 | Мысленный эксперимент | Выработать программу мыслительных действий по переработке исходной информации | Умение построить цепь рассуждений на базе наглядных образов
| Учащиеся мысленно проводят эксперимент, отвечая на вопросы: что будет, если? как лучше? и т.п. Натяните между ножками стула или двумя гвоздями на стене тонкую стальную проволоку или струну и заставьте ее звучать. Поднесите иголку. Что происходит с иголкой? Почему? | ||||||
4 | Определить условия проведения эксперимента | Формулировка условий успешного прохождения опыта | Умение ориентироваться в условиях опыта | Условия: 1) Проведите опыт как в первом случае, но постепенно натягивайте струну; 2) Сокращайте ее длину; 3) Поднесите к струне пустую бутылку, кружку или другой сосуд. Какое явление наблюдается? Как изменяется частота колебаний струны?
| ||||||
2 этап – технико-подготовительный | ||||||||||
1 | Изучение литературы, описание работы | Сведения о свойствах конкретного объекта и физических основах метода его исследования | Умение обосновать выбор объекта и метода, приводящего к достижению цели | Тема: «Распространение звука»
| ||||||
2 | Отбор приборов и материалов | Научиться самому выбирать необходимые для выполнения данного исследования приборы и материалы | Умение в домашних условиях подобрать необходимые материалы или изготовить приборы из подручных средств | Катушечная нитка, резиновая нить, проволока, стул. |
Продолжение табл. 4
3 | Подготовка к проведению опыта | Схема установки, протокол с таблицами для записи результатов измерений | Умение обосновывать последовательность действий, умение анализировать схему установки, готовить таблицы для записи результатов | Записать в тетради название опыта, цель, гипотезу, условия, последовательность действий, заготовить таблицу 1.Возьмем последовательно катушечную нитку. 2. натягиваем нитку между ножками поставленного набок стула. 3. приводим ее в колебание. 4. послушаем ее звучание. 5. затем для сравнения тоже самое повторяется с резиновой нитью и проволокой. | |||||||||||||
3 этап – опытно-измерительный | |||||||||||||||||
1 | Непосредственное проведение эксперимента согласно его проекту | Научиться самостоятельно проводить эксперимент, производить измерения | Умение работать а приборами, надежно снимать показания, записывать их, выдерживать и фиксировать условия опыта | Из работы Иванова Саши (8а класс шк. №3 г. Курган, 2009 год): «Я взял три нити: обыкновенную катушечную, резиновую и проволоку. Натянул нити последовательно между ножками стула и привел в их действие. Слышимость во всех случаях разная». | |||||||||||||
2 | Заполнение таблицы | Оформить результаты измерений в виде таблицы | Умение заполнять таблицу измерений | Таблица: | |||||||||||||
|
|
|
| № опыта
| Виды нитей | Распространение звука | |||||||||||
1 | обыкновенная катушечная | глухое | |||||||||||||||
2 | резиновая | среднее | |||||||||||||||
3 | проволока (струна) | наилучшее | |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
4 этап – математически-обрабатывающий | |||||||||||||||||
1 | Обработка результатов измерений. Оценка погрешности определения искомых величин | Научиться определять значение величин, измеренных прямо или косвенно и вычислять их погрешности | Умение обрабатывать результаты и оценивать погрешность измерений | Построение графиков зависимости распространения звука от видов нити
| |||||||||||||
2 | Кодирование результатов в виде таблиц, графиков, рисунков |
| Умение вычислять по формулам искомые величины, заполнять таблицы, строить графики, делать рисунки |
| |||||||||||||
5 этап – осмыслительный (аналитико-синтетический) | |||||||||||||||||
1 | Анализ результатов опыта | Проведение мыслительных операций сравнения, анализа, обобщения, установление причинно-следственных связей | Умение построить логические умозаключения, умение сравнивать результат с гипотезой, проанализировать правильность выбранных условий опыта | По графику видно, что звук передается в различных веществах по разному.
| |||||||||||||
2 | Обобщение результатов опыта (вывод) |
| Умение обобщать данные опыта на целый класс подобных явлений | По данным этого опыта, учитывая первоначальные данные опыта, формулируем вывод: разные вещества обладают сравнительно разной звукопроводностью. | |||||||||||||
6 этап - контролирующий | |||||||||||||||||
1 | Составление отчета о работе | Научиться упорядоченной работе в тетради для домашних опытов и наблюдений |
|
| |||||||||||||
2 | Ответить на контрольные вопросы: 1) Какая нить обладает наилучшей звукопровдностью? 2) Чем объясняется хорошая слышимость в этом опыте? | Научиться применять знания | Умение применять полученные знания, объяснять явления природы |
|