Организация исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физики по теме «Звук»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы - изучение методики организации исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физике по теме «звук».
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
 Дать общее понятие о теме «звук»;
 Изучить условия успешного использования и организации домашних экспериментальных работ по теме «Звук»;
 Раскрыть логическую связь выполнения домашних экспериментальных работ по данной теме;
 Ознакомить с методами применения организационных и эмоциональных стимулов усиливающих познавательный интерес учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ 14
ДОМАШНЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 14
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ 14
ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ 14
1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 24
1.2. ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 29


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ 38
2.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРАКТИКУМА 38
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ ЗВУК 47


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61


ЛИТЕРАТУРА 63

Файлы: 1 файл

Организация исслед. дом эксп. по теме звук.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Выполнение домашних экспериментальных работ проходит в спокойной обстановке и не ограничивается временем, как это бывает на уроке. У каждого ребенка есть возможность довести работу до конца. Кроме того, учитель может задавать индивидуальные задания, учитывая уже имеющийся уровень сформированности умений у каждого отдельного ученика, руководствуясь принципом, что обучение должно быть трудным, но посильным. При этом хорошим стимулом и помощью в выполнении заданий станут коллективные и индивидуальные консультации учителя.

Консультации могут быть общими и индивидуальными. Они нужны, когда учащиеся обращаются за помощью по проведению эксперимента. В помощи отказывать нельзя, но ее нужно оказывать в таком объеме, чтобы она стимулировала собственную дальнейшую мыслительную деятельность ребенка, такая помощь (или подсказка) может индивидуальной.

Для правильной организации домашнего экспериментирования учащихся являются целесообразными встречи с родителями, которые могут быть осуществлены на родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и анкетирования. Особенно важной является встреча в начале года, на которой нужно рассказать о целях и значении предлагаемой методики, чтобы родители были помощниками в создании домашней лаборатории, не запрещали ребятам использовать предметы домашнего обихода для проведения экспериментов. Это является хорошим организационным стимулом.

Для того, чтобы представить место и значение домашних экспериментальных работ в общей системе домашних заданий, рассмотрим виды основных учебных работ, которые ученик выполняет дома в определенном сочетании (см. таблицу 3):

Таблица 3

Основные виды учебных работ

Виды работ

1

Работа с текстом учебника

2

Решение задач

3

Выполнение заданий экспериментального характера

4

Чтение научно-популярной литературы

5

Работа со справочной литературой

6

Подготовка к фронтальной лабораторной работе в классе

7

Выполнение чертежей, схем, рисунков, графиков

8

Подготовка сообщений и докладов

 

Между этими видами учебной работы существует определенная связь. Домашние экспериментальные работы учащихся связаны со всеми этими видами работ. Для выполнения домашней лабораторной работы и объяснения опыта или наблюдения учащиеся сознательно обращаются к учебнику, работают со справочной литературой, выполняют чертежи, графики, рисунки, схемы, заполняют таблицы и т.д. Можно сказать, что домашние экспериментальные работы являются важным стимулом для выполнения всех домашних заданий учащихся. Мы их отнесли к предметной и практической группам стимулов.

Рассмотрим более подробно эмоциональные стимулы, усиливающие эффект применения домашних опытов и наблюдений и активизирующих познавательный интерес и мышление подростков.

Уже на первом уроке нужно применить «эффект актуальности», который, несомненно, способствует повышению результативности воспитательного процесса, это может быть рассказ учителя о развитии мышления подростков, которое будет актуально вне зависимости от их дальнейшей деятельности, будет она связано с физикой или нет, или это будет вдохновенный рассказ о том, как интересно самим узнавать о явлениях и законах природы из собственных исследований, стать участниками деловой игры в ученых-исследователей, если же это гуманитарный класс, то им будет интереснее писать сочинения о проведенных исследованиях и т.п., главное, чтобы учитель учитывал то, чем духовно живет детский коллектив.

Попробуем обобщенно представить структурные компоненты метода убеждения словом с точки зрения стимулирования у школьников положительной эмоции. За основу возьмем содержание разговора и его эмоциональную окрашенность. Выразительность.

Требования к содержанию:

   Актуальность;

   Информативность, новизна;

   Выявление причинно-следственных фактов;

   Доказательное сравнение.

Эмоциональная окрашенность, выразительные средства речи:

   Интонационные: понижение и повышение голоса; смысловая, логическая пауза;

   Эмоциональность и экспрессия речи:

- риторические вопросы;

- рассуждения и спросы с воображаемым оппонентом (с учениками в классе);

- диалоги, прямая речь;

-выразительный повтор;

- собственное оценочное отношение;

- мимика, пантомимика (артистизм).

   Выделим «антистимулы» в отношении содержания и эмоциональной окрашенной речи учителя:

   Стандартная, «дежурная» тематика;

   Недостаточная информативная насыщенность, примитивизм содержания;

   Однообразие, шаблон, бедность методики – преобладание монологической речи педагога;

   Отсутствие эмоциональной окрашенности, выразительных приемов речи;

   Преобладание авторитарного стиля отношений.

К эмоциональным стимулам относятся также игра, соревнование, романтика, проблемно-поисковые ситуации, эмоционально-образные средства, общественное мнение, оценки.

Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается как средство, включенное в другие виды деятельности – познавательную, трудовую, художественную и прочие. Это может длительная игра в ученых-исследователей, с подведением итогов в конце года, с вручением премий, присуждением званий и т.п. Это могут быть соревнования, КВНы, где в качестве домашнего задания командам дано проведение экспериментальных исследований, здесь же может присутствовать романтика, возвышенное чувство «приподнятости» участников игры над обыденным видением мира. В игре присутствует соревнование – эмоциональный стимул, направленный на усиление мотивов и активизацию коллективной деятельности.

Говоря о проблемно-поисковом стимуле, мы имеем в виду преднамеренное создание педагогом ситуаций активного обмена мнениями, коллективного поиска истины, спора, поиска правильного решения экспериментальной задачи, хода проведения опыта, создания прибора из подручных средств.

Общественное мнение – это, прежде всего, выражение общности нравственных суждений и оценок в коллективе школьников, коллективная установка на поддержку творческих усилий каждого и отрицательное отношение к тем, кто не работает вместе со всеми в классе.

Эмоциональные стимулы, взаимодействуя с другими средствами и стимулами, описанными нами, создают ситуации, наиболее благоприятствующие решению воспитательных и учебных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

глава 2. Методика организации экспериментально-исследовательской деятельности учащихся по физике через исследовательский практикум

2.1. общие вопросы организации исследовательского практикума

 

Домашние экспериментальные работы, лабораторный и логический практикум подготавливают учащихся к работе над самостоятельным учебным и научным исследованием в рамках исследовательского практикума, который мы вводим для учащихся в 8 классе. Начинается исследовательская работа с простых исследований по физике, истории физики, естествознанию, экологии. В дальнейшем, в 9 классе и в рамках научного общества учащихся, которое продолжает свою работу в старшей школе (10-11класс), исследовательская работа обогащается новыми, более сложными взаимосвязями между понятиями, усложняются и дифференцируются задачи исследования, привлекаются методы исследования из смежных с физикой наук, дополняются психологическими методами исследования и философскими обобщениями.

  Исследовательская работа дополняется обсуждениями современных научных проблем в рамках дискуссионного клуба (9 класс). Работе клуба способствует и общий подход к построению тематического курса физики 9 класса, основанный на теории аргументации, включающий в себя как теоретические и практические задания на доказательность суждений, так и постановку вопросов, умение вести дискуссию.

Примерами преемственности сформулированных тем исследований могут служить следующие. В 8 классе учащимся предлагается провести исследование по теме «Принцип симметрии Пьера Кюри и его роль в кристаллографии», в дальнейшем эта тема может трансформировать в исследование межпредметного и мировоззренческого характера «Универсальность принципа симметрии в естествознании, философии и искусстве», которое уже может выйти на научный уровень. Учащимся ,которые проводили в 8 классе физические исследования «Связь физических, психофизических и психологических  характеристик цвета» или «Оптические и психологические особенности зрительного восприятия».

Звук являясь самой интересным и легко доступным механическим колебанием на Земле, изучается в курсах физики, поэтому мы предложили несколько тематических заданий, целью которых является исследование физических свойств звука. На примере одной из таких тем, в таблице 4 представлена структура деятельности учащихся при выполнении экспериментальной исследовательской работы по физике.

 

 

Таблица 4

Структура деятельности учащихся при выполнении домашнего экспериментального исследования

п/п

 

Действие

 

Цель действия

 

Умения, формируемые в процессе выполнения действия

 

Пример. Тема: «Распространение звука»

 

1 этап – мыслительно-ориентировочный

1

 

 

Определение цели эксперимента

 

Формулировка цели работы

 

Умение формулировать цель

Определить, как звуковые колебания доходят до уха и воспринимаются ухом?

2

 

 

 

 

Выдвижение гипотезы

 

 

 

 

 

Выдвинуть предположение о конечном результате

 

 

 

 

 

Умение прогнозировать результат (интуитивно-научное предположение)

 

 

 

Учащиеся могут выдвинуть гипотезы:

1)       Звук передается газообразными телами;

2)       Звук передается жидкими телами;

3)       Звук передается твердыми телами.

3

Мысленный эксперимент

Выработать программу мыслительных действий по переработке исходной информации

Умение построить цепь рассуждений на базе наглядных образов

 

 

Учащиеся мысленно проводят эксперимент, отвечая на вопросы: что будет, если? как лучше? и т.п. Натяните между ножками стула или двумя гвоздями на стене тонкую стальную проволоку или струну и заставьте ее звучать. Поднесите иголку. Что происходит с иголкой? Почему?

4

Определить условия проведения эксперимента

Формулировка условий успешного прохождения опыта

Умение ориентироваться в условиях опыта

Условия:

1)       Проведите опыт как в первом случае, но постепенно натягивайте струну;

2)       Сокращайте ее длину;

3)       Поднесите к струне пустую бутылку, кружку или другой сосуд. Какое явление наблюдается? Как изменяется частота колебаний струны?

 

2 этап – технико-подготовительный

1

Изучение литературы, описание работы

Сведения о свойствах конкретного объекта и физических основах метода его исследования

Умение обосновать выбор объекта и метода, приводящего к достижению цели

Тема: «Распространение звука»

 

 

 

 

 

2

Отбор приборов и материалов

Научиться самому выбирать необходимые для выполнения данного исследования приборы и материалы

Умение в домашних условиях подобрать необходимые материалы или изготовить приборы из подручных средств

Катушечная нитка, резиновая нить, проволока, стул.

 

Продолжение табл. 4

 

3

Подготовка к проведению опыта

Схема установки, протокол с таблицами для записи результатов измерений

Умение обосновывать последовательность действий, умение анализировать схему установки, готовить таблицы для записи результатов

Записать в тетради название опыта, цель, гипотезу, условия, последовательность действий, заготовить таблицу

1.Возьмем последовательно катушечную нитку. 2. натягиваем нитку между ножками поставленного набок стула. 3. приводим ее в колебание. 4. послушаем ее звучание. 5. затем для сравнения тоже самое повторяется с  резиновой нитью и проволокой.

3 этап – опытно-измерительный

1

Непосредственное проведение эксперимента согласно его проекту

Научиться самостоятельно проводить эксперимент, производить измерения

Умение работать а приборами, надежно снимать показания, записывать их, выдерживать и фиксировать условия опыта

Из работы Иванова Саши (8а класс шк. №3 г. Курган, 2009 год): «Я взял три нити: обыкновенную катушечную, резиновую и проволоку. Натянул нити последовательно между ножками стула и привел в их действие. Слышимость во всех случаях разная».

2

Заполнение таблицы

Оформить результаты измерений в виде таблицы

Умение заполнять таблицу измерений

Таблица:

 

 

 

 

№ опыта

 

 

Виды нитей

Распространение звука

1

обыкновенная катушечная

глухое

2

резиновая

среднее

3

проволока (струна)

наилучшее

 

 

 

 

 

 

4 этап – математически-обрабатывающий

1

Обработка результатов измерений. Оценка погрешности определения искомых величин

Научиться определять значение величин, измеренных прямо или косвенно и вычислять их погрешности

Умение обрабатывать результаты и оценивать погрешность измерений

Построение графиков зависимости распространения звука от видов нити

 

2

Кодирование результатов в виде таблиц, графиков, рисунков

 

Умение вычислять по формулам искомые величины, заполнять таблицы, строить графики, делать рисунки

 

 

 

 

 

 

 

5 этап – осмыслительный (аналитико-синтетический)

1

Анализ результатов опыта

Проведение мыслительных операций сравнения, анализа, обобщения, установление причинно-следственных связей

Умение построить логические умозаключения, умение сравнивать результат с гипотезой, проанализировать правильность выбранных условий опыта

По графику видно, что звук передается в различных веществах по разному.

 

 

 

2

Обобщение результатов опыта (вывод)

 

Умение обобщать данные опыта на целый класс подобных явлений

По данным этого опыта, учитывая первоначальные данные опыта, формулируем вывод: разные вещества обладают сравнительно разной звукопроводностью.

6 этап - контролирующий

1

Составление отчета о работе

Научиться упорядоченной работе в тетради для домашних опытов и наблюдений

 

 

2

Ответить на контрольные вопросы:

1)       Какая нить обладает наилучшей звукопровдностью?

2)       Чем объясняется хорошая слышимость в этом опыте?

Научиться применять знания

Умение применять полученные знания, объяснять явления природы

 

 

             

Информация о работе Организация исследовательского домашнего эксперимента в школьном курсе физики по теме «Звук»