Теория и методика математического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 08:06, реферат

Описание работы

Основное понятие в математике — понятие множества. Множество — это совокупность объектов, которые рассматриваются как единое целое. Мир, в котором живет человек, представлен разнообразными множествами: мно¬жество звезд на небе, растений, животных вокруг него, множество разных звуков, частей собственного тела. Мно¬жество характеризуется различными свойствами, т.е. мно¬жество задано некоторыми характеристиками

Файлы: 1 файл

математика.docx

— 650.98 Кб (Скачать файл)

 

Приемы работы по измерению линейных тел с помощью условной мерки.(старшая группа).

 

В детском саду дети должны овладеть несколькими видами измерения условной меркой, которые выделяются в зависимости от особенностей объекта и мерки. К первому виду следует отнести «линейное» измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок  учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов. Второй вид —-определение объема сыпучих веществ: кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымеряют количество крупы, сахара в пакете, в мешочке, в тарелке и т. д. Наконец, третий вид — это измерение объема жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов или кружек молока в бидоне, воды в графине, чаю в чайнике и т. д. 
Какой же—из этих видов измерения легче, с чего начинать обучение? Некоторые педагоги предлагают в качестве первоначального «линейное» измерение, другие — определение объема жидких и сыпучих веществ. Несмотря на различие объектов, сущность измерения условной меркой одна и та же во всех рассмотренных случаях. Учитывая то, что дети в практической деятельности чаще всего имеют дело с измерением длин, да и в школе измерение отрезков предшествует измерению других объектов, следует отдать предпочтение «линейному» измерению. 
Для введения измерения условными мерками следует научить выделять в предметах определенные признаки (длину, высоту, ширину, объем), соизмерять объекты по этим признакам, определяя их равенство или неравенство. Следовательно, этой работе должно предшествовать формирование представлений о величине как свойстве предметов. К моменту овладения навыками измерительной деятельности у детей должны быть прочными навыки счетной деятельности. 
Педагог заранее продумывает и отбирает предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. Объекты для измерения и мерки могут специально изготавливаться взрослым с привлечением детей (полоски бумаги, палочки, ленты и т. д.) или браться готовыми. Для измерения привлекаются самые разнообразные бытовые предметы: веревки, тесьма, детали строительного материала (бруски), подкрашенная вода, песок, пакеты, мешочки, миски, тарелки, стаканы, чашки, ложки, банки и т. д. Широко применяются естественные мерки: шаг, горсть, расставленные в стороны руки и т. д. Объекты для измерения ребенок может сам находить в окружающей обстановке: длина, ширина, высота стола, стула, шкафа, аквариума, количество семян, корма для рыбок, воды, необходимой для полива растений, и многие другие. Следует постепенно расширять круг предметов, вовлекаемых в процесс измерения. Это способствует более быстрому и прочному формированию навыков, переносу их в разные ситуации. 
В оборудование педагогического процесса при обучении измерению включаются при необходимости карандаши, ножницы, так называемые фишки-эквиваленты — мелкие однородные предметы (кружки, квадраты, треугольники, палочки, пуговицы и т. д.), служащие для точного подсчета числа мерок. 
Обучение измерению требует разнообразного оборудования для показа воспитателем способов действия и самостоятельной деятельности детей. Чем больше будет варьироваться материал и упражнения с ним, тем прочнее сформируются измерительные навыки. 
Овладение детьми элементами измерительной деятельности складывается из суммы знаний, умений и навыков, формируемых в упражнениях с дидактическим материалом под руководством педагога. 
Упражнениям, которые предлагаются для выполнения детям, целесообразно по возможности придавать практическую направленность: измерить полоски меркой и выбрать равные по длине и ширине для плетения ковриков; измерив ленту, разделить ее на равные части, чтобы хватило всем девочкам в группе; отмерить нужное количество воды для полива растений, корма для рыбок и т. д. Задания, предлагаемые в такой форме, будят мысль, активизируют знания, способствуют выработке гибкости навыков. 212 
Воспитателю следует продумывать способы и приемы использования материала, а также организации работы детей для создания условий по увеличению числа упражнений с целью закрепления навыков и умений. 
Такие упражнения организуются на занятиях по математике и вне их: в процессе игр, труда, занятий, по другим разделам «Программы воспитания и обучения в детском саду». 
Основной путь в обучении может быть охарактеризован следующим образом: вначале детям поясняют смысл и значение деятельности, которой им необходимо овладеть, показывают способы выполнения действий, сообщают сумму правил, которыми следует руководствоваться. Затем ребенок практически овладевает этими способами, получая конкретные задания по измерению различных объектов. 
Введение нового вида деятельности — измерения — осуществляется по-разному. Можно начать эту работу с объяснения необходимости измерения в практической и хозяйственной деятельности людей. При этом важно активизировать имеющиеся у детей представления, полученные в процессе наблюдений на экскурсиях (например, за трудом продавцов в магазине). Можно создать проблемную ситуацию, поставив детей в условия, когда они сами придут к выводу о необходимости измерения (определить, можно ли повесить книжную полку в простенке между окнами; хватит ли в чайнике чаю для всех и т.д.). 
Интерес к новой деятельности, которой предстоит овладеть, можно вызвать, сообщив детям, что в школе они будут продолжать учиться измерять. Научившись измерять, они смогут свои умения применить в различных делах. 
Затем сообщается ряд правил (алгоритм), по которым протекает процесс измерения. Например, при «линейном» измерении следует: 
1) начинать измерять соответствующую протяженность предмета надо с самого начала (правильно определить точку отсчета); 
2) сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки; 
3) перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх — при измерении ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно); 
4) при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть; 
5) перемещая мерки, надо не забывать их считать; 
6) окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат. 
Алгоритм измерения объемной меркой жидких и сыпучих веществ включает требования: соблюдение полноты мерки, сочетание измерения со счетом, отражение способа и результата действий в речи. 
Показ с объяснением приемов измерения должен быть четким, ясным, немногословным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребенка. Дети получают задания в конкретной форме. 
При этом воспитатель подчеркивает, что следует измерить (что сделать), как (указывает последовательность действий и требования к ним), кто с кем будет измерять  (организация работы). 
На первых порах дети затрудняются в одновременном выполнении измерительных действий и счете мерок. Чтобы облегчить задачу, вводятся фишки-эквиваленты в виде каких-либо предметов, одинаковых по размеру и небольших по величине. Отложив мерку, ребенок одновременно откладывает фишку-эквивалент. Подсчитав их количество, дети узнают, сколько мерок получилось при измерении, и тем самым определяют величину измеряемого объекта в точных количественных показателях. Благодаря введению фишек-эквивалентов непрерывное представляется через дискретное, устанавливается взаимно однозначное соответствие между мерками и их заменителями. Этот прием позволяет ребенку осмыслить сущность измерения, его результат независимо от того, что измеряют. Особенно необходим он на первых занятиях по освоению нового вида измерения условной меркой. Постепенно необходимость в использовании фишек-эквивалентов исчезает. 
Упражняя детей в каждом конкретном случае, важно подчеркнуть, что и чем измеряется, каков результат. Это поможет разграничить объект, средство и результат измерения, так как в дальнейшем дети будут устанавливать более сложные отношения между ними. Следует обращать внимание на точность формулировок ответов на вопросы: «Что ты измерял?» — «Я измерил длину ленты (ширину стола, высоту стула и т. д.)». «Чем измерял?» — «Меркой».— «Какой?» — «Веревкой». Часто дети вместо слова измерил используют не совсем точный глагол смерял, смерил. Такие неточности необходимо предупреждать и исправлять. 
Результаты измерения осмысливаются благодаря вариативным вопросам: «Сколько раз уложилась мерка при измерении? Сколько получилось мерок? Какова длина стола? Сколько стаканов крупы помещается в миске? Как ты догадался, что...? Почему так получилось? Что обозначает число, которое получилось при измерении?» Наряду с числом в оценке величины предметов могут участвовать и вспомогательные средства измерения — фишки-эквиваленты. 
Определяя результат измерения, надо учить детей связывать получаемое число с названием мерки (длина стола равна четырем меркам, в тарелке две чашки крупы, в банке три стакана воды и т. д.). 
Детей нужно подвести к пониманию того, что для каждого объекта подбирается мерка одного и того же рода с ним: «Какими мерками можно измерить длину комнаты? Годится ли эта мерка для измерения крупы в тарелке? Какую мерку из нескольких лучше взять, чтобы определить, сколько воды в банке?» И т. д. Обобщая детские ответы, воспитатель подчеркивает необходимость продуманного подхода к выбору мерки, которая должна соответствовать измеряемому свойству, быть удобной для работал. Используя разные мерки при измерении одного и того же объекта, самостоятельно подбирая или выбирая их из нескольких, они осознают ее условность. С этой же целью следует превращать саму мерку в  объект для измерения. «Можно ли измерить саму мерку? Как это сделать и чем?» — спрашивает воспитатель детей. Постепенно дети с помощью взрослого приходят к пониманию: мерка — это предмет для измерения, мерки могут быть разными. 
Нередко от детей требуют использования словосочетания условная мерка без понимания его смысла. Скорее всего этот термин предназначен педагогу и активное включение его в речь ребенка не обязательно. Однако некоторое пояснение можно дать в такой форме. «Длину подоконника можно измерить разными мерками. Какие вы предлагаете взять? — спрашивает воспитатель детей. (Они отвечают, что можно использовать ленту, полоску бумаги, палочку, брусок, и договариваются о выборе одной из них для измерения.) — Мерка, которую мы берем, будет условной меркой, потому что мы сами условились именно ею измерить длину подоконника. Каждый раз мы пользуемся условными мерками, потому что вначале договариваемся, чем будем измерять». 
На начальных этапах работы условная мерка при измерении объекта должна укладываться в нем небольшое и целое число раз (2—3). Этому требованию должны отвечать все вовлекаемые в процесс измерения объекты. Затем детей следует познакомить с правилом округления результатов измерения, которое позволяет использовать более разнообразные мерки и объекты для измерения. Суть правила заключается в том, что если остаток при измерении меньше половины мерки, то он не учитывается, если больше половины, то приравнивается к целой мерке при подведении итогов, если равен половине мерки, то засчитывается как половина мерки (высота шкафа семь с половиной мерок). 
В процессе выполнения заданий необходимо исправлять, а еще лучше предупреждать ошибки, которые дети часто допускают. 
При «линейном» измерении: 
— неправильно устанавливается точка отсчета, измерение начинается не от самого начала (края) предмета; 
— мерка перемещается произвольно, т. е. прикладывается на каком-либо расстоянии от метки; 
— мерка непроизвольно сдвигается вправо или влево, вверх или вниз (иногда в двух направлениях одновременно), так как слабо фиксируется ее положение на плоскости; 
— дети забывают считать мерки, поэтому, выполнив измерение, не называют его результата; 
— вместо отложенных мерок подсчитываются черточки-отметки; 
— при измерении длины и ширины одного и того же предмета пропускается начальный отрезок (определенная часть предмета не относится ребенком к длине и ширине одновременно). 
При измерении объемными мерками жидких и сыпучих веществ: 
— нет равномерности в наполнении мерок, отсюда результаты либо преувеличены, либо уменьшены; 
— чем меньше остается измеряемого вещества, тем меньше наполняемость мерки; 
— не сочетаются счет и измерение. 
Отношение детей к полноте объемной мерки в значительной степени обусловлено установкой, данной до измерения; при соответствующей установке они более внимательно следят за этим. С этой же целью сыпучие вещества размещаются вначале на столе кучками, равными мерке, а подкрашенная вода разливается в одинаковые прозрачные емкости. Впоследствии, действуя объемной меркой, можно выливать или ссыпать вещества в одну посуду. 
Хорошо зная типичные ошибки и недостатки измерительных действий, воспитатель осуществляет контроль за формированием навыков. Можно поручать детям находить и исправлять ошибки товарищей. Такой взаимоконтроль способствует развитию учебной деятельности у дошкольников, но его использование возможно при наличии у детей опыта измерений. В некоторых случаях педагог прибегает к демонстрации явно неправильных способов измерения с тем, чтобы предупредить ошибки. Вопросы: «Кто заметил ошибку в измерении? Как ее исправить? Как правильно измерить?», требование рассказать, как выполнялось задание, помогают детям осмыслить результат своей деятельности. Следует добиваться от детей понимания того, что измеряется не предмет, а его конкретное свойство (длина, ширина, высота, объем и т. д.), в результате чего получается количественная характеристика величины предмета. 
По мере накопления опыта ребенок может выполнять задания вполне самостоятельно и контроль с процесса измерения переносится на результат. Педагогу следует требовать точности, аккуратности, внимания, показывая, к чему приводит нарушение правил 
измерения. 
В процессе обучения измерению используются разные формы организации деятельности детей: коллективная и индивидуальная. Они зависят от степени сформированное™ измерительных навыков и умений, характера привлекаемого материала. Когда сформированы некоторые навыки, выполнение одного задания можно поручить нескольким детям: «Саша и Миша будут измерять полоской бумаги длину подоконника». Совместная деятельность приучает согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. При выполнении измерительных работ дети могут располагаться за столом и в разных местах групповой комнаты в свободной позе. 
Первоначальное обучение измерению требует 10—12 занятий. Для этой работы отводится обычно часть занятия, а остальное время посвящается реализации других требований программы развития математических представлений. Обучение новому виду измерения может осуществляться в течение всего занятия. Постепенно обучение измерительной деятельности перемещается из первой части занятия в другие, в том числе заключительную. Это можно связать с фазными программными задачами развития математических представлений. 
Упражнения в измерениях могут организовываться на участке детского сада. В этих случаях предварительно продумывается, что и чем будет измеряться, а также распределение детей при выполнении практических работ. 
С целью закрепления навыков можно давать домашние задания в измерении объектов. Важно, чтобы этот прием не был формальным. Воспитателю следует поинтересоваться выполнением домашнего задания. 
Собственная измерительная деятельность детей должна сочетаться с наблюдением измерительной деятельности взрослых в процессе их труда. Такие наблюдения проводятся постепенно, в течение всего процесса обучения измерению. Приобретенные на занятиях по математике знания и навыки измерения следует закреплять на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию, в процессе труда в природе, в быту и т. д. Можно рекомендовать родителям привлекать детей к посильным измерениям в домашних условиях, предварительно познакомив их с возможностями дошкольников в этом плане.  

Ориентировка детей на собственном теле(младший возраст).

При обучении детей ориентировке на собственном теле, используются следующие приемы: зрительно - осязательное обследование своего тела ребенком, рассматривание себя  в зеркале, нахождение и называние частей своего тела, соотношение частей своего тела с телом другого ребенка, зрительно- осязательное обследование куклы

.Перед педагогом  стоят задачи:

- учить отличать  и называть правую и левую  руки, учить ориентироваться на  самом себе; ребенок должен овладеть  умением самостоятельно выделять  на себе стороны справа,  слева, вверху и т.д.\

Дети овладевают ориентировкой на себе в младшем возрасте.

Вначале года обследовала детей на ориентировку детей на себе, не все справились с заданием. Так, например на вопрос “Что у тебя спереди?” Аня ответила:” Ноги”, а Миша: “Голова”. В знании правой и левой руки путались. Так на занятии по Изо брали карандаш не в правую, а в левую руку. Хотя перед этим  было сказано, чтобы взяли карандаш в правую руку. Во время одевания путали , где правый а где левый ботинок.

Проводя первоначальное обследование сделала вывод, что необходимо провести обширную работу по усвоению ориентировки на себе и в пространстве .Пространственное представление д детей развиваю используя режимные моменты; при умывании, одевании, приеме пищи, во время утренней гимнастики, дидактических и подвижных  игр. Во время утренней гимнастики предлагаю взять детям в правую руку красного цвета  флажок, а в левую зеленого цвета; топнуть правой (левой) ногой и т.д. На занятиях по Изо - деятельности обращаю внимание в какой руке карандаш, кисточка. Особое внимание уделяю индивидуальным занятиям.

Во время умывания и одевании , говорю с детьми и и называю части тела :вымой глазки, носик, ручки и т. д. Проводятся дидактические игры: “Оденем куклу” , “Купание кукол”, “Укладывание куклы спать”

Опираясь на приобретенные детьми умения ,можно дальше учить определять пространственные направления от себя, налево, направо и т, д.

 

План-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме:  
Конспект занятия по ФЭМП "Порядковый счет, соотнесение числа с количеством, геометрические фигуры"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Цель:  - формирование навыков порядкового счета в пределах 5

- повторение геометрических  фигур

- развитие пространственной  ориентировки

- соотнесение числа  и количества 

 

Программное содержание: 

- Повторение в  речи количественных и порядковых  числительных (один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый);

Формирование умения отвечать на вопросы «Который по счету?», «Сколько всего?». Совершенствование навыков соотнесения числа и количества в пределах 5. Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). Соотнесение фигур по цвету. Продолжать обучение конструированию предметных композиций из геометрических фигур. Учить детей работать в парах. 

Цель:  - формирование навыков порядкового счета в пределах 5

- повторение геометрических  фигур

- развитие пространственной  ориентировки

- соотнесение числа и  количества

Программное содержание:  

- Повторение в речи количественных  и порядковых числительных (один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый);

Формирование умения отвечать на вопросы «Который по счету?», «Сколько всего?». Совершенствование навыков соотнесения числа и количества в пределах 5. Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). Соотнесение фигур по цвету. Продолжать обучение конструированию предметных композиций из геометрических фигур. Учить детей работать в парах.

Коррекционно-развивающий блок: развитие зрительного внимания и восприятия, мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, координации речи с движением, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательный блок: Воспитание активности, инициативности, навыков взаимодействия в учебной и игровой деятельности.

Оборудование: Поезд из стульчиков по количеству детей, картинка поезда, геометрические фигуры, прикрепленные на вагончики, билетики с такими же геометрическими фигурами, коробка с куклой Петрушкой, шапочка кондуктора, картинка совы,  искусственные 2-3 елки и пеньки для леса,   картинки - грибочки, цветы, ягоды; мягкие игрушки-животные – ежик, заяц, белка; корзина с муляжами моркови, яблока, гриба; лист с  картинками, наложенными друг на друга; геометрические фигуры для конструирования на подносах + образцы с картинками по количеству детей ;шоколадки-медальки на каждого ребенка, свисток, счетная лесенка 5 ступенек. Магнитофон и 2 диска – 1) звучание звуков природы, 2) песенка Паровозика из Ромашкова

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога и детей

Примечания

1. Орг. момент

- Ребята, сегодня  к нам в детский сад пришла  посылка. Интересно, что в ней?

Я – мальчишка не простой

Любопытный, озорной

Все хочу успеть, узнать

Будете со мной играть?  

- Кто это? (ПЕТРУШКА)

Педагог достает Петрушку и читает загадку

2. Введение в тему

Петрушка: Ребята, а вы любите путешествовать? 

-  Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесу Математики. А Петрушка нам будет помогать.

- Для того, чтобы туда  отправится, нам нужно произнести  волшебные слова:

Раз, два – присели

Три, четыре – полетели,

Пять, шесть – покружились – и у поезда волшебного очутились.

Потихонечку кружатся к стульчикам-вагончикам.

3. Повторение знаний о геометрических фигурах, количественный и порядковый счет

- Посмотрите, необычный поезд – поедем на  нем. Но для этого вам необходимо получить билет.

Чтобы получить билет, дайте правильный ответ: 

- Сколько всего вагончиков?(дети  считают) - А теперь по порядку? (1-й,2-й…)  

- какой формы первый вагон?  

- Какой по счету вагон  круглой формы? И т.д.

Молодцы. Получите билет и займите место в вагоне такой же формы. 

Дети занимают места.

4. Проверка знаний

- В вагонах  есть кондукторы, которые проверяют, чтобы люди не ездили без  билетов. 

- Внимание!!! Проверка билетов.  

- какого цвета ваш билет?  

- какой формы ваш билет?  

- покажите только синие  билеты?...

Подается свисток.

Наш поезд отправляется.

Педагог надевает шапочку кондуктора.

5. пальчиковая гимнастика

Пока поезд едет с детьми проводится пальчиковое упражнение:

Дружба

Дружат в нашей группе 
Девочки и мальчики. 
(Соединять пальцы в "замок"). 
С вами мы подружим 
Маленькие пальчики. 
(Касание кончиков пальцев обеих рук). 
Раз, два, три, четыре, пять - 
Начинай считать опять. 
(Парное касание пальцев от мизинцев). 
Раз, два, три, четыре, пять -  
Мы закончили считать. 
(Руки вниз, встряхнуть кистями).

 

6. Счет в прямом и обратном порядке

- станция Лесная. Выходите из вагончиков. Смотрите, на дереве мудрая сова. Она умеет считать. А вы умеете?

Дети считаю от 1-10 и 10 -1.

Сова вас хвалит и желает удачи в преодолении следующих заданий.

Включается диск «Таинственный лес», на протяжении всего путешествия музыка то убавляется, то становится громче

7. Соотнесение числа с количеством.

- И мы с  вами оказались на поляне. Что  здесь растет? (грибы, цветы, ягоды).

Вам нужно собрать такое количество ягод, сколько нарисовано кругов на карточке.  

- Равиль и Алина – вы соберете столько цветов, сколько кругов на карточке.

Аналогично разделяют детей для грибов и ягод.

Рядом с группами предметов лежат карточки с кругами. Рядом ведра.

8. Развитие зрительного восприятия (зашумленные картинки)

Петрушка: Ребята, смотрите, кто это прячется по елочками? (зайка, ежик, белка).

А давайте мы угостим зверят?

Педагог: Ой, Петрушка, пока мы ехали на поезде, ходили по дорожкам сказочного леса – все угощения да и перепутались.

Петрушка: не расстраивайтесь, ребята нам сейчас помогут разобраться, что же в нашем ведерке.

Дети по картинке узнают угощение, называют, находят в корзине и раздают животным. 

    

У педагога в руках корзина с муляжами угощений.

9. Конструирование из геометрических фигур

Животные вас благодарят за угощение. И они вам приготовили интересное задание. Садитесь за столы. Вам нужно сделать картинку из геометрических фигур.

10. Итог

Молодцы. Вы сегодня справились со всеми заданиями сказочного леса. Но наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Заняли свои места в вагончиках.

Дети выходят из поезда и читают «заклинание».

Раз, два – присели

Три, четыре – полетели

5,6 – покружились и в  нашей группе очутились.

Петрушка: Ребята, понравилось вам путешествие? Я вам приготовил сюрприз за преодоление на вашем пути трудностей – каждому раздает медальки-шоколадки.

Мне пора возвращаться, до свидания.

Включается фрагмент песенки.


 

«Дни недели» 
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе

Задачи:

1. Познакомить  детей с днями недели;

2. Повторить  использование условной мерки;

3. Закрепить  знания о четырехугольниках;

4. Развивать  мышление.

5. Активизировать  речь детей, обогащать ее новыми  понятиями, терминами; уточнять название  фигур, предметов.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество».

Методические приемы:

• Показ, оценка, сюрпризный момент.

• Объяснение, анализ, помощь.

Оборудование:

• игрушка (кот), домик, игры «Танграм», «Дни недели», календарь, логические блоки.  

Ход непосредственно образовательной деятельности

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости, это кот Емеля. Он нам сейчас расскажет веселое стихотворение про дни недели, а вы внимательно послушайте:

1. «Дни недели»

Чтение стихотворения «Дни недели».

Мы спросили у Емели:

- Назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать,

Стал Емеля называть:

- Дядька крикнул мне: «бездельник»

Это было в понедельник.

На чердак я влез и дворник

Гнал меня метлой во вторник,

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял за воротами.

В пятницу дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху.

А в субботу - вот потеха!

На свинье верхом поехал.

В воскресенье отдыхал,

На мосту лежал, скучал,

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

Ребята, какие дни недели вы запомнили? Назовите их. А сейчас я прочту строчки из стихотворения, а вы будете называть, дополнять дни недели: - Дядька крикнул мне: «бездельник»

Это было в ... (понедельник) и т.д.

Дети, мне Емеля коробок принес. Что в нем может быть? Так это дни недели, они не могут отыскать свой дом. Ребята, как вы думаете, где живут дни недели? Это что? (показывает на календарь). Правильно, это календарь. Календари бывают самые разные, вот и мы сделаем у себя в группе домик для дней недели, а называться он будет календарем дней недели.

Каждый день недели — это цветной круг определенного цвета (называем цвета). Давайте договоримся, что понедельник у нас будет обозначаться желтым кругом.

А сколько дней в неделе? Давайте вместе посчитаем! (1,2..7). Всего в неделе 7 дней:

Цифра семь известна всем,

Что сказать о цифре семь?

Ты ведь знаешь дни недели

Посчитай-ка их живей!

Если в счете не собьешься -

Ровно семь получишь дней.

Ребята, а какой сегодня день недели? Мы первый день после выходных пришли в детский сад - это понедельник! Давайте мы на наш календарь наклеим первый день недели — понедельник, он у нас какого цвета? (желтого) (накладываем на большой круг), наклеиваем. 

 

2. Дидактическое упражнение «Подарки в Простоквашино».

Ставлю коробку на стол.

Ребята, кот Емеля говорит, что ему нужно в деревню Простоквашино отослать коробку со сладостями, только он не поймет, сколько туда их поместится.

Давайте мы поможем коту и измерим коробку с помощью цветных полосок. Послушайте правила: откладывать с самого начала, измерять от угла вдоль края, по прямой, отмечать конец мерки, откладывать следующую мерку от отметки, считать количество мерок. Измеряем длину и ширину коробки, называем, чему равны длина и ширина. (Длина коробки равна шести синим меркам). Затем дети измеряют самостоятельно.

- Спасибо, ребята! Вы мне помогли, теперь  я знаю, сколько сладостей я  смогу поместить в эту коробку.

Физминутка.

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим. 

3. Дидактическая игра «Танграм»

Ребята, посмотрите, как много фигур нам принес кот Емеля, они все разные. Какие фигуры Вам знакомы? Назовите их.

Как называются фигуры, у которых три угла, три стороны и три вершины? (треугольники).

Как называются фигуры, у которых четыре угла, четыре стороны и четыре вершины? (четырехугольники).

Давайте выложим дом, в нем будет жить наш кот Емеля. Посмотрите на образец. Из каких геометрических фигур состоит дом? (Дети выкладывают дом).

А теперь выложим самого кота Емелю, видите, кот довольный, разлегся и говорит: «Спасибо»!

Как хорошо у вас получилось! 

4. Дидактическая игра «У кого в гостях мышонок»

У кота Емели есть друг - мышонок Пик, который очень любит ходить в гости. И вот отправился он в город «Логических фигур». Там его ждали круги: красные, синие, желтые.

Зашел мышонок Пик на первый этаж, а к какой фигуре, он говорить не хочет, давайте мы узнаем (анализ расположения фигур). Какие фигуры живут на третьем этаже? На втором?

А теперь мышонок пошел на второй этаж к... (красному кругу).

И на третий этаж, к какой фигуре? (желтому кругу).

- Понравилось  мышонку Пику в гости ходить, но пора домой спешить! Да и  коту Емеле тоже пора домой, он говорит вам до свидания, ему очень у вас понравилось.

Обучение построению сериационных рядов 
детей на материале сказки Л. Н. Толстова «Три медведя»

В процессе формирования  у ребенка целостного и четкого представления об окружающем мире важное место занимает способность воспринимать и правильно оценивать такой признак предметов, как величина.

У дошкольников с задержкой в развитии затруднено формирование точных  и полных представлений о величине. Сравнивая предметы, ребенок может практически выделить признак длины, толщины, высоты, ширины, однако, обозначить эти качества словами для него затруднительно. Это обусловлено недостаточностью глазомера ребенка, бедностью его словаря, а также тем, что понятие величины относительное и определяется только через сравнение предметов по отдельным параметрам.

Информация о работе Теория и методика математического развития