Основы композиции на плоскости. Основные принципы построения композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Изобразительные средства — форма, текстура материала, освещение, цвет — составляющие части, “кирпичики” дизайна. Для того чтобы ваша работа приобрела необходимую выразительность и воздействовала на людей определенным образом, необходимо подать все эти средства единым аккордом, создать композицию.

Файлы: 1 файл

Основы композиции на плоскости.docx

— 202.53 Кб (Скачать файл)

 

9. Основные принципы построения  композиции

 

1. Существуют два типа композиции - замкнутая и открытая. Для передачи  идеи неподвижности, устойчивости  больше всего подходит замкнутая  (закрытая, статичная) композиция. Для  нее характерны устремленные  к центру основные направления  линий, построение по форме  круга, квадрата, прямоугольника  с учетом симметрии. Признак  замкнутой композиции - четкий внешний  контур, нарастание сложности к  центру.

 

Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления  линий - от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм. Ниже приведены примеры замкнутой  и открытой композиций.

 

2. Для передачи движения (динамики) используются:

 

- диагональные линии;

 

- свободное пространство перед  движущимся объектом;

 

- момент кульминации движения.

 

3. Условия для выражения покоя  (статики):

 

- нет диагоналей;

 

- нет свободного пространства;

 

- статичные позы;

 

- симметрия, уравновешенность;

 

- вся композиция вписана в  простую геометрическую форму  (треугольник, квадрат, овал).

 

4. Характерные элементы композиции  объединяются по однород-ным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.

 

5. Построение всей композиции  на контрастах создает напряжение: так, изделиям из керамики противопоставляются  хрустальные сосуды; бабочки выглядят  особенно яркими и живыми на  фоне белых рулонов и листов  бумаги.

 

6. Необходимо соблюдать ограничения  (не больше трех-четырех) в материале,  деталях, цвете, форме. Избегайте  пестроты и дробности, так как  это создает нежелательное ощущение  беспокойства и тревоги. Пестрые,  перенасыщенные изображе-нием композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.

 

7. Если в композиции много  элементов, их располагают группами  по два-три. Для изображения  событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных  центров.

 

8. Следует обеспечить свободное  пространство между группами, чтобы,  не “потерялись” отдельные части  композиции.

 

9. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее  значимые элементы выделяют размещением,  размером, цветом так, чтобы направить  взгляд человека сначала на  них, а затем - на менее важные  детали.

 

10. В соответствии с правилом  золотого сечения наиболее значимый  элемент или группу элементов  располагают примерно на расстоянии 1/3 от края экспозиции.

 

11. Объемность, глубина изображения  достигаются с помощью цвета,  размеров, динамики формы, перспективы,  теней.

 

12. Необходимо соблюдать оптическое  равновесие за счет правильного  размещения крупных, тяжелых,  темных форм относительно малых,  легких, светлых.

 

Эксперимент - залог успеха в творчестве. Создав композицию, не останавливайтесь на достигнутом, пробуйте что-либо изменить. Ставьте задачу нахождения взаимосвязи частей композиции. Убедитесь, что:

 

— ни одна часть композиции не может  быть изъята или заменена без ущерба для целого;

 

— части композиции нельзя поменять местами без ущерба для целого;

 

— ни один новый элемент нельзя присоединить без ущерба для целого.

 

10. Некоторые композиционные приемы

 

Совсем необязательно строить  многоэлементную композицию - можно  использовать минимум деталей, и  чем их меньше, тем сильнее должна быть их характерность, типичность.

 

Можно выразить тему через отдельные  характерные ассоциации с помощью  предметов или комбинаций предметов, способных эти ассоциации вызвать.

 

Правильное построение композиции усиливает впечатление динамики: сравните предлагаемые примеры. Когда  перед автомобилем или фигурой  бегущего человека оставлено свободное  место (пространство), компоновка смотрится  лучше. Ощущение динамики может вызвать  и форма объекта.

 

Выразительные образы реальных объектов можно создавать композицией  абстрактных геометрических форм.

 

Выразительность образа усиливается  за счет преднамеренного искажения, трансформации формы.

 

В монохромной композиции смелее экспериментируйте  с тоном. Кроме черного и белого цветов можно широко использовать промежуточный, серый, тем более, что он до бесконечности разнообразен.

 

Цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру модуляциями  теплых и холодных тонов, с помощью  которых хорошо передается гармоничный  контраст. В рекламном искусстве  применяется также метод сознательного  отказа от гармоничных сочетаний, что  обусловлено назначением рекламы: привлекать зрителя.

 

Часто в качестве декоративного  элемента используется орнамент - особый вид композиции, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнаментальное украшение - самое простое художественное построение, которое тоже подчиняется  законам композиции (ряд примеров был приведен выше). Типичными элементами орнамента являются сочетания геометрических фигур, стилизованных форм живой  природы, произвольных графических  элементов. Повторяющаяся часть  орнамента называется раппорт. Один раппорт порождает практически  неограниченное число орнаментов за счет сдвигов, зеркальной или угловой  симметрии, наложений.

 

Подведем итог. Композиция произведения - показатель художественной культуры дизайнера, чувства меры и стиля. Следуя всем правилам и приемам композиции, нельзя, тем не менее, терять непосредственности, свежести подхода к работе. “Самые неожиданные по новизне композиции, самые экспрессивные углы и точки  зрения рассыпаны в живых картинах жизни в щедром изобилии” (К. Ф. Юон).

 

11. Форма и общие вопросы формообразования. Термины и определения

 

Форма в технической эстетике может  быть определена как средство выражения  внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний  вид (стайлинг). Форма - понятие материальное; ряд свойств материи формирует ее внешнюю выразительность. К ним относятся геометрические характеристики, ориентация в пространстве, цвет, фактура, членение и др. Члененные формы, в свою очередь, обладают такими свойствами, как метр, ритм, пропорции, равновесие.

 

Геометрическая характеристика формы  включает в себя следующие параметры: размеры, геометрическое строение (наличие  ребер, граней, характер линии контура  видимости и др.), вес, плотность, прочность.

 

Визуальное сравнение количества одного и того же свойства в разных формах выражается тремя эмоциональными категориями: тождеством, нюансом и  контрастом.

 

Тождество - это равенство, одинаковость или совпадение свойств различных  форм.

 

Нюанс - незначительное различие свойств сравниваемых форм при Нительном преобладании их сходства. Нюанс — самое изящное и тонкое средство в палитре дизайнера; только в совершенстве овладев им, можно создавать изделия высшего эстетического уровня. Нюансировка — основной процесс, в результате которого вещь при всех прочих достоинствах обретает изысканность.

 

Контраст - резкое качественное различие одинаковых свойств разных форм вплоть до их полного противопоставления. Например, объемные формы — шар  и куб, одинаковые по габаритным размерам, — вызывают ощущение, близкое ощущению контраста между черным и белым  Контрастное восприятие вызывают “тяжелая”  часть формы рядом с “легкой”, широкая — рядом с узкой и т.д.

 

12. Психологическое воздействие  формы объекта на человека

 

Геометрическая форма психологически воздействует на человека и когда  представляет собой единое целое, и  когда образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.

 

Сочетания бывают трех видов:

 

• пассивные соединения - связь  осуществляется посредством дополнительного  элемента. Например, шары гантели соединяются  с помощью третьего элемента - ручки;

 

• активные соединения - два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно, причем форма одного из них является продолжением другого (например, коробка  и ее крышка);

 

• агрессивные соединения - взаимопроникновение  форм элементов, когда один элемент  словно бы врезается в другой, скажем, как топор в полено.

 

• Главная особенность здесь - это  органичность соединения эле-ментов формы, соподчинен-ностъ, без которой целостности формы не достичь. Кроме сочетаний элементов, различают следующие виды форм:

 

• переносная. Такую форму, например, имеет штемпель или шахматная  фигура;

 

• тянущаяся. Подобная форма характерна, к примеру, для салазок;

 

• вращающаяся. Этой формой отличаются, например, цилиндр или винт самолета;

 

• обтекаемая. Такова форма падающей капли или шара. Форма капли  при этом является динамичной, а  форма шара - статичной, но малоустойчивой (сравните со статичной формой куба).

 

Сильным средством эмоциональной  выразительности формы является ее ориентация относительно горизонтальной плоскости, придающая ей устойчивость либо неустойчивость. Форма шара, например, малоустойчива, форма куба - устойчива.

 

Требование напряженности материала  высотных объектов, которое обязательно  следует принимать в расчет для  придания объекту устойчивости, определяет необходимость уменьшения его массы  по высоте. Этого эффекта можно  достичь либо незначительным отклонением  от вертикали внешних плоскостей объекта, либо конусностью поверхностей, либо ступенчатостью объемов с их закономерным уменьшением по высоте.

 

Интересный прием используется в современных высотных зданиях, построенных в форме прямоугольного параллелепипеда. Постепенно, по мере увеличения высоты этажей, окна делаются шире и, соответственно, их количество уменьшается. За счет этого нижняя часть  здания выглядит тяжелее, а вся конструкция  устойчивей.

 

Расчлененность или составленность формы объекта характеризует ее как систему взаимосвязанных элементов.

 

Метр — повторение через равный интервал одинаковых или сходных  визуально воспринимаемых признаков  объекта (бусы, вагоны электропоезда, гирлянды цветов).

 

Ритмический ряд — закономерное изменение(нарастание или убывание) какого-либо определенного, визуально воспринимаемого признака или свойства объекта (ветки у ели).

 

Метрический ряд характеризуется  тем, что отдельные равные части  размещаются через одинаковые интервалы. С его помощью достигается  строгость и уравновешенность.

 

При организации формы особое место  занимает пропорция. Пропорция - равенство  отношений количественной меры одних  и тех же объективных свойств  в сопоставляемых формах, или связь  составляющих внутри сложного целого. Пропорциональность - соразмерность  целого и частей.

 

Пропорционирование - использование пропорций для организации элементов действительной формы объекта в его целостную структуру, то есть определенный метод количественного согласования частей и целого.

 

Различают следующие виды пропорций:

 

• арифметическая: HI - Н2 = Н2 - НЗ, система пропорций подчинена метрическому ряду;

 

• геометрическая: HI : Н2 = Н2 : НЗ. В качестве примера приведем пропорцию золотого сечения;

 

• гармоническая (восемь пропорций):

 

композиция изобразительное средство плоскость

 

a :c = (f – b) : (b – c);              a :c = (b – c) : (b – c);

 

a :c = (b – c) : (a – b);             a :c = (a – c) : (a – b);

 

b :c = (b – c) : (a – b);             b : с = (а – с) : (b – с);

 

a :b = (b – c) : (a – b);             b : с = (а – с) : (а – b).

 

Дизайнер должен обладать обостренным  чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных  особенностей.

 

Пропорции - основное средство оформления композиции. Компонуйте объекты, думая  о пропорциях. Подбирая пропорции, думайте  о композиции. Пропорции определяют:

 

• образность предмета (кресло для  работы и кресло для отдыха состоят  из одних и тех же элементов, а  характер мебели определяется исключительно  пропорциями);

 

• гармонию формы (именно пропорциями  различаются фигуры Аполлона и Квазимодо. Гармония - в пропорциях объекта);

 

• масштабность.

 

Масштабность - соразмерность принятому  эталону (человеку). “Человек есть мера всех вещей”. Эти слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма, довольно точно выражают суть масштабности предметного  мира — всего того, что создает  человек.

 

Масштаб есть одно из начал, влияющих на форму промышленного изделия. Едва на стадии инженерной компоновки хотя бы в самом общем виде прорисуется  форма объекта, как дизайнер начинает ее проработку “по человеку”.

 

Кроме того, именно от формы зависит, считать ли объект большим или  маленьким. Объекты разной масштабности существенно различаются по форме. Восприятие абсолютного размера  объекта зависит от количества деталей, их размеров и формы, пропорций составных  частей. Это объективный закон  восприятия. Анализ форм объектов растительного  и животного миpa свидетельствует о существовании в природе закономерных различий форм большого и малого организма. Сравните недавно вылупившегося птенца и взрослого лебедя, бутон и распустившийся цветок, фигуру ребенка и взрослого человека. Молодые организмы, как правило, меньше по размеру; форма их проще, более обтекаема. Формы взрослого организма обычно сложнее и четче очерчены, имеют другие пропорции и более развитый общий силуэт.

Информация о работе Основы композиции на плоскости. Основные принципы построения композиции