Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:37, курсовая работа
Каждый из процессов имеет свои особенности, заключающиеся в неодинаковой степени решенности характерных проблем, к числу которых нужно отнести уровень энергетических, материальных и трудовых затрат, а также соответствие требованиям экологии и охраны труда. Свойства битумов зависят как от технологии производства, так и от природы исходной нефти. Это позволяет получать битумы, различающиеся по качеству и пригодные для применения в разнообразных областях.
Введение
Технологическая часть.
Расчетная часть.
Выводы.
Содержание.
Введение
Выводы.
Введение.
Битум с давних пор является одним
из наиболее известных инженерно-
В соответствии с большой потребностью
выпуск битума в промышленно развитых
странах достигает больших
Основным сырьем для производства битумов в нашей стране являются остаточные продукты нефтепереработки: гудроны, асфальты деасфальтизации, экстракты селективной очистки масляных фракций. Однако, природные битумы используют незначительно.
Производство нефтяных битумов осуществляют разными способами: продувкой гудронов воздухом (окислением), перегонкой мазутов с глубоким отбором дистиллятов, деасфальтизацией гудронов пропаном. Широко применяют также компаундирование продуктов различных процессов.
В процессах вакуумной перегонки и деасфальтизации получают остаточные и осажденные битумы. Главное назначение этих процессов — извлечение дистиллятных фракций для выработки моторных топлив и деасфальтизации — подготовка сырья для масляного производства. В то же время побочные продукты этих процессов — гудрон перегонки и асфальт деасфальтизации — соответствуют требованиям на битум или их используют в качестве компонентов сырья при производстве окисленных битумов.
Основным процессом
Каждый из процессов имеет свои особенности, заключающиеся в неодинаковой степени решенности характерных проблем, к числу которых нужно отнести уровень энергетических, материальных и трудовых затрат, а также соответствие требованиям экологии и охраны труда. Свойства битумов зависят как от технологии производства, так и от природы исходной нефти. Это позволяет получать битумы, различающиеся по качеству и пригодные для применения в разнообразных областях.
Потенциальная возможность получения высококачественных битумов из нефтей разной природы (сернистых или парафинистых) реализуется лишь при правильном определении не только вклада того или иного процесса в общую технологическую схему производства, но и последовательности их проведения.
В соответствии со способами производства битумы разделяют на окисленные, остаточные, осажденные и компаундированные. Классифицируют битумы и по областям применения.
В наибольшем объеме выпускаются дорожные битумы, которые подразделяются на вязкие (ГОСТ 22245—76), предназначенные для выполнения основных дорожно-строительных работ, и жидкие (ГОСТ 11955—74), предназначенные для удлинения сезона дорожного строительства. Далее по количеству потребления битумов идет кровельная промышленность, и кровельные битумы (ГОСТ 9548—74) подразделяются на пропиточные (для пропитки кровельной основы) и покровные (для создания покровного слоя). Значительная доля битумов используется в строительных работах; это — строительные битумы (ГОСТ 6617— 76). Кроме того, выпускают высокоплавкие мягчители (ГОСТ 781—78) для резинотехнической и шинной промышленности, специальные битумы (ГОСТ 21822-^76) для резинотехнической, шинной и электротехнической отраслей промышленности, изоляционные битумы (ГОСТ 9812—74) для изоляции трубопроводов и битумы для заливочных аккумуляторных мастик (ГОСТ 8771—76).
Мировые мощности по производству нефтебитумов в 2001 г. составляли 111,5 млн.т. Доля России составляет 9,1% (2 место) мировой мощности производства нефтебитумов.
В статье «Применение остатков вторичной переработки нефти в качестве компонентов дорожных битумов» журнала «Нефтехимия и нефтепереработка» говорят, что перед нефтеперерабатывающим комплексом страны остро стоит вопрос увеличения глубины переработки нефти и качественного использования тяжелых нефтяных остатков и приводят следующие данные: глубина переработки нефти на отечественных НПЗ не превышает 70%, тогда как среднее значение этого показателя в странах ЕС — 85%, США — 94% [].
На состояние и развитие
битумного производства в России
оказывает существенное влияние
ряд специфических факторов:
• первый из них - сезонность выработки
битумов основных марок - дорожных, связанная
с четко определенными периодами выполнения
дорожно-строительных работ и порождающая
проблемы для непрерывно функционирующих
нефтеперерабатывающих предприятий
• второй фактор - небольшое различие цены продукта (битума) и сырья и сложность проведения технологических операций с таким высоковязким и низкозастывающим продуктом, как битум.
• третий фактор - неконтролируемый разброс показателей качества поступающего на переработку сырья.
По данным Центрдорконтроля
РДА о том, что около 50% ежегодно
выпускаемых дорожных битумов не
соответствует требованиям
Кроме того, в связи с
огромной территорией России и неравномерным
размещением на ней нефтеперерабатывающих
предприятий в современных
Большинство российских нефтеперерабатывающих
заводов не заинтересовано в получении
высококачественных битумов: во-первых,
российские НПЗ перерабатывают легкие
западносибирские нефти с высоким
содержанием светлых
Следствием указанных причин является ситуация, при которой 50 % дорожных битумов не отвечают требованиям ГОСТ 22245-90. При этом требования ГОСТа давно не удовлетворяют потребителя.
Сегодня дорожники в своем стремлении к повышению долговечности дорог стоят перед дилеммой: покупать битумы за рубежом, при этом транспортные расходы будут весьма велики, или строить специализированные НПЗ по производству битума с использованием в качестве сырья специальных «тяжелых нефтей». Очевидно, что второй путь предпочтительней.
Низкое качество дорожных
битумов по ГОСТ 22245-90 – неудовлетворительная,
недостаточная для условий
Только комплексный подход к решению данной проблемы позволит вывести производство битумов на современный уровень. Такой подход включает:
• улучшение качества сырья
для битумного производства за счет
оптимизации его группового химического
состава, введения активирующих добавок,
использования активирующего
• оптимизацию работы узла
окисления за счет увеличения межфазной
поверхности окисления и
• создание блока компаундирования битума с сырьем с целью расширения ассортимента марок дорожных битумов и исключения отрицательного воздействия утяжеления сырья на качество получаемой продукции;
• создание блока введения полимерных добавок для модифицирования свойств битумов, что позволит организовать производство вяжущих для строительства автомагистралей 1 категории;
• автоматизация как процесса
окисления, так и процессов
• внедрение в практику дорожного строительства такого перспективного вяжущего материала, как битумные эмульсии.
Реализация указанных мероприятий позволит не только повысить качество производимой продукции, но и придаст производству необходимую гибкость по ассортименту выпускаемой продукции.
Основное количество битумов
в мире (от 75 до 80%) вырабатывается окислением.
Этот метод заключается в продувке
слоя нефтяного остатка определенным
количеством технического воздуха
через перфорированный маточник
в специальном аппарате либо периодического
действия (куб-окислитель), либо колонного
типа с постоянной подачей в колонну
гудрона или другого сырья. В
последнем случае процесс получения
битума непрерывный. При подаче воздуха
в гудрон при температуре 200-300 С
нефтяные углеводороды начинают окисляться,
при этом реакции окисления
Процесс окисления органических
соединений кислородом воздуха идет путем
образования, последовательного превращения
и гибели свободных радикалов. Свободные
радикалы могут образовываться из молекул
исходных веществ при би- и тримолекулярном
взаимодействии. Далее происходит последовательное
превращение одних свободных радикалов
в другие и образование продуктов реакции.
Реакция заканчивается обрывом цепи последовательных
превращений, представляющим собой, как
правило, рекомбинацию радикалов. Процесс
ускоряется при введении в систему специальных
веществ — инициаторов, легко образующих
свободные радикалы. В качестве инициаторов
обычно используют пероксиды (перикиси, соединения,
в которых атомы кислорода связан
Взаимно действующий с нефтяным сырьем кислород воздуха расходуется в различных реакциях окисления. Часть кислорода образует воду и диоксид углерода, остальное количество химически связывается компонентами сырья; содержание кислорода в битуме составляет 1—2% (масс.). Распределение кислорода между битумом и газом зависит от температуры окисления и природы сырья. При повышении температуры процесса и уменьшении ароматизованности гудрона количество кислорода в окисленном битуме уменьшается.
Установлено, что кислород связывается с молекулами битума в виде гидроксильных, карбонильных, карбоксильных и сложноэфирных групп. В среднем в сложноэфирных группах содержится 60% химически связанного кислорода. Остальные 40% распределены примерно поровну между гидроксильными, карбоксильными и карбонильными группами в битумах, полученных при температуре окисления 150 °С, а в битумах, полученных при 250 °С, на гидроксильные и карбонильные группы приходится приблизительно по 16—18% и на карбоксильные 5—8%. С повышением температуры окисления увеличивается доля кислорода, расходуемого на образование воды. Образование воды связано как с реакциями образования кислородсодержащих функциональных групп, так и с другими реакциями (дегидрирования). Повышение температуры окисления сопровождается возрастанием роли реакций дегидрирования. Повышение температуры сопровождается увеличением содержания диоксида углерода в отходящих газах окисления и, как отмечалось, уменьшением количества карбоксильных групп. Это может быть объяснено меньшей стабильностью карбоновых кислот при высоких температурах. Разложение кислот приводит к увеличению содержания диоксидов углерода в газах. Происходящее при окислении образование молекул с большой молекулярной массой обусловлено в основном реакциями двух типов: связыванием двух молекул через сложноэфирную группу и посредством связи углерод — углерод. Конденсация по первому типу преобладает при низких температурах, по второму — при высоких.