Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:37, курсовая работа
Каждый из процессов имеет свои особенности, заключающиеся в неодинаковой степени решенности характерных проблем, к числу которых нужно отнести уровень энергетических, материальных и трудовых затрат, а также соответствие требованиям экологии и охраны труда. Свойства битумов зависят как от технологии производства, так и от природы исходной нефти. Это позволяет получать битумы, различающиеся по качеству и пригодные для применения в разнообразных областях.
Введение
Технологическая часть.
Расчетная часть.
Выводы.
Для обеспечения экономичной
работы окислительных
Достаточно простым и надежным методом определения теплового эффекта является следующий метод. Сырье попеременно продувается азотом и воздухом в заданном диапазоне температур. На стадии продувки азотом температура окисляемого материала снижается за счет тепловых потерь, а на стадии продувки воздухом — повышается за счет теплоты реакции, величина которой превышает тепловые потери. При равной подаче азота и воздуха можно принять гидродинамику в реакторе и тепловые потери в окружающую среду на обеих стадиях равными. Далее количественная оценка скорости изменения температур на этих стадиях и общая длительность стадий позволяют рассчитать тепловой эффект реакции окисления сырья до продукта с заданной температурой размягчения. Суммарный тепловой эффект реакции и значения его в разные моменты цикла окисления зависят от вида сырья.
Чем выше температура,
тем быстрее протекает процесс окисления,
но при слишком высокой температуре ускоряется
образование карбенов и карбоидов, которые
предают битумам нежелательную повышенную
хрупкость. Обычно температуру поддерживают
на уровне 250 – 280 0С. (Карбены
и карбоиды - это высокоуглеродистые продукты высокотемпературной
переработки нефти и ее остатков. Карбены
и карбоиды внешне
напоминают асфальтены, но отличаются
более темной окраской и содержат большое
количество кислорода. По своим химическим
свойствам аналогичны смолам и асфальтенам.)
Чем больше расход воздуха,
тем меньше требуется времени на окисление.
При чрезмерно большом расходе воздуха
температура в окислительной колонне
может возрасти выше допустимой. Поэтому
расход воздуха является основным регулирующим
параметром для поддержания нужной температуры.
Общий расход воздуха зависит от химического
состава сырья и качества получаемого
битума и составляет от 50 до 400 м3 на
тонну битума.
Повышение давления в зоне
реакции интенсифицирует процесс, и качество
окисленного битума улучшается. В частности,
повышается пенетрация битума при неизменной
температуре размягчения. Обычно давление
колеблется от 0,3 до 0,8 МПа.
Температура, 0С: |
|
-сырья на выходе из печи |
180 – 250 |
- в окислительной колонне, не выше |
290 |
- битума на выходе из холодильника |
170 – 200 |
- налива битума в цистерны |
170 – 180 |
Давление в окислительной колонне, МПа |
0,3 – 08 |
Расход воздуха, м3 / т битума |
50 – 400 |
Тепловой эффект процесса, кДж / кг битума |
168 – 502 |
Содержание кислорода
в газообразных |
3 -11 |
Отношение, рециркулят : сырьё |
6 : 1 |
Сырьем являются остатки атмосферно-вакуумной
перегонки нефти (гудроны), побочные
продукты производства масел (асфальты
и экстракты). Наилучшим сырьем считаются
остатки высокосмолистых, малопарафинистых
нефтей, наихудшим – остатки
Гудрон представляет собой остаточную
фракцию (450-600°С), полученную
в результате прямой перегонки мазута,
а так же возможен выход гудрона до 30 %
в результате отгонки из нефти кипящих
фракций. Чаще всего гудрон — это вязкая
жидкость темно-коричневого цвета. Встречается
гудрон представляющий собой черный твердый
асфальтоподобный продукт с серебристым
изломом. Состав гудрона: парафиновые,
нафтеновые и ароматические углеводороды (
• дорожные битумы, применяемые в дорожном строительстве для приготовления асфальтобетонных смесей;
• кровельные битумы, используемые при изготовлении кровельных покрытий и различных изделий;
• строительные битумы, используемые при выполнении различных строительных работ, в частности, для гидроизоляции фундаментов зданий;
• специальные битумы, используемые в различных отраслях промышленности.
Ассортимент вырабатываемых битумов.
По назначению нефтяные битумы разделяют на несколько видов:
Дорожные битумы. К ним относятся битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/20 БНД 200/300, применяемые в дорожном строительстве для приготовления асфальтобетонных смесей — одного из главнейших компонентов при строительстве автомобильных дорог. Кровельные битумы используют при изготовлении кровельных покрытий и различных изделий. Они называются кровельными и обозначаются БНД 40/180, БНД 45/190, БНД 90/30, их выработка производится по ГОСТ 9548-74.
Строительные битумы используют при выполнении различных строительных работ, в частности, для гидроизоляции фундаментов зданий. В соответствии с ГОСТ 6617-76 вырабатываются БНД 50/50, БНД 70/30, БНД 90/10.
Для производства изоляционных работ на магистральных нефте- и газопроводах с целью защиты их от коррозии используют изоляционные битумы БНИ-IV, БНИ-V. Выработка изоляционных битумов производится в соответствии с ГОСТ 9812-74.
Битум представляет собой
чрезвычайно сложную смесь
Содержание и химический состав масел в битуме зависят от исходной нефти. В состав масел входят следующие соединения:
Смолы при обычной температуре — это твердые вещества красновато-бурого цвета, плотность их варьируется в пределах 990-1100 кг/м3. Смолы придают битуму твердость, пластичность и растяжимость. Это высокомолекулярные органические соединения циклической и гетероциклической структуры высокой степени конденсации, связанные между собой алифатическими цепями. Кроме углерода (79-87%) и водорода (8,5-9,5%), они в своем составе содержат азот (до 2%), кислород (1-10%) и серу (1-10%). Молекулярная масса смол колеблется от 300 до 2500. Смолы это промежуточная форма между маслами и асфальтенами.
Переход смол в асфальтены связан с дальнейшим увеличением доли атомов углерода в ароматических структурах, увеличением степени их конденсации. Число углеродных атомов в соединениях, входящих в состав смол, составляет 80-100.
Асфальтены — это продукты дальнейшего уплотнения смол. Это твердые, неплавящиеся, хрупкие вещества черного или бурого цвета, нерастворимые в углеводородах нормального строения, спиртах и спиртоэфирных смесях, но хорошо растворимые в бензоле и его гомологах, сероуглероде, хлороформе и четыреххлористом углероде.
Асфальтены — это концентрат наиболее высокомолекулярных соединений нефти (в основном гетероатомных) с молекулярной массой от 1500 до 4000.
Из других структурных составляющих битумов можно выделить асфальтогеновые кислоты и их ангидриды, карбены и карбоиды. Первые — это вещества коричнево-серого цвета, густой смолистой консистенций, хорошо растворимые в спирте или хлороформе, но трудно растворимые в бензине. Обладают плотностью более 1000 кг/м3. Эти соединения стабилизируют коллоидную структуру битума.
Карбены и карбоиды — это высокоуглеродистые продукты высокотемпературной переработки нефти и ее остатков. Карбены нерастворимы в четыреххлористом углероде, карбоиды — в сероуглероде.
Таким образом, битумы представляют собой сложную коллоидную структуру, в которой дисперсной фазой являются асфальтены, карбены и карбоиды, а дисперсионной средой — мальтены.
Свойства нефтяных битумов в значительной мере зависят от размеров частиц дисперсной фазы и ее объемного содержания.
Любое изменение размеров частиц дисперсной фазы в коллоидной структуре битума изменяет его физико-химические свойства и свойства материалов на его основе.
Существуют способы улучшения свойств битумов с помощью создания водобитумных эмульсий. В статье журнала «Нефтехимия и нефтепереработка» «Эмульгаторы водобитумных эмульсий, применяемых в дорожном строительстве» говорится что одной из определяющих в настоящее время тенденций развития дорожного строительства как за рубежом, так и в РФ является все более широкое использование водобитумных эмульсий в качестве вяжущих материалов. Это связано с рядом преимуществ эмульсий перед жидкими битумами, а именно: сокращение расхода битума вследствие получения более тонкой пленки вяжущего на поверхности каменного материала; улучшение условий труда (битумные эмульсии имеют слабый запах, не ядовиты и не горючи); снижение энергозатрат (не требуется нагрев вяжущего); продление сезона строительства и ремонта дорог.
Широкое практическое применение для изготовления битумных эмульсий различного назначения находят катионные поверхностно-активные вещества (ПАВ), в частности длинноцепочечные алифатические амины , получаемые по сложной многостадийной технологии.
Отечественной промышленностью выпускается ограниченный ассортимент катионных ПАВ, многие из которых, обладая высокой эмульгирующей эффективностью, не являются промоторами адгезии. Это вызывает необходимость синтеза новых соединений указанного типа, сочетающих эмульгирующую эффективность с адгезионной активностью[].
В статье журнала «Нефтехимия и нефтепереработка» «Способы модификации битумных эмульсий. Совершенствование эмульсионно – минеральных смесей» говориться о возможности повышения экплутационных качеств битумных эмульсий. Практически все получаемые в России эмульсии относятся к анионным. Это связано со значительной стоимостью катионных эмульгаторов и повышенной коррозионной активностью катионных эмульсий.
Таким образом, изучение битумных эмульсий анионного типа с целью повышения их показателей качества и расширения области применения, а также исследование эмульсионно-минеральных смесей — весьма важная задача. Для снижения стоимости работ по строительству дорожных покрытий возможно использование комбинированных битумных эмульсий с улучшенными адгезионными свойствами. Результаты исследований, описанных в данной статье, позволяют выбрать оптимальный компонентный состав эмульсионно-минеральной смеси[].