Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:44, дипломная работа
Цель создания информационной системы – повышение эффективности функционирования предприятия: сокращение сроков выполнения заказов, сокращение трудовых затрат на обработку, снижение себестоимости услуг, и как следствие, рост прибыли предприятия и повышение конкурентоспособности.
Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.
Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.
Экономическая информационная система (ЭИС) – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой в конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.
Для выработки в сложных
экономических системах эффективных
управляющих воздействий
Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов.
Автоматизированная
С помощью АИС обеспечивается многовариантность расчетов, принимаются рациональные управленческие решения, в том числе в режиме реального времени, организуется комплексная оценка качества производимых изделий, достигаются достоверность и оперативность получаемой и используемой в управлении информации. Использование в управлении компьютерной техники становится неотъемлемым элементом организационных структур экономических объектов.
Состав и структура экономических информационных систем.
Экономическая информационная система состоит из элементов (или подсистем), находящихся в определенных отношениях друг с другом. Множество этих отношений совместно с элементами образуют структуру системы. Таким образом, экономическая информационная система – это часть реальной действительности, представленная в виде множества элементов и отношений между ними.
Наиболее общим разделением подсистем ЭИС является выделение обеспечивающей и функциональной частей.
Обеспечивающая часть ЭИС состоит из информационного, технического, программного, организационного, правового и других видов обеспечения.
Информационное обеспечение представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ЭИС. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
Все виды информации хранятся на своих носителях, составляя информационную базу, на основе которой функционирует ЭИС.
Техническое обеспечение. Технические возможности ЭИС определяются рядом обеспечивающих подсистем, к которым относятся технического обеспечения, организационного обеспечения и др.
Технические средства служат основой построения ЭИС. Мощность этих средств в значительной мере определяет состав решаемых задач управления. К техническим средствам ЭИС – техническое обеспечение – относятся компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника.
Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.
Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.
В состав программного обеспечения
входят общесистемные и специальные
программы, а также инструктивно-
К общесистемному программному
обеспечению относятся
Экономический объект и
информационное обеспечение формируют
методическое обеспечение, определяющее
метод расчета и форму
Этапы получения выходных результатов на основе входной информации формируют алгоритмическое обеспечение.
Организационное обеспечение.
Экономическая информационная система
включает в себя собственный аппарат
управления, обеспечивающий функционирование
всех ее подсистем, как единое целое.
Такое структурное
Правовое обеспечение ЭИС. Оно представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, структуру, функции и правовой статус ЭИС. Правовое обеспечение ЭИС осуществляет правовое регулирование разработки ЭИС и взаимоотношения разработчика и заказчика. Правовое обеспечение этапа функционирования ЭИС определяет ее статус в процессе управления, обеспечение информацией процесса принятия решений и правовое обеспечение информационной безопасности функционирования ЭИС. Правовое обеспечение включает общую и специальную части. Общая содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность ЭИС, а специальная осуществляет юридическую поддержку принятия решений.
Лингвистическое обеспечение объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала ЭИС со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Лингвистическое обеспечение включает:
Эргономическое обеспечение
как совокупность методов и средств,
используемых на различных этапах разработки
и функционирования ЭИС, предназначено
для создания оптимальных условий
высокоэффективной и
ЭИС реализует решение функциональных задач управления, совокупность которых составляет так называемую, функциональную часть деятельности экономического объекта как системы. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем, задач и их комплексов устанавливаются исходя и с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели функционирования. Основными принципами декомпозиции – выделения самостоятельных функциональных подсистем комплексов задач – являются:
Основными носителями информации при автоматизированной обработке являются входные и выходные документы, т. е. утвержденной формы бумажные или экранные носители информации, имеющие юридическую силу.
Документы, содержащие исходные данные организаций и предприятий, принято называть первичными, а документы, содержащие сведения обобщающего характера и используемые для принятия управленческих решений — выходными.
В зависимости от места
возникновения документы
Унифицированная система документации устанавливает общие требования к разработке всех документов и их содержанию, включает формы документов, государственные стандарты и методические материалы, регламентирующие порядок оформления, согласования и утверждения документов.
Так, в соответствии с правилами, утвержденными ГОСТом, первичные документы должны: содержать достоверные данные о состоянии объекта и минимальный, но достаточный объем исходных данных для получения максимальной результатной информации, используемой для управления организацией; обслуживать все звенья и виды хозяйственного руководства и обеспечивать выполнение не только функции учета, но и функции регулирования и оперативного управления; быть максимально приспособленными для машинной обработки и удобными для восприятия человеком; содержать минимум реквизитов документа за счет исключения из него нормативных, расценочных, справочных, а также производных данных; реквизиты, вводимые с клавиатуры в машину, должны быть по возможности сконцентрированы в одной части документа и обведены утолщенной линией.
Первичный документ включает определенный состав реквизитов-признаков, справочных и группировочных, и реквизитов-оснований, исходных и результатных.
Результатная информация
предназначена для целей
Наиболее распространенной и удобной для пользователей формой вывода результатов обработки является печать информации в разнообразных документах, сводках, отчетах, таблицах, удобных для восприятия человеком. Классификация выходных документов приводится в таблице 4.
Таблица 4 - Классификация выходных документов
Признаки классификации |
Виды выходных документов |
Характер отражаемых функций управления |
Прием и ведение заказов, складской учет, управление производством и др. |
Форма представления |
Цифровая, алфавитно-цифровая, графическая |
Продолжение таблицы 4 | |
Признаки классификации |
Виды выходных документов |
Назначение |
Основные, вспомогательные |
Место использования |
Внутренние, внешние |
Периодичность получения |
Ежедневные, декадные, полумесячные, месячные, квартальные, годовые |
Срочность составления |
Оперативные, обыкновенные, несрочные |
Режим получения выходных документов |
Запросный, регламентный, диалоговый |
Характер печати |
Построчные, итоговые |
Количество экземпляров |
Один, два, более двух |
Количество степеней итогов |
Одна, две, три, четыре и более |
Информация о работе Информационная система с элементами интеллектуальности