Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:55, дипломная работа
Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой" закрепляющей в праве волю и интересы народа.
Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.
Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ
1.1ПОНЯТИЕ ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ
ОБЩЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИСТОЧЬНИКОВ ПРАВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ
3.1 ВИДЫ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.2 КОНСТИТУЦИЯ РФ КАК ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЙ ИСТОЧНИК ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.1ПОНЯТИЕ ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИСТОЧЬНИКОВ ПРАВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ
О ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА НА
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
3.1 ВИДЫ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.2 КОНСТИТУЦИЯ РФ КАК
ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЙ ИСТОЧНИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Термин "источник права" обычно имеет два значения.
Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой" закрепляющей в праве волю и интересы народа.
Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.
Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.
Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.
В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения.
В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения бурно обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются дополняются либо принимают ся новые, более прогрессивные, соответствующие рыночный отношениям.
Представляется логичным, приступая к исследованию источников права, проанализировать понятие права, которое всегда вызывало и вызывает широкую дискуссию представителей различных наук (юристов, экономистов, философов, социологов, политологов и др.), выявить новые тенденции в правопонимании, поскольку это непосредственно связано с источниками.
Право принадлежит к древнейшим составляющим человеческой цивилизации, является не только наиболее важным, но и наиболее сложным общественным явлением, имеет длительную историю развития, изучения. В правовой системе России возникают новые элементы, процессы, требующие теоретического осмысления, происходит расширение и углубление научных знаний о праве. Изменения в экономическом и политическом устройстве общества влекут перемены в его юридической надстройке, что обусловливает необходимость пересмотра традиционных взглядов на понятие права, его источники.
Рассматривая проблему правопонимания в современный период, мы сталкиваемся со множеством соответствующих теорий, взглядов на право, с вечным вопросом, касающимся возможности (или невозможности) выработки общего универсального представления о праве, его понятии, адекватно отражающего потребности общества, отвечающего на основные вызовы жизни.
Несколько иначе к общему определению права подошел Д.А. Керимов. Он предложил следующее “всеобщее”, по его выражению, определение права: “Право представляет собой сложную классово-волевую систему, состоящую из общеобязательных принципов, предписаний и действий, объективно обусловленных соответствующими общественными отношениями и регулирующих эти отношения в целях установления режима общественного порядка, обеспеченного организованным духовно-идеологическим воздействием, а также при определенных условиях – и государственным принуждением”.
Данное определение трудно признать удачным, поскольку в нем: предпринята попытка единой дефиницией права “объять необъятное”, охватить ею чрезмерно объемный круг различных, относительно самостоятельных явлений, образующих в совокупности правовую систему общества; не упоминается даже терминологически о нормах права; в числе основных составных компонентов права называются действия. Нельзя наделять действия свойствами нормативного регулятора – они сами объект правового регулирования; недостаточно четко выражена связь между правом и государством: о ней упоминается лишь в связи с использованием при определенных условиях “государственного принуждения” для обеспечения “режима общественного порядка”.
В соответствии с социологической школой понимания права при его определении отдается предпочтение действиям, правоотношениям. Правом признается система правоотношений, поведения людей в сфере права. Попытки рассматривать право как реальный феномен, формирующий общественные отношения, устанавливающий в них порядок, заслуживает пристального внимания, отмечает профессор A.Б. Венгеров. Да и стремление изучить реальную действительность (эффективность) права является социально полезны. В учебной литературе сформулировано определение понятия права с социологическим уклоном: право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Привлекает к себе внимание и определение, предлагаемое B.Н. Нерсесянцем с позиций философской трактовки права как меры свободы. “Право по своей сущности, – утверждает он, – и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода”.
Такой вариант выражения философского осмысления права касается лишь одной, хотя и важной стороны права как меры свободы, но не отражает других его неотъемлемых, не менее существенных признаков, вследствие чего не дает представления о праве в целом, носит частный характер. Поэтому дефиницию, сформулированную В.С. Нерсесянцем, трудно признать общим определением права. Тем не менее она представляется полезной в качестве одного из возможных частных определений права, углубляющих и конкретизирующих ту или иную существенную сторону права, в данном случае акцентирующего внимание на таком его важном свойстве, как “мера свободы”.
По утверждению А.И. Бобылева, право – это система регулирования общественных отношений, выраженная в официальных источниках, которой присуща формальная определенность, основанная на идеях человеческой справедливости и свободы, обеспечивающая интересы личности, общества и государства, их жизнедеятельность.
В юридической литературе высказывается мнение, что в связи с наличием разнообразных точек зрения на сущность права не удастся выработать единого определения права. Однако существует и твердое убеждение, что общее определение понятия права должно быть выработано. Уже сейчас многие ученые к пониманию права и его определению подходят с интегрированных позиций. Например, В.К. Бабаев считает, что право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения. Как видно, в данном научном определении право основывается на определенных идеях, в частности на идее человеческой справедливости и свободы. Но право – не просто идеи, а, как мы видим, идеи, получившие нормативное закрепление, выражение в законодательстве. Отсюда все отрасли права призваны обеспечивать идею справедливости.
Оценивая сложный путь, пройденный юридической наукой в нашей стране, полагаем, что можно говорить о двух основных подходах к пониманию права: нормативном и широком. Усилиями многих видных ученых-юристов, представляющих общую теорию права, отраслевые науки, в конце 30-х-40-х гг. были выработаны нормативное понимание и определение права как системы действующих в государстве юридических норм. “Право есть совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства, в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.
В последующем данное определение было подвергнуто существенным изменениям, в результате которых было разработано, по сути, новое определение права, соответствующее его современному нормативному пониманию: “Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений”.
Наряду с нормативным в отечественной правовой науке складывалось и более широкое понимание права, сторонники которого выступали с предложением о включении в понятие права, кроме норм, также правоотношений, правосознания, субъективного права, актов применения права, правопорядка, отрыва права от государства, противопоставления естественного права позитивному, различия права и закона, “правового” и “неправового” закона и т.п. Полагаем, что четкое представление о разных подходах к праву имеет принципиальное значение для формирования юридической доктрины и практики ХХI в.
Представляется, что искомое определение должно содержать в себе такие принципиальные положения, как: “Право – это система правовых норм, система регулирования общественных отношений, совокупность естественных прав и свобод человека; оно устанавливается обществом и государством, основано на идеях человеческой справедливости и личной свободы, выражает интересы личности, общества, государства; ему присуща формальная определенность, выраженная в официальных источниках; оно носит общий и обязательный характер, право как система воздействия на общественные отношения и поведение людей обеспечивается государством и обществом”.
Вопрос о понятии права – исходный ключевой не только в теории права, но и в отраслевых науках. В прямой зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления – правосознание, норма права, источники, соотношение права и закона, система права и систематизация законодательства, реализация права, юридическая ответственность и т.п. Только на основе правильного представления о том, что есть право, можно определить перспективы развития и пути повышения эффективности нормотворчества, применения и толкования права, создания цивилизованного гражданского общества, правового социального государства, отвечающего интересам человека. В связи с этим необходимо уяснить, в чем заключается современное нормативное понимание права социального обеспечения.
Прежде чем исследовать проблему источников права социального обеспечения, необходимо обратиться к понятию “источники права”, которое является ключевым в юридической науке. Источники права были и остаются предметом самого пристального внимания ученых как в общей теории права, так и в отраслевых научных дисциплинах.
Само понятие “источники права” связано с множественностью и разноречивостью точек зрения ученых, анализ которых широко представлен в комплексных исследованиях специалистов различных отраслей права.
Еще в дореволюционной России авторитетный теоретик права Г.Ф. Шершеневич писал, что под термином “источники права” понимаются: а) силы, творящие право, например: волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть; б) материалы, положенные в основу того или другого законодательства; в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права; г) средства познания действующего права.
Н.М. Коркунов считал источниками права “формы объективирования юридических норм, служащие признаками их обязательности”, а также “средства познания права”.
Л.И. Петражицкий пришел к выводу, что “источники права: обычное право, законное право и т.д., суть которого не что иное, как само право, виды позитивного права, разновидность права”.
Множественность вариантов толкования и применения термина “источник права” была свойственна правовой науке и в советский период. При этом стало традиционным деление источников права на материальные и формальные.
Исходя из марксистского учения о базисе и надстройке, в соответствии с которым силой, причиной, определяющей содержание всех надстроечных явлений, в том числе и права, служит в первую очередь способ производства, экономический строй общества, многие советские ученые полагали, что источником права в материальном смысле являются “в конечном счете материальные условия жизни общества.
В “Курсе советского государственного права” под редакцией Б.В. Щетинина и А.Н. Горшенева утверждалось: “Материальные источники – это социалистическая система хозяйства, социалистические формы собственности, труд людей в соответствии с принципами социализма и т.д. Материальные источники играют определяющую роль в жизни общества и государства. Они выступают как объективные условия возникновения и развития норм государственного права”.
Таким образом, используемый в советской литературе термин “источник права в материальном смысле” обозначает ту силу, которая создает право, вызывает его к жизни.
Наряду с термином “источник права в материальном смысле” в советской литературе использовался также термин “источник права в формальном (юридическом) смысле”. Однако в понимании и применении этого термина также не было единства. Так, С.А. Голунский и М.С. Строгович источником права в юридическом смысле, или, иначе, юридическим источником права, считали “тот способ, которым правилу поведения придается государственной властью обязательная сила”. С.Ф. Кечекьян к такого рода источникам права относил “особые формы выражения воли, придающие тем или иным правилам значение норм права”. А.И. Денисов определял этим понятием формы существования юридических норм. С.С. Алексеев полагает, что источники права – это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Источники права, следовательно, представляют собой резервуар, единственное место пребывания юридических норм, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их “черпаем” (отсюда и название – “источники”)*(47).