Спрос и предложение. Потребительское предпочтение. Предельная полезность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:35, научная работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению спроса и предложения, потребительского предпочтения и предельной полезности.
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором.

Содержание работы

1. Введение. 3
2. Спрос и предложение. 4
2.1 Что такое спрос? 4
2.2 Количественная характеристика спроса 6
2.3 Что такое предложение? 11
2.4 Количественная характеристика предложения 11
2.5 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие. 15
3. Потребительские предпочтения и потребительский выбор. 18
4. Предельная полезность: понятие и функции. 22
4.1 Полезность. Предельная полезность. 22
4.2 Закон убывающей предельной полезности 24
ВЫВОД 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 139.85 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

1. Введение. 3

2. Спрос и предложение. 4

2.1 Что такое спрос? 4

2.2 Количественная характеристика спроса 6

2.3 Что такое предложение? 11

2.4 Количественная характеристика предложения 11

2.5 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие. 15

3. Потребительские предпочтения и потребительский выбор. 18

4. Предельная полезность: понятие и функции. 22

4.1 Полезность. Предельная полезность. 22

4.2 Закон убывающей предельной полезности 24

ВЫВОД 30

Список используемой литературы 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Данная работа посвящена  изучению спроса и предложения, потребительского предпочтения и предельной полезности.

Спрос и предложение –  два важнейших понятия, с помощью  которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально  полному удовлетворению своих потребностей.

Ясно, что для определенного  товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором.

Поскольку стремления покупателей  и продавцов удовлетворяются  друг за счет друга, то они неизбежно  встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических  отношений между покупателями и  поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются  сделки.

Одна из целей работы –  раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия.

С развитием рыночной экономики  эффективность работы предприятий  во многом зависит от того, пользуется ли их продукция успехом на рынке. Поэтому все чаще возникает необходимость  исследовать состояние потребительских  предпочтений по отношению к тому или иному товару.

Так что эта тема важна  в любое время.

В современной экономической  теории большое значение занимает понятие  предельной полезности.

Полезность играет в экономической  теории очень важную роль, прежде всего  применительно к воздействию  предельной полезности на индивидуальный и рыночный спрос.

Полезность связана со спросом, так как потребители  станут приобретать дополнительные единицы продукта лишь при условии  снижения цены. При ограниченности дохода покупатель стремится приобрести такой набор товаров и услуг, который принесет ему наибольшую полезность.

 я выбрала эту тему  для написания работы, потому  что, не смотря на столь давнее  происхождение, эта тема остается  актуальной и в наше время.

2. Спрос и предложение.

2.1 Что такое спрос?

Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени  при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует  так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим  образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и  наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта  дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при  снижении цены товара потребитель чувствует  себя богаче и хочет приобрести большее  количество товара. Эффект замещения  состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится  заместить этим подешевевшим товаром  другие, цены на которые не изменились.

Понятие "спрос" отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя  есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает  такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому  спрос на автомобиль со стороны данного  потребителя отсутствует. Действие закона спроса ограничено в следующих  случаях:

• при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения  цен;

• для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых  является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные  изделия и т.п.);

• при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок - на домашние компьютеры; снижение цен  на пишущие машинки не приведет к  повышению спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут  купить, в зависимости от изменения  цены этого товара называют изменением величины спроса. Если цена костюма  снизится с 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Однако цена является не единственным фактором, оказывающим  влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так  и в сторону уменьшения спроса.

К неценовым факторам относятся:

• изменения в доходах  населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание  приобретать больше товаров вне  зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;

• изменения в структуре  населения. Например, увеличение рождаемости  приводит к росту спроса на детские  товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;

• изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен  на говядину может привести к росту  спроса на продукт - заменитель -свинину и т. п.;

• изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также  другие факторы, не связанные с ценой.

На графике влияние  неценовых факторов на спрос может  быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост опроса) или влево (снижение спроса).

Рис. 1 Влияние неценовых  факторов на спрос

2.2 Количественная характеристика  спроса

Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. И именно

в отношении количественных характеристик спроса в нашем  сознании бытует множество превратных представлений. Прежде всего далеко не всегда осознаются те конкретные ограничения, при которых вообще имеет смысл говорить о величине спроса.

А величина (или, объем) спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель(покупатели) за данный период времени при данных условиях.

В этом определении важны  оба уточнения. Во-первых, объем спроса — это поток, протекающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная величина спроса. Во-вторых, условия, при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится наш принимающий решение о покупке потребитель.

Попробуем выделить в этой среде главные факторы (детерминанта спроса), воздействующие на выбор покупателя:

- цена данного товара (Р);

- цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов

- цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или

комплементарных благ

-доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (У);

-вкусы и предпочтения потребителя (Z);

-объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

-ожидания потребителей (Е).

От словесной модели, описывающей  совокупность факторов, воздействующих на объем спроса, мы, используя данные им обозначения, можем теперь перейти к аналитической.

Функцией спроса называется зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин:

Функция спроса, взятая в  таком обобщенном виде, позволяет  описать зависимость между указанными переменными даже в том случае, когда точное количественное соотношение между ними неизвестно. Например, зная, что при повышении цены на хлеб с 2500 до 3000 объем спроса на него уменьшается, мы можем не знать, на сколько именно он уменьшится, но мы можем выразить зависимость между ними в общей функциональной форме: при

Конечно, мы могли бы и расширить данный список факторов, воздействующих на спрос (детерминант спроса). Однако и приведенной совокупности вполне хватит, чтобы обречь практика на долгие наблюдения и вычисления. Поэтому чаще всего поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие факторы считаются неизменными (действует правило ceteris paribus). В крайнем случае получается зависимость объема спроса от цены данного товара:

Эту зависимость уже достаточно легко оценить, проводя соответствующие  измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц (шкал) либо графиков.

Таблица (шкала) спроса может  иметь следующий вид:

Таблица 1

Цена товара

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

Покупаемое количество

90

80

70

60

50

40

30


При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций  спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. Поэтому выражающая ее на графике кривая спроса (рис.2) имеет отрицательный наклон.

Вместе с тем взаимосвязь  цены и покупаемого количества можно  рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая спроса на том же самом графике будет показывать, какую именно максимальную цену готов заплатить данный потребитель за каждое данное количество товара (рис.3).

              Рис. 2                                                               Рис. 3

В представляющей рассматриваемую  взаимосвязь таблице спроса (табл. 1) для выражения обратной зависимости цены от количества приобретаемого товара ладо просто поменять местами строки цен и покупаемых количеств (табл. 2):

Таблица 2

Покупаемое количество

90

80

70

60

50

40

30

Цена товара

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000


А в аналитической форме  такая обратная зависимость максимальной цены, которую в состоянии заплатить  данный покупатель, от количества покупаемого  товара соответственно может быть выражена в виде обратной функции спроса:

Такая обратная зависимость  также является убывающей: максимальная цена при покупке большего количества того же самого товара всегда снижается. Связь прямой и обратной функций  спроса может быть наглядно продемонстрирована на примере линейной зависимости:

 



а также при нелинейной (например, гиперболической) функции  спроса:



Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса выражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление  любого данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы, а с другой стороны, что далеко не все товары покупаются нами даже в очень небольших количествах (или, по обратной функции спроса, чаще всего существует максимальная цена, при превышении которой данный потребитель вообще не будет приобретать данный товар).

Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль  кривой спроса. Когда изменяется по крайней мере одно из «прочих равных» условий — цены на другие товары, доход, вкусы, предпочтения и т.д. — происходит сдвиг самой кривой спроса. Важно различать движение вдоль кривой спроса и сдвиг самой кривой, отражающие соответственно изменение величины (объема) спроса и изменение спроса.

2.3 Что такое предложение?

Предложение - это количество товара, которое хотят и могут  предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных  ценах на этот товар.

Закон предложения состоит  в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого  товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

Помимо цены на предложение  оказывают воздействие и неценовые  факторы, среди которых можно  выделить следующие:

• изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен  на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

• изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;

• природные катастрофы, войны.

2.4 Количественная характеристика предложения

Предложение возникнет только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Соответственно величина (объем) предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.

Объем предложения — это поток, также протекающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная величина предложения. Далее, условия, при которых определяется данный объем предложения, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится принимающий решение о продаже производитель.

Информация о работе Спрос и предложение. Потребительское предпочтение. Предельная полезность