Спрос и предложение. Потребительское предпочтение. Предельная полезность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:35, научная работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению спроса и предложения, потребительского предпочтения и предельной полезности.
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором.

Содержание работы

1. Введение. 3
2. Спрос и предложение. 4
2.1 Что такое спрос? 4
2.2 Количественная характеристика спроса 6
2.3 Что такое предложение? 11
2.4 Количественная характеристика предложения 11
2.5 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие. 15
3. Потребительские предпочтения и потребительский выбор. 18
4. Предельная полезность: понятие и функции. 22
4.1 Полезность. Предельная полезность. 22
4.2 Закон убывающей предельной полезности 24
ВЫВОД 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 139.85 Кб (Скачать файл)

Условия, влияющие на выбор продавца, можно сгруппировать в следующие  основные факторы (детерминанты предложения):

- цена данного товара (Р);

-  цены товаров-субститутов

- цены комплементарных благ

- издержки производства (C), охватывающие как технологии производства, определяющие необходимые количества используемых ресурсов, так и цены этих ресурсов;

- налоги и субсидии (Т);

- объективные, внешние (прежде всего природные) условия производства (N);

- ожидания производителей (Е).

Построенная с учетом этих воздействий функция предложения будет характеризовать зависимость объема предложения от данных факторов:



Как и в случае с функцией спроса, используя предположение о том, что все факторы, за исключением первого (детерминанты предложения), остаются неизменными (ceteris paribus), мы можем получить упрощенную формулу функции предложения: 

       Опять-таки аналогично функции спроса полученную зависимость объема предложения от цены данного товара можно представить в табличном, графическом и аналитическом виде.

Таблица (шкала) предложения может иметь следующий вид:

Таблица 3

Обобщая множество эмпирических наблюдений, мы можем утверждать, что (при прочих равных условиях, т.е. когда все факторы, перечисленные выше, не изменяются) чем выше цена данного товара, тем больше объем его предложения за данный период. Эта зависимость и является законом предложения.

На графике (рис. 4) определенная таким образом кривая предложения имеет положительный наклон.

Выбор исследователем конкретной формы зависимости объема предложения от цены товара для последующей статистической проверки диктуется непосредственными целями и задачами данного исследования. Самой простой и вследствие этого нередко используемой формой функции предложения является линейная:

где а и b — параметры связи цены и величины предложения, определяемые на основе конкретных наблюдений и статистических вычислений (в частности, методом наименьших квадратов). Среди нелинейных форм чаще всего находит применение степенная зависимость, например:

Приведенную на графике (см. рис. 4) кривую предложения мы также можем рассматривать и в качестве выражения обратной зависимости минимальной цены, по которой данный продавец согласен уступить свой товар, от его количества (рис. 5).



                                 Рис. 4                                                  Рис. 5

В представляющей рассматриваемую взаимосвязь таблице предложения (табл. 3) для выражения обратной зависимости цены от количества реализуемого товара надо просто поменять местами строки цен и продаваемого количества (табл. 4).

Таблица 4

А в аналитической форме такая  обратная зависимость минимальной  цены, по которой продавец в состоянии  продать данный товар, от количества покупаемого товара соответственно может быть выражена в виде обратной функции предложения:

       Такая обратная зависимость также является возрастающей: минимальная цена при производстве и продаже большего количества того же самого товара всегда повышается прежде всего из-за возрастания альтернативных издержек. Связь прямой и обратной функций предложения также может быть наглядно продемонстрирована на примере линейной зависимости:

 

2.5 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие.

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 5,a DD ≈ линия спроса, SS ≈ линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты ≈ цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE - их называют соответственно равновесным объемом (Q= Q= QS) и равновесной ценой (РS = Р- РS).

 В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Рис. 6 Равновесие спроса и  предложения

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD1, тогда как объем предложения ≈ QS1.

В этом случае избыток предложения (QS- QD) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P2, объем спроса QDокажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD-QS2) будет оказывать повышающее давление на цену PВ первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором ≈ через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене Pи как продавец того же товара при цене P1.

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием  по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 6,б. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при QPD> PS1, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при QPS> PD2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения ≈P= P= PE-

Различию в этих подходах мы и обязаны "обратным" расположением  осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал прежде всего понятиями "цена спроса" и щена предложения", поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

P=PD(Q), 
P= PS(Q),

а условием равновесия являлось равенство

PD(Q) = PS(Q)        (2.7)

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались  по оси абсцисс.

Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения  при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

QD=QD(P), 
QS = QS(P)
,

а условием равновесия являлось равенство

QD(P) = QS(P)        (2.7*)

Современная экономическая  теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, а их графическими отображениями по Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа  взаимодействия спроса и предложения. Экономические процессы протекают во времени. Описывающие их модели делятся на два класса: динамические и статические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие фактор времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которое в силу этого само становится важной переменной.

Обозначив время через t, мы можем представить процесс нащупывания (tatonnement ≈ фр.) равновесия по Вальрасу уравнением

где  DQD(P) ≈  избыток спроса при цене Р. Очевидно, что при  DQD(P) > 0 рыночная цена повышается, при DQD(P) < 0 падает, при DQD(P) = 0 условие (2.7*) выполняется.

По Маршаллу процесс взаимодействия спроса и предложения описывается  уравнением

где DP(Q) ≈ превышение ценой спроса цены предложения при объеме продаж Q. Очевидно, что при DP(Q) > 0 объем предложения возрастает, при DP(Q) < 0 снижается, при DP(Q) = 0 условие (2.7) выполняется.

3. Потребительские предпочтения и потребительский выбор.

Объем производства, определяемый производственными факторами, в конечном счете через рыночный механизм спроса и предложения увязывается с запросами потребителей производимого продукта. Но на этом нельзя поставить точку в рассмотрении взаимосвязи между производством и потреблением. Надо иметь в виду, что потребители — это люди, обладающие волей, им присуща психология потребительского поведения, они обладают склонностью к определенным предпочтениям в ходе принятия решения о покупке произведенных товаров. К тому же потребители имеют ограниченные денежные возможности для приобретения произведенных благ. Рассмотрим теперь потребление именно с этих позиций.

Поведение потребителя не удается вписать в строго определенную и тем более формализованную  шкалу предпочтений покупки одного товара другому. Скорее следует говорить о некоторых самых общих принципах, которыми руководствуются потребители, выбирая товары для покупки. Рассматривая различия в выборе покупаемых товаров, экономисты обнаружили, что с увеличением доходов покупатели ограничивают потребление дешевых, простых товаров и переключают внимание на покупку более дорогих товаров, но в меньшем количестве (закон Энгеля).

В еще большей степени  в формировании потребительских  предпочтений по отношению к определенным товарам проявляется действие закона убывающей предельной полезности, в соответствии с которым чем больше единиц данного товара покупатель приобретает и потребляет, тем меньше полезности для него приносит каждая последующая единица товара. Стремясь максимизировать полезность приобретаемого набора благ, потребитель прибегает к замещению одних благ другими таким образом, чтобы выбираемая комбинация благ оказалась обладающей для него наибольшей полезностью, которую можно получить на имеющиеся деньги.

Проиллюстрируем высказанные  положения на примере выбора потребителем для покупки структуры набора, состоящего из двух замещающих друг друга товаров. При этом замещение понимается либо как возможность удовлетворить с помощью каждого из рассматриваемых товаров одни и те же потребности (два продукта питания), либо сочетать удовлетворение разных потребностей (питание и одежда).

Итак, предположим, что потребитель, обладающий определенной суммой денег  для покупки двух товаров (А и  В), принимая решение о составе  приобретаемого им набора этих товаров, анализирует возможные варианты их сочетания. При этом потребитель  учитывает свои предпочтения, руководствуясь принципами удовлетворения потребностей (достижения наибольшей для себя полезности) и учитывая действие закона убывающей предельной полезности.

Пусть для удовлетворения своих потребностей потребителю  достаточно приобрести либо 6 единиц товара А, либо 8 единиц товара В (то есть 8 единиц товара В способны заместить 6 единиц товара А). Ясно, что с точки зрения удовлетворения потребностей потребителю безразлично, какой товар купить. Кроме того, у него есть возможность сочетать товар А и товар В, приобретая их в наборе. Изобразим различные сочетания двух товаров, в одинаковой степени удовлетворяющих потребности (приносящие одинаковую полезность), на графике (рис. 7).

Рис. 7 Кривые безразличия и бюджетная линия



 

Потребитель может приобрести только товар А в количестве 6 единиц (точка С). Уменьшив количество покупаемого товара А, он должен возместить снижение уровня удовлетворения потребностей (совокупной полезности покупки) приобретением определенного количества товара В, чему на графике соответствует перемещение из точки С в точку В. При этом полезность, приносимая первыми единицами товара В, будет намного выше полезности, теряемой вследствие уменьшения последних единиц товара А, что ясно из закона убывания предельной полезности. Так что снижение объема товара A на две единицы (например, с 6 до 4 единиц) может быть компенсировано меньшим увеличением товара В (например, с 0 до 1 единицы). Дальнейшее уменьшение количества товара А, соответствующее на графике перемещению из точки D в точку Е, потребует более значительного увеличения товара В в приобретаемом наборе. Если же покупатель выберет набор, отмеченный точкой Р на графике, то ему придется еще более увеличивать количество приобретаемого товара В, так как по мере перемещения по кривой CDEFG из точки С в точку G полезность единицы убывающего товара А увеличивается, а полезность единицы возрастающего товара В уменьшается. Точке G, как понятно, соответствует покупка только товара В в количестве 8 единиц.

Таким образом, каждой из точек  кривой CDEFG соответствует одна и та же суммарная общая полезность набора товаров А и В, то есть покупателю безразлично с точки зрения удовлетворения потребностей, какой именно набор выбрать. Совокупность точек, которым соответствуют наборы товаров с одинаковой общей полезностью, называют кривой безразличия.

Как ясно из предыдущего  изложения, каждой кривой безразличия  соответствует определенное значение общего уровня удовлетворения потребностей, приносимое набором товаров. Так, кривой безразличия CDEFG соответствует величина такого уровня удовлетворения потребностей (полезности), которую могут принести 6 единиц товара А или 8 единиц товара В. Если же количественная мера потребностей покупателя более высока и составляет, скажем, 9 единиц товара А или 12 единиц товара В, то ей соответствует другая кривая безразличия LM, расположенная на графике более высоко. Семейство кривых безразличия образуют так называемую карту безразличия, которая и изображена на рис. 7.

Кривые безразличия дают представление о том, как потребитель  выбирает набор товаров исходя из представлений о полезности каждого из благ, входящих в набор. Но потребительский выбор связан и обусловлен не только полезностью, а еще и денежными, бюджетными возможностями потребителя или, как принято говорить, бюджетными ограничениями. Обратимся снова к рассматриваемому примеру. Предположим, что товар А продается по цене 500 руб. за единицу, а товар В — по 350 руб. за единицу, а всего у покупателя имеется 3500 руб., что и составляет его бюджет. Тогда покупатель способен приобрести либо 7 единиц товара А (точка R на графике), либо 10 единиц товара В (точка S), либо любую комбинацию товаров, которая соответствует точкам на прямой RS. Действительно, если количество товара А обозначить у, а количество товара В обозначить х, то между величинами х и у существует связь:

500 у + 350 х = 3500,

отражающая тот факт, что потребитель не имеет возможности потратить на покупку более имеющихся у него 3500 руб., составляющих бюджетное ограничение. При условии, что потребитель потратит на покупку весь свой денежный запас, то есть бюджет, он сможет купить количество у товара А и количество х товара В, связанные соотношением:

10 у + 7 х = 70.

Это соотношение есть не что иное, как уравнение отрезка  прямой RS, ограничивающего вместе с осями координат треугольник ORS, представляющий область возможных покупок при заданном бюджетном ограничении в 3500 руб. и заданных ценах на товары. Линия, ограничивающая область возможных покупок набора товаров при определенном объеме денежных средств покупателя и известных ценах на эти товары, именуется бюджетной линией. В рассматриваемом примере на графике (рис. 7) это прямая RS.

Информация о работе Спрос и предложение. Потребительское предпочтение. Предельная полезность