Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 21:28, дипломная работа
Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала...….8
1.2. Педагогические условия активности учащихся на уроке……………....11
1.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия изучаемого материала………………………………………………………….18
1.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала…………………………………………………………..20
1.5. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала…………………………………………………………..22
2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии…………………………………………………………….24
2.2 Формы и методы активного обучения………………………………….….27
2.3 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии……………………………………………………………………….…31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Разработки уроков биологии с использованием средств развития познавательного интереса…………………………………………………….…35
3.2 Результаты проведенных уроков биологии……………………………..….47
4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………49
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Активизация познавательного интереса
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Создание проблемной ситуации
при изучении учебного
1.2. Педагогические условия
1.3. Приемы развития
1.4. Приемы развития
1.5. Приемы развития
2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических
задач при развитии
2.2 Формы и методы активного обучения………………………………….….27
2.3 Познавательные игры как
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Разработки уроков биологии
с использованием средств
3.2 Результаты проведенных уроков биологии……………………………..….47
4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50
Актуальность активизации познавательного интереса
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания ; воплощать в жизнь научно-технические решения; осваивать новые специальности; дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.
Развитие творческих
познавательных способностей
Ёще К.Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал что «не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает» (К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М: Просвещение, 1967 )
В современном
обществе для системы
В тоже время наблюдается
снижение интереса к учёбе, интеллектуальная
пассивность. Этим и объясняется
более настойчивое внимание
Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мысленной деятельности, помогая овладеть способами познания.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И. Щукина, Л.И. Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики коллективных дел.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧЕНИЯ: обеспечить изучение (повторение, закрепление) основных понятий, биологических закономерностей; продолжить формирование обще учебных умений и навыков.
РАЗВИТИЯ:
ВОСПИТАНИЯ:
ПРИНЦИПЫ:
Данная система работы предполагает создание следующих условий для проведения познавательной активности:
Трудоемкость осуществления опыта:
Кредо учителя:
Среди всех мотивов учебной деятельности, познавательный интерес является самым действенным. Под познавательным интересом психологи психологи понимают особую изберательную направленность психических процессов человека на явления и объекты реального мира. По этому признаку наблюдается явно выраженное стремление личности заниматься именно этой областью явлений. Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляются любознательность и увлеченность предметом. Познавательный интерес, возникающий в процессе обучения, активизирует умственную деятельность не только в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных интелектуальных задач.
Формируется устойчивый познавательный интерес не сразу и разными средствами. Одним из них является занимательность. Прежде всего элементы занимательности вызывают богатое своими последствиями чувство удивления. Таковыми могут быть новизна, необычность, странность, противоречивость прежним представлениям, неожиданность и т. д. А роль эмоций в процессе познания очевидна.
Назначение занимательности в учебном процессе в том, что она
Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью целесообразно привлечь средства занимательности для достижения конкретных целей на уроке.
Результаты исследований Г. И. Щукиной показали что
Обобщая сказанное, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, в важный фактор движения учебного познания. Осознанное планируемое создание условий для развития познавательного интереса- это одно из сильных средств повышения эффективности обучения на современном уроке.
Мотивация учения не составляет отдельного этапа какого- либо урока или группы уроков. Эта работа ведется на каждом этапе в течение каждого урока, всего учебного года. Педагогическое руководство «конструированием» мотивов учения каждого ученика самым непосредственным образом связано со структурой и формами организации урока, методами обучения.
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала.
Учебный урок – это трудовой процесс, и, как и любой трудовой процесс, он требует работоспособности. Еще К.Д Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, -подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения»одним из существенных элементом является создание проблемной ситуации на уроке.
Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но и определяют развитие склонностей и способностей человека.
Однако проблемную ситуацию создает не всякий вопрос, задача или противоречие. Если на тот или иной вопрос или задачу у ученика имеется готовый ответ, здесь не требуется по существу никаких мыслительных усилий, кроме припоминания и воспроизведения уже известных знаний. Познавательная же проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности.
Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт проблемной ситуации. Дело в том, что учащихся не трудно вывести за пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление может остаться «не включенным». Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной деятельности и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.
Информация о работе Активизация познавательного интереса на уроках биологии